Знаменитые иностранцы на государевой службе России, часть 2

Nov 30, 2024 12:12

Продолжение. Начало здесь https://takoe-nebo.livejournal.com/1052902.html

Бартоломео Растрелли / Варфоломей Варфоломеевич Растрелли
Знаменитому архитектору Растрелли удалось поработать при семи российских императорах и императрицах, и почти все они относились к нему с большой благосклонностью. Профессиональный расцвет талантливого итальянца пришелся, однако, на эпоху правления Елизаветы Петровны (1741-1762 гг.), для которой он построил 12 дворцов.
Шедевры Растрелли в наши дни можно найти на территории России, Украины и Латвии. Среди наиболее известных из них - Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Санкт-Петербурге, а также Мариинский дворец в Киеве, главный объект приёма высоких иностранных гостей на Украине.
Одними дворцами Растрелли не ограничивался. Итальянец строил соборы, церкви, монастыри, а также частные дома по заказу знатных особ. Последние напоминали императорские резиденции, но были меньше их по размеру и скромнее по оформлению.

Адам Адамович Ржевуский
Представитель видного шляхетского рода он всю свою жизнь верой и правдой служил России. Начав военную карьеру простым юнкером, он смог дослужиться до генерала от кавалерии и даже войти в свиту Его Императорского Величества.
Ржевуский поучаствовал во всех ключевых сражениях русско-турецкой войны 1828-1829 годов, в ходе которой он был сильно контужен ядром и ранен пулей в левую ногу. За проявленное в боях мужество ему пожаловали ордена Святой Анны 3-й степени и Святого Владимира 4-й степени.
Во время польского восстания 1830-1831 годов, поставившего себе целью возрождение независимой «исторической Речи Посполитой», Адам Адамович остался верен Российской империи и активно участвовал в его подавлении. Прикомандированный к командующему русскими войсками Ивану Дибичу-Забалканскому, он безукоризненно выполнял его самые трудные поручения и получил в награду золотую саблю с надписью «за храбрость».
В разное время Ржевуский участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, командовал кавалерийскими дивизиями, войсками Киевского военного округа, а также руководил Александровским Комитетом о раненных. Российские самодержцы весьма ценили преданность отважного поляка и неизменно включали его в круг своих доверенных лиц.

Хосе де Рибас
На русскую службу потомок знатного каталонского рода Хосе де Рибас поступил по приглашению фаворита императрицы Екатерины II графа Алексея Орлова, с которым он познакомился в Италии в 1769 году. Молодой амбициозный офицер неаполитанской гвардии с радостью принял предложение - ему было тесно на Аппенинском полуострове.
Свою боевую славу храбрый испанец заработал на полях сражений против Османской империи. За участие в успешном штурме считавшейся неприступной крепости Измаил на берегу реки Дунай 22 декабря 1790 года де Рибас был награжден шпагой с бриллиантами и имением с 800 крестьянами.
«Он первый нанес с судов и острова неприятелю удар и во время приступа, командуя тремя колоннами десанта, присутствовал везде, где более надобность требовала, ободрял мужеством своим подчиненных, овладел набережными батареями, принял пленными выше поминаемых неприятелей и в трофеи взятые сто тридцать знамен предоставил ко мне», - писал о «дунайском герое» руководивший штурмом генерал-аншеф Александр Суворов.
В 1794 году Екатерина II поручила Хосе де Рибасу основать город на месте бывшей турецкой крепости Хаджибей. Именно так родилась «жемчужина у моря» Одесса, строительство которой испанец считал самым важным делом своей жизни. В честь него главная улица города носит сегодня имя Дерибасовская.

герцог Арман-Эммануэль де Виньеро дю Плесси де Ришелье
Император Александр I в шутку благодарил Французскую революцию за то, что она подарила России герцога Ришелье.
Потомок знаменитого кардинала Ришелье Арман-Эммануэль де Виньеро дю Плесси де Ришелье был вынужден бежать из Франции после революции 1789 года. Оказавшись в Вене, в доме фельдмаршала де Линя, доброго знакомого российской императрицы Екатерины и знаменитого Потемкина, герцог, вероятно, впервые слышит яркие, полные романтики рассказы фельдмаршала о героическом русском войске, о победоносных походах Суворова, о громадной загадочной стране, что скрестила сейчас шпаги с турками, утверждаясь на Черном море. Новороссийск, Крым, Измаил - все это звучало как музыка.
Заручившись рекомендательным письмом к Потемкину, Ришелье устремился на восток. В Бендеры - ставку Потемкина, он прибыл на банальной почтовой карете - лошадь пала от бешеной гонки, так Ришелье старался успеть к штурму Измаила.
22 декабря 1790 года герцог Ришелье участвовал в успешном штурме считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил, и за свою храбрость был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотой шпагой. «Я люблю людей с достоинствами, а потому и желаю ему всего хорошего, хотя и не знаю его лично», - писала тогда по поводу мужественного француза императрица Екатерина II.
В дальнейшем французский аристократ немало послужил как самой императрице, так и ее внуку императору Александру I на военных и гражданских должностях: участвовал в войнах против Наполеона, был генерал-губернатором Новороссии (Северное Причерноморье), а также градоначальником Одессы, внеся огромный вклад в процветание и благополучие этого города. В честь Ришелье здесь позже будут охотно называть улицы, учебные учреждения, алкогольные напитки и даже футбольные клубы.

