Миф о «лучшем в мире советском образовании»

Apr 17, 2021 10:44

Одним из краеугольных камней советской мифологии является «лучшее в мире советское образование». Для начала нужно понимать, что определение «лучшее» - сравнительное, поэтому для подобного вывода необходимо сравнить образования разных стран. Тем не менее никаких реальных сравнений или статистических данных к этому мифу не прилагается, образование «лучшее» просто потому, что оно советское.

Давайте разберёмся, что вообще представляло из себя советское образование, и здесь будет очень полезным сравнение с тем, что было до него. В Российской Империи при Николае Втором был взрывной рост и среднего, и высшего образования. Количество и начальных, и средних школ, и высших учебных заведений увеличивалось в разы, так же как и количество учащихся, и государственное финансирование образования. Начальное образование было бесплатным, а в 1908 году оно стало обязательным. «Правило 3-х вёрст» предписывало иметь каждому ученику доступ к школе не далее чем в 3-х верстах от места жительства. Для сравнения: в Российской Империи к 1917году было более 140 тыс. школ, сейчас в РФ школ всех форм и типов - 135 тыс.

До 1917года в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился, при этом «своя» школа была для любых способностей и потребностей. Учащиеся обычных школ ездили учиться заграницу. Один пример: выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет.
Профессия учителя была престижной и высокооплачиваемой.

Российская Империя накануне революции была великой научной державой, одной из немногих стран, которая имела выдающихся представителей практически во всех научных областях. "Русский" метод обучения ремёслам стал широко известен в мире после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., где он был удостоен Большой золотой медали. ИМТУ получило общее признание лучшего машиностроительного вуза России и вошло в ряд ведущих политехнических школ мира. Число выпускников-инженеров в Российской Империи превосходило Британию и Германию.
Качество российского технического образования было настолько высоко, что на учёбу и стажировку в Россию ездили из Германии.

Захватившие Россию коммунисты провозгласили в стране диктатуру пролетариата, т.е. самых низов общества, небольшой группы деклассированных элементов без способностей и образования. Стала проводиться системное уничтожение всей дореволюционной интеллигенции, всех «кто в очках», профессора и приват-доценты приравнивались к реакционной буржуазии, а деревенские учителя подпадали под категорию «кулаков». В результате большое количество педагогического состава было или физически уничтожено, или репрессировано, или покинуло страну. Через несколько лет после начала коммунистического правления количество школ и учащихся сократилось более чем в два раза, а в первые 10-15 лет правления коммунистов были уничтожены целые научно-технические направления.

Тут надо чётко осознавать то, что коммунисты изначально не собирались строить успешную и процветающую Россию. Для большинства их главарей русофобия была обычным делом, а Россия была нужна им исключительно как первая ступень для осуществления мировой революции (знаменитое ленинское «А на Россию мне наплевать, главное - мировая революция», разделяемое абсолютным большинством его соратников). Неудивительно, что и отношение к образованию у коммунистов было специфическим. Тот же УльяновЛенин: «лозунг «Ликвидировать безграмотность» нужен лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания».

Поэтому уничтожение «всего старого» при коммунистах стало системным и последовательным. Уничтожались не только преподаватели и школы, на кострах коммунистической инквизиции сжигали огромное количество «неправильных» книг, уничтожались огромные библиотеки, старые школы и знания объявлялись реакционными и вредительскими, причём делалось это при прямой поддержке куратора советского образования Н.К.Крупской.
Но новые хозяева страны не ограничивались преподавателями и знаниями, им нужно было полностью уничтожить элиту страны. Поэтому большинство «неправильных» классов и сословий граждан попало в категорию «лишенцев»: людей, лишённых основных прав, в том числе и права на образование. Их не принимали в школы и исключали из высших учебных заведений.

«До основания разрушив старый мир» коммунисты стали строить новый. Вместо образовательной многоукладности и разнообразия Российской Империи в СССР стал внедряться единый тип школ, усреднённый для всех и равняющийся на отстающих всеобуч. Программа средней школы в обязательном порядке давала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами учеников.
На рабфаках, средних специальных заведениях для рабочей молодёжи был «бригадный» метод обучения - все экзамены за всех сдавал бригадир.
Главными механизмами образовательного процесса в СССР стала слепая зубрёжка, муштра и полное подчинение установкам Партии.

