Любой объект есть пространство в пространстве.
Зная, что время является субстанцией материи и есть потенция к развитию в пространство, в бытие, можно сделать определённые выводы.
Во-первых, пространство является субстанцией времени, как и время является субстанцией пространства.
Во-вторых, пространство - та же потенция к развитию, что и время; то же единство противоположностей, борьба которых между собой означает движение.
В-третьих, все свойства времени - это и свойства пространства: диалектика, относительность самостоятельного бытия объектов (искривлённого пространства) и абсолютно самостоятельное бытие пространства как материи «в целом», неизбежность формообразования, необратимость в прежнее состояние, тенденциозность (естественное развитие в сочетании с соотношением потенций взаимодействующих объектов); пространство лишь геометрически измеряется объёмом, но масса объектов, энергетические и прочие измерения тоже присутствуют: пространство многомерно.
Ряд свойств времени в форме пространства даже более наглядный, например, бесконечность, непрерывность, а рассматривая объект как особенное время, понимаем, что это локальная замкнутость пространства, - пространство, ограниченное объёмом объекта. Однако, все объекты существуют в общем времени, то есть, в общем пространстве, которое «вмещает» любые - от планковской «точки» до сколь угодно больших и массивных.
Линейность и нелинейность пространства, его ограниченность и безграничность - это та двойственность материи, которая обусловлена её диалектикой.
Искривление (нелинейность) пространства есть формообразование объектов, длительность, локальный энергетический сгусток, относительно ускоряющий время «внутри себя» и замедляющий его вблизи образованной массы. Видимо, и так, в общем виде, можно сформулировать то развитие материи, которое постоянно меняет бытие.
Налицо вероятностная, информационная ипостась пространства, следующая из относительности самостоятельного бытия объектов. В самом деле: энтропия пространства не снижается, поскольку постоянная потенция к развитию порождается новыми и новыми диалектическими противоречиями, то есть, вероятностью появления в общем пространстве новых объектов.
Познание бытия - это субъективное восприятие человеческим мозгом материи в её информационной ипостаси, как объективной информации. Следовательно, познавая объекты материи, люди имеют дело с состоявшимся исходом случайных событий в пространстве, хотя и обусловленных прошлым и закономерных с точки зрения естественного развития материи и сложившегося в общем времени соотношения потенций к развитию взаимодействующих объектов.
Познание прошлого и настоящего бытия сводится к изучению пространства, тенденций его развития в их борьбе и единстве, взаимодействия его объектов, то есть, - к изучению времени, общего для всего объективно существовавшего в прошлом и существующего в настоящем бытии. Предположения и прогнозы на будущее вытекают из тех объективных истин, которые добыты человечеством в процессе познания материи и некий интеграл которых представляет собой общественное сознание. Такой объективной истиной является то, что имеет место естественное развитие материи (бытия, то есть, природы и общества); что единственный способ и первопричина этого развития - диалектика материи; что развитие материи есть разрешение постоянно возникающих диалектических противоречий, - противоположных тенденций, действующих, однако «в русле» общего времени, с неизбежностью необратимо меняющего пространство в процессе образования более организованных и структурно более сложных форм материи в природе и обществе.
Стало быть, зная тенденции развития, которые проявились в прошлом и проявляются в настоящем, соотношение потенций к развитию всех взаимодействующих объектов (классовых сил, например), люди многое знают о будущем. В этой связи бросается в глаза системная ошибка буржуазной социологии, которая сводит изучение общественного мнения к так называемым социологическим опросам, выдавая тем самым меняющееся под влиянием пропаганды общественное мнение за общественное сознание, - не учитывая при этом те объективные истины, которые часто противоречат этому искусственно «накачанному» общественному мнению. На эту подмену буржуазные социологи идут сознательно, в интересах буржуазного класса, искажая тем самым научно обоснованное видение будущего.