Карло Росси / Карл Иванович Росси
Выдающийся итальянский архитектор создал тот впечатляющий образ Санкт-Петербурга, которым сегодня могут любоваться туристы и жители бывшей столицы России.
По-началу российские власти не верили в молодого архитектора, только что окончившего Флорентийскую академию изящных искусств. Предложенный им в 1804 году план переустройства набережной Адмиралтейства они сочли легкомысленным и отправили итальянца работать художником на фарфоровый завод.
Отличавшийся упорством Росси не сдался и после двух лет на заводе вновь занялся архитектурой, построив несколько зданий в Твери и Москве. Вернувшись в столицу Российской империи, он вскоре добился назначения на должность главного архитектора петербургского Комитета для строений и гидравлических работ, что позволило ему приступить к масштабной застройке города.
На счету итальянца такие грандиозные проекты, как живописный дворцово-парковый комплекс на Елагином острове, Михайловский дворец, здание Главного штаба с триумфальной аркой на Дворцовой площади, а также здания Сената и Синода на Сенатской.
Во время работы над Александринским театром в 1827 году Росси разработал уникальные металлические конструкции перекрытий, однако в итальянца вновь не поверили. Обеспокоенная таким новаторством комиссия немедленно остановила строительство.
Не теряя времени, Карл Иванович написал министру Императорского двора князю Петру Волконскому письмо, в котором утверждал, что «в случае, когда бы в помянутом здании от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра». Было решено построить модель и провести испытания с нагрузкой, которые перекрытия Росси в итоге блестяще выдержали.

Гийом-Эмманюэль Гиньяр граф де Сен-При
Как и многим другим представителям аристократии, французская революция принесла Гийому-Эмманюэлю Гиньяру графу де Сен-При лишь страдание и разорение, лишив при этом родины.
Всю свою жизнь Гийом-Эмманюэль посвятил борьбе со своими бывшими соплеменниками за возвращение во Франции «старых порядков» и династии Бурбонов. Одно время граф служил в сформированном из французских эмигрантов корпусе принца Конде, однако по-настоящему его военные таланты раскрылись в армии Российской империи.
В несчастливой для русских и австрийских войск битве при Аустерлице 2 декабря 1805 года Гийом-Эмманюэль во главе лейб-гвардии Егерского батальона хладнокровно оборонял селение Блазовиц и одним из последних отступил с поля боя.
В дальнейшем граф принял участие в десятках сражений против армии Наполеона на территории России и Европы и был отмечен многочисленными наградами, включая золотую шпагу «За храбрость» с алмазами.
Когда в начале 1814 года русская армия вступила на территорию Франции, генерал-лейтенант Гийом-Эмманюэль Гинья граф де Сен-При как никогда был близок к осуществлению своей мечты. Однако увидеть падение наполеоновской Франции ему было не суждено - 13 марта в ходе сражения при Реймсе он был тяжело ранен и вскоре скончался.

Георг Магнус Спренгтпортен / Егор Максимович Спренгтпортен
Уроженец города Борго (Порвоо в Финляндии) ратовал за полное отделение Финляндии от Швеции и ее переход под покровительство Российской Империи.
Представленный им проект заинтересовал Екатерину II, предложившую ему перейти на русскую службу. В ходе войны против Швеции 1788-1790 годов генерал-майор русской армии Спренгтпортен занимался пропагандистской работой среди финского населения, разрабатывал планы военных кампаний и сам участвовал в сражениях. В феврале 1790 года шведы заочно приговорили его к смертной казни за государственную измену.
Мечта Спренгтпортена осуществилась в 1809 году, когда по результатам последней в истории двух государств войны Финляндия перешла под власть русского царя Александра I. Монарх прислушался к доводам ратовавшего за предоставление присоединенному региону широкой автономии шведа и даже сделал его первым генерал-губернатором Финляндии.
На надгробный памятник скончавшегося в 1819 году и похороненного на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга Егора Максимовича на русском и французском языках была нанесена следующая надпись: «Дарованиями, заслугами он приобрел доверенность и особенные милости трех Государей России. Екатерина II, Павел I изъявляли сие самыми лестными доказательствами. Государь Император Александр Павлович почтил его память и по смерти излиял благотворения неутешной вдове, которая живет надеждою соединения с супругом, другом и благодетелем».

