Пособия пропавшим без вести - мифы и реальность

May 05, 2021 14:08

Маршал Победы И.С.Конев: “По лесам, полям и оврагам страны остались истлевать без погребения кости более двух миллионов героев. В официальных документах они числились пропавшими без вести - недурная экономия для государственной казны, если вспомнить, сколько вдов и сирот остались без пособия.”

В современной историографии Второй мировой войны существуют две противоположные точки зрения: родственники "пропавших без вести" 1) получали пособия, и 2) не получали пособия.

Давайте разберёмся в этом.

Для начала нужно понимать, что в сссре была масса всевозможных документов, масса пропагандистских лозунгов для внутреннего и внешнего потребления, и была реальность.

Законодательно пособия родственникам "пропавших без вести" регулировались Постановлением СНК СССР №1269 1940г., устанавливающим пенсии семьям погибших с одним нетрудоспособным в 35% от их среднемесячной зарплаты, с двумя нетрудоспособными - 45%, с тремя и более нетрудоспособными - 60%, с примечанием: «семьи без вести пропавших в период боевых действий имеют право на обеспечение наравне с семьями погибших». Тут надо отметить важный момент. В СССР пенсии назначались семье военнослужащего, если он погиб или пропал без вести, а пособия - по факту мобилизации человека на фронт, и платились до смены статуса «жив».

После 22.06.1941 вышли новые законодательные акты. Постановление СНК от 5 июня 1941 г. № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям»; Указ от 26 июня 1941 г. «О порядке назначений выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время»; постановлением СНК № 1902 от 28 июля 1941 г. «Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии». В Указе, в частности, были такие слова: «Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии». 17 июня 1943 года СНК утвердил инструкцию «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава». В документе подтверждалось, что семьи пропавших без вести имеют право на такие же выплаты, как и семьи погибших на фронте.

Это "теоретическая", пропагандистская часть. А дальше начинается реальность. Получение пособий не было автоматическим, для выплат требовалось решение комиссии при городском или районном исполкоме.
Ввиду огромного количества погибших и пропавших без вести бюджетов не хватало. Поэтому местные органы власти массово придумывали разнообразные отговорки или справки, которые должны были сократить поток граждан, претендующих на выплаты. Поэтому в беседах с семьями пропавших без вести советские бюрократы находили различные «отговорки». Нередко они ссылались на то, что боец мог не погибнуть, а стать «перебежчиком» - в эту категорию огульно зачисляли всех военнопленных. Часто резолюцию о выплате пенсии/пособия ставили в военкомате при выдаче документов. В военкоматах работали соответственно подготовленные люди, которые прекрасно знали, что в коммунистической диктатуре попавшие в плен считались предателями и врагами народа, и по прямым приказам высшего руководства подлежали уничтожению. Естественно, что родственники пропавшего без вести никаким образом не могли доказать, что их кормилец не попал в плен.

Не помогало родственникам и основное законодательство сссра. "Советский закон не ставит перед собой задачи дать определение понятия безвестного отсутствия. Указанные в ст.12 Гражданского кодекса РСФСР обстоятельства (отсутствие лица в месте его жительства, отсутствие сведений о месте его пребывания, длительность этой неизвестности), при наличии которых лицо может быть признано безвестно отсутствующим, не являются исчерпывающими и недостаточны для определения специфики случаев безвестного отсутствия."

Во многих семьях подтвердят, что они не получали ничего или получали право на компенсацию, но не дождались помощи, поскольку, например, «не могли подтвердить местонахождение». Известны случаи, когда вернувшийся с войны солдат ходил с семьей однополчанина в военкомат и подтверждал, что тот действительно погиб. Часто извещения о пропавших без вести просто не приходили, тогда теряли и похоронки, что уже говорить о пропавших. К тому же такая статистика портила боевые показатели части, т.к. первое подозрение каждого советского политрука было о переходе пропавшего на сторону врага.

В результате есть огромное количество свидетельств людей, которые так и не смогли добиться никаких выплат за своих пропавших без вести.

Но вот родственники прошли через все круги советского бюрократического ада и наконец получили заветное удостоверение на получение пособий. Что же они получали?

Семьи погибших на фронте, пропавших без вести, умерших инвалидов получали пенсию по случаю потери кормильца. Размер пенсии зависел от количества иждивенцев и составлял от 35% до 60% от зарплаты военнослужащего в годы службы. «Зарплата» на фронте напрямую зависела от рода войск и срока службы. Минимальный оклад в 1941 году: рядовой в пехоте (1 года службы) получал 8,5 рублей в месяц, лейтенант 150, командиры выше - больше. После 22.06.1941 года ввели фиксированные ставки пособия семьям военнослужащих, участников Великой Отечественной войны. В городе платили 100 рублей (если в семье 2 детей при одном трудоспособном члене семьи), а в сельской местности платили 50 рублей. Если детей было больше, добавляли по 50 р на ребёнка, до 4-х детей. В 1942 году пособия колоссально подняли, аж на 50 р.

Но можно ли было на это пособие прожить? В условиях военного дефицита и «свободных цен» на рынках - конечно нет. На полста рублей в тех тыловых регионах, которые охвачены данными статистики, в 1941 году можно было купить килограмм говядины или десяток яиц. То есть 2 кг мяса или 20 яиц на месяц, на семью из 3-х человек. Сливочное масло уже стоило неподъемных денег.

Но ссср не был бы сссром, если бы коммунисты не попытались урезать и эти подачки. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» фактические брачные отношения с пропавшими без вести были лишены юридической силы.

В 1947 году Джугашвили сделал новый шаг настречу победившим. По сентябрьскому указу 1947 года, принятому Президиумом Верховного Совета СССР, с начала 1946 года отменялись почти все денежные выплаты, полагавшиеся гражданам СССР, награжденным советскими орденами и медалями. Одновременно обладатели наград повсеместно лишались права бесплатного проезда на ж/д, трамвайном и водном транспорте, а также льгот по оплате коммунальных услуг.

Даже спустя 76 лет после "победы" точное количество пропавших без вести не установлено, и разброс идёт на миллионы (!!), от 2,5 до 5 млн. человек.

Малая часть свидетельств людей, не получивших пособия:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1530066-pravda--chto-semjam-propavshih-bez-vesti-v-vov-ne-platili-pensiju-pochemu.html
https://zen.yandex.ru/media/familyhistory/kakoe-posobie-platili-semiam-uchastnikov-vov-5e6e93bd15b53f03073e6115
https://kuzpress.ru/other/08-05-2016/45375.html

Интересные материалы по теме
https://pravo.studio/grajdanskoe-pravo-rf/razvitie-instituta-bezvestnogo-otsutstviya-99104.html

Своё, мифы комми, День Победы, преступления коммунистов, давайте разберёмся

Previous post Next post
Up