Одной из самых любимых тем современных российских караул-патриотов/неокомми/совков и пр. является "чудесное качество белорусских продуктов", полученное благодаря мудрому руководству неосовка Лукашенко. "Белорусские продукты - качественные и натуральные, а россияне едят мешанину на растительном масле!" "Беларусь кормит Россию!" и прочие кричалки встречаются постоянно.
Давайте разложим всё по полочкам.
1. Предыстория. Белорусские продукты как более менее массовое явление на полках российских магазинов появилось в конце 2008 года. Произошло это по причине обвала белорусского рубля, вслед за российским, из-за очередного мирового кризиса. Тогда на белорусских предприятиях существовало два прайса: экспортный в российских рублях (или долларах, но тоже для России) и внутренний в белорусских рублях. Но поскольку Нацбанк Белоруссии не мог официально признать и установить реальный курс, то официально курс не изменился, а реальный полетел вниз, и именно по нему тогда скупали/продавали валюту все кому не лень путем различных махинаций. Но через банки купить валюту по курсу нацбанка было невозможно. В итоге белорусская продукция по внутренним ценам стала настолько дешевой в пересчете на валюту, что все массово начали тащить белорусские продукты даже с полок магазинов (не говоря уже про заводы), паковать в бусики, минивэны и фурки, и прямиком контрабандой без документов в Россию. Когда же валютный курс все-таки привели в должное состояние, то тема с белорусскими продуктами все равно осталась. Вы помните, как практически на любой крупной ж/д станции были эти палатки «Белорусские продукты», «Белорусский фермер», «Продукты от Батьки» и пр. Сейчас встретить подобные торговые точки - уже скорее исключение. И далее расскажем почему. А пока подытожим: белорусские продукты появились в России не как результат грамотной маркетинговой стратегии (как у всех), а через обвал курса и контрабанду. До 2009 года в Россию из Белоруссии завозилось только сухое молоко в мешках, масло сливочное в коробках, сыры в круге/брусе и мясо в виде полутуш, из которых потом российский производитель делал свою продукцию под собственной маркой.
2. Качество. Да, действительно, белорусские предприятия производили, и до сих пор большинство производит, продукцию по еще советским гостам. Но в СССР один и тот же ГОСТ предусматривал колоссальную разницу в ингредиентах и изготовлении - смотря кому продукция предназначалась. При этом российское законодательство давно уже максимально привело в порядок российскую продукцию. Все мы видим на ценниках с молочкой аббревиатуру БЗМЖ - «без заменителя молочного жира». А дальше уже вопрос цены: хочешь гостовскую российскую или белорусскую тушенку - платишь одну цену. Хочешь дешевле - берешь тушенку по ТУ. Все. Нет тут никаких больше секретов. Сливочное масло по ГОСТу одинаково везде, где бы его не произвели. Вопрос только какой у кого себест по итогу, и об этом тоже дальше. А пока подытожим и этот пункт: весь миф о белорусском качестве - это просто строгое соблюдение законодательства в производстве и маркировке, то есть то, что Россия успешно приводит, если уже не привела, в порядок: введение ветеринарной системы Меркурий плюс внедряемая сейчас система индивидуальной маркировки на пачках/единицах той же молочной продукции по примеру акцизного алкогольного и сигаретного ЕГАИС.
3. Маркетинг и развитие. На уже сформировавшемся рынке любой продукции давным давно в мире работает следующее правило: при планировании производства - одновременно планируется и продвижение, или маркетинговый фонд. Это и реклама, и акции в сетях, и бонусы сетям и пр. пр. У транснациональных корпораций, как Нестле, Крафт, Марс, Данон - это работает как часы, и именно поэтому у них такая широкая представленность на полках (ну и конечно, дешевые западные деньги). Не секрет, например, что продукция Кока-колы или Пепси, по себестоимости, копеечная, но эти компании вбухивают десятки миллиардов долларов в год в рекламу, спонсорство спортивных мероприятий и пр.
