Рабский труд был основой экономики СССР с самого его основания. И если рабами были взрослые, то почему бы не быть рабами и их детям?
"Пионерская правда", 1929 год: "Товарищ Петров, беседовавший с нами о жизни колхозных ребят, сообщил нам, что для ребят существует 6-часовой рабочий день. За свою работу они получают 25 коп. Ребята более старшего возраста, от 14 до 17 лет, получают по 50 коп. в день". Через год, в 1930 году, это недоразумение с получением денег за свой труд, в колхозах отменили, введя трудодни. Но детям и они не полагались.
А "городским" и вовсе никто ничего не собирался оплачивать.
На войну с урожаем свозили "шефов" из города, отрывая от работы на производстве, школьники и студенты забрасывали свои учебники и конспекты становясь на время сбора урожая "отрядами" и "бригадами". Овощи на полях собирали в мешки или в деревянную тару. А в конце рабочего дня быстро закидывали всё собранное на борт подошедшего грузовика.
Каждый, кто прошёл школу советских шефства над колхозом помнят как болит и не разгибается спина, как отваливаются после работы руки. Сегодня, перед вами подборка из воспоминаний читателей канала, в которых они делятся своими историями о работе на колхозных полях и рассказывают как это было на самом деле, а не на страницах глянцевых отчётов пропагандистов в центральных газетах и журналах.
Сергей Сергеев
"В первый класс пошел в 1969 г. Начиная с 6-класса, гоняли на сбор картошки в местный колхоз. Потом в институте каждый год по месяцу в колхоз или на завод.
В колхозах была грязная и тяжелая работа в дождь и снег без оплаты. Можно было набрать в рюкзак картошки или капусты (что там убирали), но на выходе с поля колхознички могли и отобрать.
На заводах какую-то мелочь платили. Как правило, то что ты заработал делилось между местными рабочими, а тебе совали 10-20р за месяц труда.
Однажды за месяц тяжелейшей работы на конвейере ижевского автозавода нам заплатили по 20 рублей, при средней зарплате в 200-250! Я в бухгалтерии демонстративно отказался получать эти гроши и в результате получил 140 р.
После института все продолжилось: инженеры отправлялись в колхозы, на стройки, на копание траншей и т.п. Правда при этом сохранялась средняя зарплата. Некоторым даже нравилось - можно сбежать на месяц из семьи и бухать.
Из колхозников на поле можно было встретить разве что тракториста, грязную работу за них делали приезжие. В некоторых местах колхозники непрерывно пили месяцами, забывая даже кормить-доить скотину. Несчастные животные в загоне, увидев человека, начинали дико орать".
Евгений
"В Пермском крае (тогда ещё области) был совхоз-техникум. Работали все, в своём же совхозе.
Первокурсники - на уборке картошки. 2-й курс - там же, но уже не собирали, а грузили мешки в машину. Так же 2-3 курс работал на зерновых складах - сушилках, сортировках. 4 курс - уже технологическая практика. Самостоятельно работали на технике.
В 1983 году нас, две группы - 60 студентов - увезли на соседнее отделение. Жили в подсобках молочной фермы, там же была столовая, душевые. На вечер - лоток хлеба, флягу молока и 10-кг банку повидла. В дождь, естественно, не работали - техника по полю не шла. Жили почти 2 месяца. Первокурсников - нас, 15-летних парней - кроме знакомства такая работа сплачивала, сразу показывала кто есть кто".
Коля Новиков
"На первом курсе техникума, на картошке, нас по домам расселили. Мы там тоже на полу, на соломе спали. И не в комнате, а тамбур такой, между входной дверью и входом в комнаты.
Правда хозяйка свежую солому каждый день стелила.А муж у неё был такой здоровенный мужик. Как выпьет, выходит к нам в этот тамбур с шахматами-играйте с ним.
Был у нас один парень, тихий такой, скромный. Мы его - Серёга, давай играй с ним. Серёга начинает его обставлять, он такой-пойду на улице покурю, подумаю. Уйдёт с доской на улицу, переставит там все пешки, кони и назад.
А чего ему скажешь. Он рассол утром из 3х литровой банки одной рукой пил. Поступали мы после 8-го. Мне на тот момент вообще 14 лет было".
Пелан Пелан
"А вот как студенты ездили на картошку в "гадкой" Эстонии.
Жили на базе отдыха колхоза-все культурно-кровати с матрасами постельное белье мебель в комнатах.
На работу - на автобусе. В поле - студенты и пьяные трактористы. Еду готовила повариха специально приставленная к нам. Сама готовила, сама убирала. Каждый день утром спрашивала - что изволим кушать вечером?
В обед возили в колхозную столовку. Еще и денег заплатили через 3 недели. Когда была теплая погода возили даже на озеро купаться. Вечерами варили - грог. Горячее вино с яблоками. Яблоки стояли в ящиках в столовой-бери сколько хочешь. Работали как и все-8 часов. Но я приехала оттуда с такими наетыми щечками и вся пышащая здоровьем.