Иначе быть не могло ещё и потому, что образовательный уровень абсолютного большинства новой красной элиты, начиная с высшего руководства страны, был чрезвычайно низок и как правило состоял из нескольких классов школы. Так же крайне малообразованным был новый правящий класс страны - коммунисты. Антиинтеллектуализм начальства естественным образом проецировался на весь СССР. Фраза «ты что, самый умный?!» стала одновременно и оскорблением, и обвинением.

Закономерным результатов этих антиреформ стала сталинская пародия на индустриализацию страны 1930-х. Оказалось, что через 15 лет после переворота в СССР не стало собственных инженерно-конструкторских кадров, поэтому советские за золото стали закупать на Западе целые заводы вместе с западными инженерами. Многочисленные отчёты как иностранцев, так и советских инспекторов тех времён показывают абсолютное непонимание новыми красными инженерами основных принципов производства, что периодически приводило к 100% браку на вновь построенных заводах. Поэтому по лагерям и тюрьмам стали собирать недобитых дореволюционных профессионалов, и в стране появилось уродливое советское изобретение: тюремные конструкторские бюро, «шарашки», которые поднимали научно-техническую базу страны.

Введение ДжугашвилиСталиным платного образования отсекло от школ и ВУЗов миллионы крестьянских детей, у которых физически не было денег на его оплату.

Колоссальные человеческие и экономические потери в результате бездарно проведённой коммунистами Второй мировой войны не улучшили ситуацию с образованием. Основные ресурсы были брошены на новую гонку вооружений, оставшиеся - на восстановление страны. Советской наукой стали заведовать колхозники, поэтому генетика в СССР считалась «продажной девкой империализма», а кибернетика - «реакционной лженаукой».

В 1957 учёный и выдающийся исследователь советской средней школы А.А.Любищев, герой повести Д.Гранина "Эта странная жизнь", писал: «Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы».
Но и через десятилетия ситуация не улучшилась. Другой профессор записал в своём дневнике в 1974 году: «московские абитуриенты - это не деревенские ребята, многие из которых после окончания 8 класса не знали таблицу умножения. Вспоминаю свой первый опрос в СПТУ после вводной лекции по курсу обществоведения. Ни один из них не мог ответить ни на один вопрос. Тогда я решил проверить их грамотность. В результате выяснилось, что они не знают азов русского языка, математики. На мой вопрос о главной движущей силе русской революции отвечали - бурлаки.»

В позднем СССР ситуация с образованием стала немного исправляться, в основном за счёт того, что появились элитные «спецшколы», как гуманитарные, так и естественнонаучные, куда даже в первый класс принимали с экзаменами. Они стали источником новой интеллектуальной элиты страны. Но на их фоне ещё хуже выглядела ситуация с обычным образованием для простого народа. Средние школы стали отстойником для нежелающих учиться, которых после 8 класса с облегчением сплавляли в ПТУ - профтехучилища, которые даже в центральных городах имели печальную славу инкубаторов алкашей и шпаны.

Закончивших 10 классов ждали ВУЗы. В нескольких престижных, с высоким конкурсом, массовым явлением стали «позвоночники» - дети начальства и разных «полезных» людей, которых зачисляли вне конкурса. Льготами пользовались отслужившие армию (которые за 2-3 года службы естественно забывали то, что проходили в школе), блат и взятки, что не добавляло качества контингенту.
Те, кто знаниями не блистал, шли в обычные ВУЗы с хроническим недобором, куда брали всех подряд, это был по сути аналог ПТУ для высшего образования.
Обязательное распределение после окончания ВУЗа добавляло трудностей и коррупционной составляющей для их решения.
Выпускники, приходившие на заводы и в НИИ, получали первое наставление от опытных коллег: «а теперь забудь всё, чему тебя учили, сейчас будешь учиться по-настоящему».

Дополнительные особенности советского образования, как обязательное преподавание в школах и ВУЗах всевозможных партийных предметов, таких как История КПСС, Основ марксизма-ленинизма, тотальная милитаризация страты, выливавшаяся в НПВ в школах и военные кафедры в ВУЗах, ежегодные обязательные выезды на битву за урожай, низкие зарплаты учителей и преподавателей, малый престиж их профессий, всё это снижало и бе того низкий уровень советского образования.

Наглядные результаты всего вышеизложенного были массово продемонстрированы в конце Советского Союза, когда миллионы советско-образованных, как африканские папуасы свято верили в камлания шаманов типа чумака и кашпировского, заряжая свои батарейки и банки с водой перед телевизорами.

Бесславный конец ещё одного несостоявшегося мифа коммунистов.

Своё, мифы комми, образование, давайте разберёмся

Previous post Next post
Up