Ну и как же в этой системе координат чувствуют себя белорусские производители продуктов питания? А никак! Это может показаться дикостью, но на государственных белорусских заводах боятся даже произносить слово «маркетинговый контракт с российским Магнитом или Дикси», потому что их сразу обвинят в сговоре и коррупции с россиянами. А на еженедельных совещаниях в исполкомах и Минсельхозе Белоруссии так и говорят «делайте шо хотите, мало работаете, у нас же качество» и прочие вещи, которые не имеют ничего общего с законами торговли. Это при том, что предприятиям, конечно, выгоднее продавать молоко в бутылках и колбасы с деликатесами, а не сухое молоко в мешках и мясо в полутушах, поскольку добавленная стоимость несопоставима. В итоге в федеральных российских сетях твердо стоят на полках только три белорусских производителя: Савушкин продукт (он же Брест-Литовск), Санта-Бремор (селедка и рыбопродукты) и Петруха (курица), и по удивительному совпадению - это частные белорусские заводы.
Это главная причина, почему волна магазинчиков с белорусскими продуктами сошла на нет, поскольку никакой рекламной и иной поддержки эти товары не имели и не имеют. Ну и, конечно, российский продукт уже перестал отличаться по качеству, и это стало нормой.
Были и такие случаи, когда Правительство Белоруссии собирало у себя всех представителей российских федеральных сетей, и давало устные гарантии, что все будет отлично, и что поставки будут как часы, только поставьте нас на полки. В итоге российский ритейл подумал между собой и просто отказал в такой схеме, так как грош цена таким уверениям, как показала дальнейшая практика. И об этом тоже ниже.
4. А теперь о главном - о будущем белорусских продуктов в России. Я не раз говорил, что 80% мясо-молочного белорусского экспорта приходится на Россию. Но Россия сама уже ставит рекорды по производству мяса и молока, особенно впечатляет рост в этом году: +7% по молоку, +4.7% по мясу, рекорды по производству комбикормов и прочее. Импорт свинины из Белоруссии уже давно минимален, а вот обратный экспорт российской свинины в Белоруссию - растет. Россия полностью себя обеспечивает птицей и свининой, а экспорт мяса с 2001 года вырос в 140 раз. Тоже самое скоро произойдет и с молоком - ориентировочно в 2024-2025 годах, когда российский производитель полностью заместит по объемам белорусский импорт. Более того, как уже показывает сегодняшняя практика по мясу, Россия не просто заместит белорусское молоко, а и на экспорт пойдет и именно на те ниши, где со скромными поставками уже успели занять беларусы - Китай, Азия и некоторые страны Африки.
Кстати, все знают о том, что уже очень много лет правительство и президент Белоруссии громогласно раздают команды о диверсификации рынков, чтобы уйти от зависимости от России. В итоге это привело на сегодня к мизерным поставкам, и то, за счет демпинга цен. То есть никто там не смотрит на прибыльность сделок. Если для России, условно, на масло, например, устанавливается цена 350 рублей, то Китаю продают за 300. Вот и весь секрет диверсификации) А Россия сможет предложить цену и ниже 300-т, и будет в плюсе, поскольку это частные предприятия, а не белорусские коррумпированные неэффективные заводы, где на предприятиях кратно трудится больше людей, чем на аналогичных российских, и только для того, чтобы отрапортовать о «занятости населения». Это, конечно, хорошо, рабочие места, только к экономике это не имеет отношения в таком варианте. И как итог - убытки и потеря российского рынка. Ну а убытки, по старинке, белорусский бюджет компенсирует из сверхдоходных секторов, как дешевая российская нефть и газ. Только дешевой российской нефти и газа уже нет и не будет.
5. О будущем российских продуктов в России. Часть вторая. В итоге вышеупомянутой «грамотной» политики продвижения на российском рынке, белорусские предприятия продают только сырье. Это те самые сухое молоко в мешках по 25кг и масло в коробах по 20кг, которые российский производитель перерабатывает и продает уже как продукт с высокой добавленной стоимостью, но под своей торговой маркой. Это и говядина в полутушах. И это сыры, которые потом идут в нарезку и продаются под совершенно другими брендами. Обратите внимание на маркировку на упаковках с нарезкой сыров: российское законодательство заставляет писать страну происхождения (но никак не завод). И очень часто, если это более менее технологически сложный для вызревания сыр, как Масдаам, то это белорусский. Здесь российским производителям еще подтягиваться надо до белорусских, но уже в этом году поставлен очередной рекорд - плюс 15% производства сыра к 1-му кварталу прошлого года. Кстати, в России производство сыров с 2013 года по 2019-й выросло на 52%, с 345тыс. тонн до 524тыс. тонн. Плюс в 2019-м году Россия произвела 179тыс тонн сырного продукта, что на 13% меньше, чем в 2018-м, и это самый низкий показатель с 2010-го года. А сыр, между прочим, самый молокоемкий продукт, то есть от белорусского сыра Россия будет отказываться в самую последнюю очередь.
