СССР начал готовиться к Большой Войне с начала 1930-х годов. Для этого была начата масштабная реиндустриализация, перевод промышленности на военные рельсы, милитаризация экономики и массовые чистки новых врагов. Это привело к тому, что недобитые репрессированные авиаконструкторы стали создавать в своих лагерных шарашках новые самолёты, пока не репрессированные (их расстреляют позже) руководители промышленности стали строить новые авиазаводы, а пока не репрессированные (их расстреляют позже) командующие ВВС РККА стали обучать пилотов.
Для сталинского СССР это было нормально. Но, как всегда, сталинские победы внезапно превратились в очень серьёзные проблемы.
Пилоты
4 июня 1939 года Нарком обороны Союза ССР издал приказ за номером 070 «О мерах по предотвращению аварийности в частях Военно-воздушных сил РККА».
Речь шла о разгильдяйстве, халатности, вопиющем пренебрежении инструкциями и приказами в военной авиации СССР и о мерах борьбы с летными происшествиями и катастрофами. За неполные пять месяцев 1939 года в частях ВВС произошло 34 катастрофы, в которых погибли 70 человек. Также в этот период произошло 126 аварий и разбит 91 самолет. При этом с конца 1938-го и за первые месяцы 1939 года погибли пять летчиков - Героев Советского Союза. [1]
К 1941 году аварийность самолётов в Советском Союзе выросла до такой степени, что по этому поводу 9 апреля пришлось собирать заседание в Кремле с участием Джугашвили. В среднем в день случались 2-3 аварии, а в год этот показатель доходил до 600-900 рухнувших самолётов. Когда очередь докладывать дошла до лётчика-аса и героя СССР Павла Васильевича Рычагова, он неожиданно для всех заявил Джугашвили в лицо: "Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!" Джугашвили опешил. Выдержав несколько мучительных пауз, он объявил заседание закрытым.
Через несколько дней в авиационном ведомстве начались повальные аресты. Рычагова пока не трогали. Узнав о начале войны, он и его жена лётчица Мария Нестеренко немедленно вернулись в Москву. Павла арестовали прямо на вокзале, а Марию через несколько дней. После зверских избиений Рычагов не признал себя виновным в измене Родине. Его супруге предъявили ещё большую глупость: "Будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа." 28 октября 1941 году Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Рычагов, его жена и несколько высших несколько офицеров авиации были расстреляны. Без суда, на основании предписания наркома внутренних дел Берия. На момент убийства летчику было 30 лет, а его жене - 29.
В те дни шла битва за Москву. Никто не знал, выстоит ли столица. Убиенные лётчики могли неплохо послужить в деле обороны Отечества, но вместе этого стали жертвами мелочной мести Джугашвили. Даже находясь на грани полного поражения, людоедская система продолжала перемалывать русских людей. [2]
В результате вышеупомянутого совещания было выпущено постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии» от 9 апреля 1941 года: «ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что аварии и катастрофы в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но все более увеличиваются из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы. Факты говорят, что из-за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2-3 самолета, что составляет на год 600-900 самолетов. ... Расхлябанность и недисциплинированность в авиации не только не пресекаются, но как бы поощряются со стороны руководства ВВС тем, что виновники аварий и катастроф остаются по сути дела безнаказанными. Руководство ВВС часто скрывает от Правительства факты аварий и катастроф, а когда Правительство обнаруживает эти факты, то руководство ВВС старается замазать их, прибегая в ряде случаев к помощи Наркома Обороны».
Командиры
Почему получилась такая катастрофа с подготовкой пилотов? Одно из объяснений дают высшие командующие РККА.
Маршал Василевский, дважды Герой Советского Союза, находившийся перед войной на посту заместителя начальника Генерального штаба СССР: "Что сказать о последствиях для армии тридцать седьмого - тридцать восьмого года? Вы говорите, что без тридцать седьмого года не было бы поражений сорок первого, а я скажу больше. Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел. Да что говорить, когда в тридцать девятом году мне пришлось быть в комиссии во время передачи Ленинградского военного округа от Хозина Мерецкову, был ряд дивизий, которыми командовали капитаны, потому что все, кто был выше, были поголовно арестованы."