Дома наша мама не особо убивалась с готовкой обедов и ужинов. Только ужин - в обед доедали то что с вечера оставалось. Изредка пельмени лепили. По воскресениям был прямо праздник живота. В учебные дни днем питалась в буфете института".
Лина Волк
"Работали осенью 1979 г в совхозе Раздолье Ленинградской области. Один из богатейших совхозов области. Сапоги резиновые покупали сами - 12 рублей. Денег не заработали, всё высчитали за трехразовую кормежку, впрочем очень хорошую.
Жили в деревянных дощатых бараках, без отопления и воды. Туалет на улице. Умывались в столовском туалете перед завтраком.
Помню, убирали турнепс. Трактор проедет, мы за ним собираем. Было, помню, холодно и грязно".
Курицын
"В 1971 году школьниками были на уборке картошки в колхозе. Рядом поле с подсолнухами. Ну мы пацаны сорвали по несколько подсолнухов. Прибежал учитель истории - парторг школы и отругал нас и все отобрал. А вечером, когда все уже расселись по автобусам, он выскочил из автобуса и из кучи зерна на току нагреб полную сумку зерна на виду всех школьников. Тогда мы получили первый урок что брать надо по чину ...
Помню в 1982 году на военных сборах, солидный полковник напихал в рабочую рукавицу больших гвоздей и попросил меня молодого солдатика пронести её через проходную военной части, а то ему не солидно ..."
Ирина Сергеева
Я школьницей все думала, ну как же проклятые капиталисты обходятся без пионеров, комсомольцев, студентов и солдат во время уборки урожая, и ведь не сдыхает там никто от голода, а мы еще у них и зерно закупаем. Оказалось, основную грязную и тяжелую работу у них выполняет техника. Я где-то в начале 2000-х была потрясена их уборочной техникой, особенно техникой по уборке картофеля, моркови и свеклы. А у нас совершенствование шло только в плане оборонки и космоса, остальное смотрелось неплохо , если сравнивать с 1913 годом, почему-то уровень жизни и техники сравнивался именно с этим годом даже в учебниках 80-х годов.
Евгения Медовская
Это была самая настоящая эксплуатация детского труда.
Весь сентябрь школьников, как скот везли в тесном автобусе (набит битком) в совхоз на поля с картошкой, морковкой, свёклой. У каждого школьника должно было быть своё ведро для сбора урожая. Не кормили, не поили! Если начинался дождь - мокли под дождём, так как этот пресловутый автобус находился за тридевять земель. С ненавистью вспоминаю то время.
Вера
Два года на первом и втором курсах в начале 70-х ездили в сентябре на месяц картошку убирать. Первый год жили в гараже, спали на нарах в ряд , мальчики и девочки в разных помещениях, слава Богу. На соломенных матрасах, умывались на улице, в туалет утром очередь была. Повариха была, а мы по очереди дежурили на кухне. Второй год жили в общежитии. Уставали очень, конечно, но вечером ещё и танцы устраивали. Когда наконец вернулись, то на первом занятии узнать друг друга не сразу могли, т.к. в телогрейках ходили, а потом в цивильное и модное переоделись и другими стали. Вообще ужасно это всё было и безобразие и бесплатный принудительный труд. Но мы тогда об этом точно не думали, и воспоминания остались светлые, юность, наверное. До сих пор помню вкуснейший тёплый хлеб и сливки из сепаратора, такие вкусные, но потом от них живот болел. Но обратно в те времена не хочу, абсурд это полный был , и развал системы, о которой многие тоскуют.
Александр Радин
"Пособие для ностальгирующих по СССР... Воспоминания? Сколько хотите!
Ну вот, например: где-то в 1970-х отправили наш отдел на уборку картошки (или капусты?) в подшефное хозяйство.
И вот, представьте: человек 500 на огромном поле. И только двоих - девчушку и меня - поставили на важный пост: разносить ящики тем, у кого была нужда в таре. Как вы думаете - достаточно ли было поставить двоих в расчете на 500 человек, на поле площадью примерно 1 кв. км?
Но это - не главное. А главное в том, что этот случай превратили в пример нерадивости отдельных несознательных граждан. И этот «ужасный» случай кочевал из доклада в доклад, все выше и выше.
Вот, секретарь парткома говорит на партсобрании актива: «наряду с нашими успехами есть ещё отдельные недостатки. Вот, например...».
Затем то же выносится на райком партии: «Возьмём примеры. На эн-ском предприятии...».
Потом - обком: «В таком-то районе произошёл возмутительный случай...».
И все - о «нерадивых» типа нас двоих, но никто (!) - о головотяпстве и полном безразличии в отношении эффективности работы! Сплошные ложь, показуха, наплевательство.
Эта страна была обречена на гибель по разным параметрам. А полная подтасовка в отчетах?
Я не хочу назад. При всех перекосах сегодняшнего дня я не хочу оказаться во вчерашнем. Там пахнет гнилью."