Подытожим этот пункт. В результате резкого роста собственного российского производства, белорусский мясо-молочноый импорт в ближайшие годы сойдет на нет. И это не потому, что Россия такая плохая, а потому что рынок так устроен, а Белоруссия, со слов Лукашенко, суверенитетом не торгует. Останутся только те самые Брест-Литовск, Санта-Бремор и Петруха. Да и то, если после прихода новой власти в Белоруссии вдруг не окажется, что и там Россия исторический оккупант и придется вводить те же санкции, что и в отношении Украины, только уже по кодам ОКВЭД, то есть полностью перекрыть мясо-молокопровод из Минска. В любом случае, как бы не развивались межгосударственные отношения, Беларуси придется резко сокращать свое поголовье крупно-рогатого скота и пускать на тушенку. Или продавать коров тем же россиянам. Это реалии. Спасти все это «хозяйство» можно было только вхождением в состав России. Но об этом уже речи не идет. Недавно Мясникович (бывший белорусский премьер) на встрече с российским правительством сказал, мол, зачем России развивать собственное производство молока, если с этим хорошо справляется Белоруссия, и предложил и дальше делать то, что хорошо получается, например, строить самолеты, а молоком уже белорусы нас обеспечат. Да нет, так это не работает. И самолеты будем строить, и молоко свое производить будем, и выбьем белорусов из скромных ниш в дальнем зарубежье, потому что рынок такой, а не Россия такая плохая.
6. Этот пункт - как последний гвоздь в нынешнюю систему хозяйствования в Беларуси в плане «знаменитых» белорусских продуктов питания. Помимо качества и маркетинга есть еще такая банальная штука как элементарный менеджмент. Так вот, в Белоруссии до сих пор цены отпускные на предприятиях, прежде всего экспортные, устанавливают чиновники из коррумпированного Минсельхоза в Минске. В итоге в какой-нибудь Могилевский облисполком приходит разнарядка: «отгрузить такому-то клиенту 1000тонн масла по такой-то цене». То есть приходит приказ в нарушение всех законов экономики и вообще экономической логики. И плевать всем на индивидуальные управленческие и финансовые балансы каждого отдельного предприятия и его конкретные договоренности со своими клиентами. Вынь да положь по такой-то цене. Вы сейчас это читаете и думаете, что это утрировано или приукрашено, но нет. И это в 2020-м году.
В итоге таких решений российские компании с твердыми контрактами ПО ПРЕДОПЛАТЕ (это важно подчеркнуть) недополучают продукцию из-за вот таких идиотских коррумпированных решений. Как мне рассказывала одна торговая белорусская торговая компания, поняв, что зайти в федеральные российские сети им никак не светит, потому как заводы не готовы брать на себя маркетинговые расходы по вышеизложенным причинам, они начали массово предлагать белорусские продукты в региональные российские сети, которым сложно конкурировать с федералами, и их фишкой может быть только уникальный «контент» на полках, то есть белорусская продукция в том числе. Так вот, по их статистике, 2 из 10 региональных сеток просто бросали трубки, как только слышали, что речь идет о беларусах, с формулировкой: «мы с беларусами больше никогда не будем работать». Потому что в России если есть контракт - его надо исполнять. Если положил товар на полку - будь добр его обеспечить, а не прикрываться тем, что пришла разнарядка и тебе товара не досталось. Еще раз - это все происходит в 2020-м году, и именно поэтому нет белорусских брендов на полках.