Министр обороны СССР маршал Г.К.Жуков: "Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период 1937-1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и полков включительно, не однократно сменялись в связи с арестами. Вновь назначенные к началу войны оказались слабо подготовленными по занимаемым должностям. ...Огромный вред для Вооруженных Сил нанесла подозрительность Сталина по отношению к военным кадрам. На протяжении только четырех лет, с 1937 по 1941 гг., в наших Вооруженных Силах дважды упразднялось единоначалие и вводился институт военных комиссаров, что сеяло недоверие к командным кадрам, подрывало дисциплину в войсках и создавало неуверенность у командного состава."
Кроме системных проблем с пилотами были и другие. Например общая организация ВВС РККА.
Доклад заместителя народного комиссара обороны СССР, начальника Генерального штаба Красной армии К.А.Мерецкова наркому обороны С.К.Тимошенко о результатах инспекционной проверки по авиачастям Западного и Прибалтийского особых ВО от 17 августа 1940 года: «В период с 1 по 10 августа 1940 г. мною были проверены в соответствии в Вашим приказанием следующие авиационные части: 6 лбп, 122, 127, 33, 41, 31 и 21 истребительные полки, 54 и 9 бомбардировочные полки…
В авиационных полках ближайших к границе, то есть 33 иап (Пружаны), 41 иап (Белосток), 31 иап (Ковно), 21 иап (Рига и Виндава) отсутствие всякой настороженности, личный состав во главе с командирами «успокоился» и о боевой готовности, сокращении сроков приведения полка к вылету по тревоге не думает. Авиационные базы, обслуживающие сейчас части, выдвинутые к границе, с трудом обслуживают только их, поэтому каждую новую часть принимать будет некому и они окажутся в тяжелом положении. Резервных баз нет. Штурманская подготовка. Этот вид подготовки находится в неудовлетворительном состоянии. Все полки имели различные случаи потерь ориентировки, причем все они являлись результатом плохого контроля за подготовкой летчика, штурмана, халатности самих исполнителей при подготовке карты к полету, производстве предварительных расчетов и т.д. ... В большинстве проверенных полков дисциплина стоит не на высоком уровне. Большое количество пьянок с дебошем. Большое количество столкновений в воздухе (31 иап), невыполнение требований по безопасности полетов».
Из приказов командования перед войной.
19 июня 1941
Приказ НКО № 0042
«По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано.» С.Тимошенко, Г.Жуков
20 июня 1941
Приказ НКО № 0043
«…такое отношение к маскировке как к одному из главных видов боевой готовности ВВС дальше терпимо быть не может.» Тимошенко, Жуков, Маленков
Эти приказы, как и аналогичные предыдущие 1939-го и 1940-го годов, выполнены не были - что и привело к очень большим потерям на аэродромах.
Репрессии
Как-будто недостаточной подготовки лётчиков и неудовлетворительного командования Джугашвили(Сталину) было мало. Или он решал трудности в своответствии со своим принципом "нет человека - нет проблемы". Но непосредственно перед войной с Германией, когда сама война и её ближайшие сроки были очевидны в Кремле всем, и даже в начале войны, Джугашвили(Сталин) устроил массовые чистки в ВВС. После упомянутого выше печально знаменитого разбора 9 апреля 1941г были арестованы (и многие позже расстреляны) высшие командующие ВВС. Начались допросы, очные ставки, избиения, пытки. Только часть из репрессированного высшего командования ВВС:
начальник Управления вооружений ВВС дивинженер Сакриер Иван Филимонович (21.04.41); начальник отдела НИИ ВВС комбриг Залевский Адам Иосифович (18.05.41); начальник НИИ ВВС генерал-майор авиации Филин Александр Иванович (23.05.41); помощник командующего ВВС Орловского военного округа Герой Советского Союза генерал-майор авиации Шахт Эрнст Генрихович (30.05.41); командующий ВВС МВО Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Пумпур Петр Иванович (31.05.41); помощник генерал-инспектора ВВС комдив Васильченко Николай Николаевич (2.06.41); начальник КУКС при Военной академии командного и штурманского состава ВВС комбриг Черний Иван Иосифович (7.06.41); начальник Главного управления ПВО Герой Советского Союза генерал-полковник Штерн Григорий Михайлович (7.06.41); генерал-инспектор ВВС дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Смушкевич Яков Владимирович (8.06.41); зам. командующего ВВС Ленинградского военного округа генерал-майор авиации Левин Александр Алексеевич (9.06.41); командир