Петр Абрамович Текели
«Помню, помню сего любезнаго моего сослуживца, усача-гусара и рубаку-наездника, гордившагося сходством с Петром Великим, с портретом котораго и умер», - так тепло выдающийся полководец Александр Суворов отзывался о сербском дворянине, сделавшем блистательную военную карьеру в России.
В 1747 году он перебрался в Российскую империю, где вступил в армию в чине поручика. Через 42 года он выйдет в отставку будучи уже генерал-аншефом.
Петр Абрамович принял участие в многочисленных битвах против поляков, турок и пруссаков, где не раз демонстрировал храбрость и отвагу. Однако более всего военачальник запомнился ликвидацией Запорожской Сечи - военно-политической организации днепровского казачества.
Императрица Екатерина II считала запорожцев пьяницами и невежами, «вредным скопищем» и «политически разнообразным и юродивым составом», чей основной промысел - это разбой и грабежи. В мае 1775 года Текели получил под свое командование корпус, посредством которого ему поручалось ликвидировать приносившую множество проблем столь трудно контролируемую Сечь.
Стремительным маршем войско Текели подошло к обиталищу запорожцев, застав их врасплох. Военачальнику удалось договориться со старейшинами и тем самым избежать кровопролития. Казаки добровольно сдали свою крепость, которую после изъятия казны и архива сравняла с землей русская артиллерия.

Константин Андреевич Тон
Сын обосновавшегося в Санкт-Петербурге немецкого ювелира Константин Тон посвятил свою жизнь архитектуре.
Тон стал основоположником так называемого русско-византийского стиля, в котором приемы русского классицизма сочетались с декором древнерусской архитектуры. Именно в этом стиле Константин Андреевич намеревался перестроить храм святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге в 1830 году. Императору Николаю I так понравился этот проект, что он взял молодого архитектора под свое крыло и предоставил ему полную свободу творчества.
В 1839 году по проекту Тона в Москве был заложен Храм Христа Спасителя, строительство которого заняло 20 лет. Светские и религиозные власти остались весьма довольны собором.
Константин Тон стал автором многих выдающихся архитектурных сооружений, соборов и памятников, включая здания Московского вокзала в Санкт-Петербурге и Ленинградского вокзала в Москве. Самым же примечательным творением архитектора, помимо Храма Христа Спасителя, стал Большой Кремлевский дворец, в котором сегодня расположена парадная резиденция президента России.

Франц Эдуард фон Тотлебен / Эдуард Иванович Тотлебен
«Без Тотлебена мы бы вовсе пропали», - так знаменитый адмирал Павел Нахимов, один из руководителей обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов, охарактеризовал деятельность военного инженера, уроженца города Митава (современная Елгава в Латвии) Тотлебена по укреплению города. Во многом его усилиями главная база Черноморского флота почти год продержалась против объединенных сил Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства.
Тотлебен прибыл в Севастополь незадолго до подхода войск противника и не стал терять ни секунды. Вокруг города стали быстро обустраиваться многочисленные форты и бастионы, строились километровые стены из мешков с землей, создавалась разветвленная система траншей.
Возводить сильные и правильные укрепления времени не было. Тем не менее, все подступы к городу получили сильную фронтальную и флаговую оборону пушечным и ружейным огнем. Намеревавшиеся взять Севастополь с ходу союзники были вынуждены перейти к планомерной осаде.
Несмотря на то, что город в конечном итоге все равно пал, заслуги Тотлебена были оценены властью по достоинству. Ему поручили модернизировать старые и создавать новые системы оборонительных линий на протяжении от Балтийского моря до Киева. На поле боя Эдуард Иванович вернулся в 1877 году, когда опыт и знания талантливого военного инженера понадобились в ходе осады русскими войсками турецкого города Плевны (современный Плевен в Болгарии).