Кстати о предоплате. Поскольку для белорусских директив сверху - валютная выручка это их все, то абсолютно распространенной практикой является элементарное кидалово. Например, ты заплатил за 300 тонн сливочного масла вперед огромные деньги по конкретной цене, прописанной в контракте и инвойсе. Но тут произошел опять очередной белорусский валютно-курсовой шухер, и тебе директор предприятия спокойно говорит: извини, друг, но тебе надо доплатить еще такую-то сумму к уже оплаченной, чтобы сгладить валютные колебания, а иначе ко мне приедет госконтроль и меня посадит. Как тебе такое, Илон Маск? И ничего ты ему не сделаешь. Это государственная установка такая. Поэтому не нужно даже быть аналитиком, чтобы понять, что при таких «отношениях» коррупция в сельском хозяйстве Белоруссии расцвела таким бурным цветом, что нужно надевать солнечные очки, чтобы не ослепнуть от этого экономического счастья. А что такое госконтроль легко понять, как я и говорил в прошлом посте, - просто вглядитесь в глаза его главы, который недавно зачитывал по суфлеру решение по Бабарико. И вот эти люди занимаются белорусской экономикой.
И напоследок. В Белоруссии действительно есть продуктовые предприятия с восхитительно вкусной и интересной линейкой продукции. Зайдите хотя бы на сайт Беллакта (Гродненская область). Там делают такие творожные пирожные, которые до сих пор не смог повторить никто из российских производителей. Они бомбические! По колбасе и мясопродуктам для меня до сих пор являются эталоном Брестский и Гродненский мясокомбинаты. Но только к экономике это, к сожалению, не имеет никакого отношения.
Ну и в конце про цены. В Белоруссии главной товаропроводящей сетью является Евроопт. У них около 800 супермаркетов и гиперов во всех уголках страны. Так вот, зайдите на их сайт и посмотрите на цены на белорусские и не только продукты. Они там уже ВЫШЕ, чем в России, причем на те же их собственные Брест-Литовск и Петруху)) Более того, российские продукты планомерно с каждым годом отвоевывают по несколько процентов в год на белорусских полках. Это очень сильно не нравится белорусским властям, и они директивно запрещают просто выдавать ветеринарные сертификаты на российскую курицу, мясо и уже молочку. Это, кстати, нужно знать тем, кто возмущается, что Россельхознадзор кого-то там временно закрывает на ввоз из белорусских предприятий. Происходит это потому, что российские предприятия тупо эффективнее, и их себестоимость продукции позволяет класть на лопатки белорусского неэффективного государственного и коррумпированного производителя. И пока наши государства в рамках ЕАЭС - этот процесс не остановить. Вот и вся сага про белорусские продукты. Извините, если «много букав». Но этот вопрос нужно было закрыть на бумаге здесь. Спасибо за внимание. Кстати, многие белорусы во главе с президентом любят рассказывать, что у них коровники чЫстые, а россияне-разгильдяи в грязи содержат скот. Так вот, по официальной статистике, средняя российская корова дает больше молока на 20%, чем белорусская, вот и тут весь мир рушится.
P.S. Тематика данного канала - Украина и Россия. Так вот, когда в 2014-м году начались разборки между Россией и Украиной, вы даже не представляете, сколько счастья было у белорусских чиновников Минсельхоза. Потому что они-то понимали и понимают, что вообще никак не могут конкурировать с украинским производителем, и не только продуктов питания. Потому что при всех политических минусах Украины за последние годы, бизнес они вести умеют как эффективные собственники, и этого у них не отнять. Более того, вхождение Украины в состав Таможенного союза - это страшный сон Лукашенко, поскольку он прекрасно понимает, что на весах Украина-Белоруссия про Белоруссию забудут на следующий же день, как и со всеми ее неэффективными предприятиями. Именно в том числе поэтому он не признал Крым. А во время и сразу после крымских событий и санкций - все хладокомбинаты Белоруссии были забиты дешевой украинской курятиной и мясом, а на трассах выстраивались сотни фур рефрижераторов с курятиной друга Порошенко, собственника "Мироновский продукт". Украинского мяса и молочки было столько, что даже собственные мощности пришлось останавливать. В итоге на российско-белорусской границе по трассе М1 не нашли другого способа отсекать это все, как тупо искать поддоны с выжженной маркировкой “ua” - по-другому никак это было не остановить. Вот такие вот союзнические отношения у нас с братской Белоруссией. Имеется ввиду не с народом, а с его руководством.
Источник:
https://aftershock.news/?q=node/881500