авиадивизии комбриг Орловский Афанасий Илларионович (12.06.41); зам. начальника штаба ВВС генерал-майор авиации Юсупов Павел Павлович (17.06.41); помощник командующего ВВС Приволжского военного округа генерал-лейтенант авиации Алексеев Павел Александрович (18.06.41); командующий войсками Прибалтийского особого военного округа генерал-полковник Локтионов Александр Дмитриевич (19.06.41); командующий ВВС Юго-Западного фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Птухин Евгений Саввич (24.06.41); командующий ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Проскуров Иван Иосифович (27.06.41); начальник штаба ВВС РККА генерал-майор авиации Володин Павел Семенович (27.06.41); командующий ВВС Южного фронта генерал-майор авиации Мичугин Федор Георгиевич (27.06.41); начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС генерал-лейтенант авиации Арженухин Федор Константинович (28.06.41); командир 9-й сад Западного фронта Герой Советского Союза генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович (9.07.41); командующий ВВС Дальневосточного фронта генерал-лейтенант авиации Гусев Константин Михайлович (11.07.41); командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Ионов Алексей Павлович (11.07.41); зам. командующего ВВС Западного фронта генерал-майор авиации Таюрский Андрей Иванович (12.07.41); начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта генерал-майор авиации Ласкин Николай Алексеевич (12.07 41).
[4]
Самолёты
Уже в 1937 году на вооружении Советских ВВС числилось 8139 боевых самолетов - примерно столько же будет два года спустя на вооружении Германии (4093), Англии (1992) и США (2473) вместе взятых. К 1 октября 1939г. самолетный парк Советских ВВС вырос в полтора раза (до 12677 самолетов) и теперь уже превосходил общую численность авиации всех участников начавшейся Второй мировой войны.
В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление "О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов", где было намечено в короткие сроки реконструировать 9 существующих предприятий и построить 9 новых авиационных заводов .
По этим планам в стране стало развёртываться производство современных видов боевой авиационной техники - истребителей ЯК-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, штурмовика Ил-2 и других самолетов.
Моторы этих самолётов требовали использования качественных высокооктановых бензинов.
Однако такое наращивание численности военной авиации СССР было абсолютно не обеспечено наращиванием мощностей по производству авиационного бензина.
Новые боевые самолеты :Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2 - нуждались в бензине не хуже Б-78 .
Однако его в 1940 году было выработало всего 36 тысяч тонн - т.е. 4% от всего количества авиационного бензина.
[3]
Авиатопливо
Очередная системная проблема - авиатопливо.
26 июля 1940 года было издано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от № 1372-536, по которому предполагалось к 1 мая 1941 года обеспечить наличие в мобилизационных фондах 1 млн. 236 тыс. тонн ГСМ. Но на 22 июня 1941 года НКО имел мобилизационных запасов ГМС менее 300 тыс. тонн на всю армию. Т.е. в 4 раза меньше!
Дефицит авиационного горючего привел к тому, что Главное управление ВВС в мае 1941 года отметило низкую огневую подготовку летчиков на современных боевых машинах вследствие их налета всего в 12 часов. Генерал Новиков :"Как правило, ежегодно, в самый разгар полетов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты. Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить".
При этом в 1941 году и без того недостаточное количество горючего выделяемого на боевую подготовку было ... сокращено.
"В связи с необходимостью создания мобилизационного резерва" 16 июня 1941 года было принято совсем неадекватное постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1624-684 "О сокращении потребления высокооктановых бензинов в ВВС РККА». То есть именно высокооктановый бензин требовался самым современным скоростным истребителям, а руководство страны решило сократить его потребление! Видимо это постановление было принято врагами народа. Правда на нём стояла подпись Сталина.
Источники:
[1]
https://holera-ham.livejournal.com/5004438.html[2]
https://russian7.ru/post/general-aviacii-pavel-rychagov-chem-zak/[3]
https://scharapow-w.livejournal.com/6910.html и
https://historical-fact.livejournal.com/198947.html[4]
https://proza.ru/2009/04/28/208Свои материалы.