Доменико Андреа Трезини
Архитектор и инженер Трезини работал в Дании над строительством крепостей, когда его заметил и пригласил на службу русский посол в Копенгагене Андрей Измайлов. В 1703 году италоязычный швейцарец прибыл в Санкт-Петербург.
Поскольку Россия в тот момент вела тяжелую войну против Швеции, Трезини поручили обеспечить защиту молодого города на Неве. Доменико со своей задачей справился на отлично. Созданные им форты успешно отражали нападения шведских эскадр, а Петропавловская крепость, одна из самых главных в Санкт-Петербурге, усилиями швейцарца из деревянной была полностью перестроена в каменную. На ее территории Трезини заложил Петропавловский собор, который в дальнейшем стал усыпальницей российских императоров.
Швейцарец работал в стиле так называемого «петровского барокко», отличавшегося архитектурной сдержанностью. Среди других его проектов - летний дворец Петра I, Александро-Невская Лавра, а также Дом двенадцати коллегий, в котором сегодня располагается Санкт-Петербургский университет.
Тем не менее, Петропавловскую крепость талантливый архитектор всегда считал «первейшей из главных работ».

Ханс Каспар Фези / Карп Карпович Фези
Всю свою жизнь уроженец Цюриха посвятил военному делу. Дослужившись до майорского чина в швейцарской армии, он в 1816 году решил перебраться в далекую Россию, совсем недавно блистательно разгромившую Наполеона.
Звездным часом Фези на новой родине стало польское восстание 1830-1831 годов. К этому времени он уже был генерал-майором. Он не раз демонстрировал бесстрашие на поле боя, лично ведя войска в атаку, как это было под Ливом в марте 1831 года.
Тогда два батальона под его командованием, несмотря на плотный огонь неприятеля, ворвались в польские редуты и взяли в плен свыше двух сотен их защитников. В апреле того же года ему даже удалось захватить вражеского генерала Джероламо Раморино, командовавшего 2-м польским корпусом.
Столь же отчаянно и смело Фези действовал в дальнейшем и на Кавказе, где ему довелось сражаться против сопротивлявшихся русской власти горцев под предводительством имама Шамиля. Признанием заслуг швейцарца стала врученная ему золотая шпага с алмазами и надписью «За храбрость».

Аристотель Фиораванти
Когда в 1475 году итальянский архитектор Фиораванти прибыл ко двору московского князя Ивана III, он и представить себе не мог, что домой этот правитель его уже не отпустит.
Уроженцу Болоньи поручили возвести на территории Московского Кремля Успенский собор, ставший впоследствии одним из самых главных православных храмов страны. Строительство началось еще до приезда иностранца, однако из-за ошибок в расчетах и неудовлетворительного качества материала почти достроенный собор рухнул.
Раскритиковав работу своих русских коллег, Фиораванти начал все с нуля. Под фундамент были выкопаны нетипичные для Руси глубокие рвы, в которые вбили массивные дубовые сваи. Организовав поблизости производство очень крепкого брускового кирпича, итальянец использовал его для строительства храма наряду с традиционным белым камнем. В 1479 году собор был готов и освящен.
Довольный Иван III поручал своему зодчему работу над стенами и башнями Кремля, Пушечным двором, а также привлекал его к походам на Новгород, Казань и Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
Несмотря на желание Фиораванти уехать в Италию, государь всея Руси сделать ему это не позволил, а за попытку сбежать даже держал его одно время в заточении. После 1485 года следы талантливого Аристотеля теряются.

Лазарь Хиландарский / Лазарь Серб
Уроженец города Призрен монах Лазарь покинул родину вскоре после тяжелого поражения сербов от турок в битве на Косовом поле в 1389 году. Некоторое время он подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, после чего прибыл ко двору московского князя Василия I Дмитриевича.
Лазарь был не только служителем Бога, но и искусным часовщиком. В 1404 году по заказу русского правителя он изготовил механические часы с боем, установленные на одной из башен московского Кремля.
Первые общественные часы в России оказались настоящим технологическим чудом и исправно проработали больше двухсот лет, после чего были заменены на более современные. К сожалению, изобретение Лазаря Серба до наших дней не дошло, и о нем мы знаем исключительно благодаря летописям.

А после 1917 года в совсем другую Советскую Россию поехали совсем другие иностранцы. Такие, что раньше их не пускали на порог приличных домов, такие, про которых лучше всего сказал Уинстон Черчилль: «Данная банда экстраординарных личностей с самого дна больших городов Европы и Америки схватила русский народ за волосы и стала практически бесспорными хозяевами данной огромной империи. Нет необходимости преувеличивать ту роль, которую играли в создании большевизма и в фактическом осуществлении русской революции эти мировые и, большей частью, атеистические евреи.»

великие россияне, подвиги россиян, Российская Империя

Previous post Next post
Up