15 мая 1941 года в Москве приземлился немецкий Junkers 52 с бортовым номером 7180, беспрепятственно прилетевший в СССР из Кенигсберга.
Самолёт пролетел над территорий СССР по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва и приземлился на центральном аэродроме столицы СССР недалеко от стадиона «Динамо». Перед приземлением самолет сделал несколько кругов над стадионом «Динамо» на Ленинградском шоссе и лишь после этого зашел на посадку. Служба советской ПВО не только не предприняла каких-либо мер для противодействия нарушителю, но способствовала полету и выдала разрешение на посадку в Москве. Самолёт явно сочли представителем дружественной державы.
Согласно записке наркома государственного контроля СССР и заместителя председателя правительства Льва Мехлиса о результатах "расследования", у Junkers имелось разрешение на пролет по маршруту Кенигсберг - Москва, действовавшее до 15 мая. Но перед вылетом требовалось уведомить органы советской власти, а также указать точный маршрут полета. Ничего этого сделано не было. Более того, посты войск воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) прозевали немецкий самолет, приняв его за свой.
Основная информация этого полета до сих пор засекречена. Неизвестно даже имя летчика, сидевшего за штурвалом машины. Существует множество предположений относительно целей перелета из нацистской Германии в Советский Союз за пять недель до начала войны. Согласно одной из версий, кто-то другой из высшего руководства Третьего рейха хотел таким способом провести прямые секретные переговоры с Иосифом Сталиным.
Полёт был очень похож на состоявшийся 5 днями ранее такой же секретный визит Рудольфа Гесса в Великобританию.
"Цель полета так и осталась загадкой, но, по имеющимся немецким данным, в марте 1941 года в СССР было поставлено три аналогичных самолета, и №7180 должен был быть поставлен в мае. На это указывает и то, что летчиков разместили в гостинице «Националь», а общались с ними представители Наркомата внешней торговли" - отмечал в своей книге «Москва. 1941» Анатолий Воронин.
Но советские власти не были бы советскими, если бы не устроили под этим предлогом операции прикрытия и очередных репрессий.
10 июня 1941 года нарком обороны СССР Семен Тимошенко подписал приказ «О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Junkers 52». В нем отмечалось, что посты ВНОС обнаружили самолет лишь после того, как он углубился в территорию СССР, к тому же приняли Ju-52 за рейсовый DC-3 и не посчитали необходимым предпринять какие-либо меры по предотвращению полета. Кроме того, в приказе сообщалось, что «вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Василий Тихонов и заместитель начальника Главного управления ПВО генерал-майор Алексей Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Junkers 52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток».
«Это вызвало переполох в Кремле и привело к волне репрессий в среде военного командования: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрел высшего командования ВВС. Это феерическое приземление в центре Москвы показало Гитлеру, насколько слаба боеготовность советских вооруженных сил», - констатировал в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы» легендарный сотрудник советских спецслужб Павел Судоплатов.
Несмотря на всю серьезность ситуации, нарком Тимошенко и начальник Генерального штаба Георгий Жуков не стали жестко наказывать провинившихся, ограничившись выговорами и замечаниями. Впрочем, ряд историков полагает, что инцидент послужил причиной ареста в ночь на 8 июня 1941 года начальника Главного управления ПВО генерал-полковника Григория Штерна. По другому предположению, в его случае пролет Junkers 52 стал лишь предлогом, поскольку Штерн уже находился в разработке органов НКВД "за распространение троцкистских идей в вооруженных силах". Героя Советского Союза расстреляли 28 октября 1941 года.
А 31 мая 1941-го арестовали (и через год расстреляли) командующего ВВС Московского военного округа генерал-лейтенанта Петра Пумпура. Он обвинялся в "антисоветском военном заговоре и вредительской деятельности".
При этом в довоенные времена ничего необычного в полётах нацистов над СССР не видели. Тем более что нацистские лётчики учились в советских лётных школах. Хрущёв вспоминал: «Наглость эта проявлялась в бесцеремонности перелетов немецкими разведчиками их воздушных сил границы Советского Союза. Они углублялись до Чернигова, а однажды мы засекли, как они летали над Шосткой. Видимо, разведывали пути бомбежки Шосткинского порохового завода. Бывали случаи, когда немцы совершали вынужденную посадку. Помню, в районе Тернополя сел самолет, и крестьяне буквально захватили в плен немецких летчиков. Кончилось это тем, что этих летчиков отпустили, исправили самолет, и все это прошло тихо, даже, по-моему, протеста не было. Это еще больше вызывало уверенность фашистов в их безнаказанности».
Ждём открытия основных архивов по Второй мировой, срок секретности которых был в очередной раз продлён в РФ совсем недавно...