Косэуць - маленькая точка на карте Молдовы.

Feb 10, 2013 05:14

Есть в современном английском весьма необычное слово - Серендипити (Serendipity), означающее не что иное, как случайную находку или открытие во время поисков чего-то совершенно другого. Слово известно еще и тем, что в свое время, уже не вспомню где и кем именно, было включено в список самых труднопереводимых английских слов.
Я это к тому, что молдавское село Косэуць и стало для меня тем самым серендипити, так как до поездки в Сороки я об этом месте вообще никогда не слышал и наверное и не услышал бы не окажись оно между украинским Ямполем и молдавскими Сороками.
В Сороки я ехал, ради того чтобы увидеть расположенную здесь крепость. Но получилось так, что найти бюджетный вариант проживания в этом городе у меня не вышло, а платить по 50 евро за сутки в средней руки гостинице не хотелось. Поэтому я решил остановиться на несколько дней в приграничном украинском городке Ямполь, от которого до Сорок не больше восьми километров, да и стоило это в пять раз дешевле. Хоть потом и оказалось, что уже на месте, в Сороках найти ночлег очень просто. Люди неизбалованны туристами и иной раз сами предлагают у них погостить.


В этом месте из Украины в Молдову попасть можно только прокатившись на пароме, больше напоминающем обычный плот, так как мостов здесь нет и не предвидится.


Такой паром обычно отправляется раз в час и пересекает Днестр минут за пятнадцать. Переправа работает до восьми часов вечера летом и до пяти зимой.


Берег у молдавской таможни.


Первый населенный пункт на молдавской стороне и есть Косэуць. В русском языке правда чаще используется другое его название - Косоуцы, как поначалу его называл и я. Но после нескольких замечаний и исправлений на Косэуць, решил называть это село так, как называют его местные. С меня не убудет, а им приятнее.


Возле перехода всегда стоит по несколько машин забирающих людей в Сороки, а в пяти минутах ходьбы от него есть остановка маршруток туда же. Именно к этой остановке я и пошел не особо надеясь увидеть что-нибудь интересное по дороге. И естественно ошибся.
В Косэуць нет централизованного водоснабжения и воду для своих нужд люди, как и годы назад берут из колодцев, которых здесь очень много. Почти возле каждого дома стоит по небольшому колодцу. Они-то меня и заинтересовали.


Колодцы здесь оказались не только местом удовлетворения потребностей в воде. Возле каждого из них расположен небольшой монумент, чаще всего в виде креста, в сердцевине которого предусмотрено место для свечи.





Мне они напомнили маленькие часовни на западной Украине, а в итоге оказалось, что и предназначение у них было приблизительно такое же Местные, люди верующие и зажигают свечи во время церковных праздников.


Рядом с остановкой маршрутки также находилась небольшая, но достаточно ухоженная церквушка (не единственная в селе).


Вышло так, что эти необычные колодцы вдобавок к вялотекущей и размеренной крестьянской жизни пробудили желание узнать Косэуць получше.


Первое упоминание об этом селе относится к 1517 году, и оно является достаточно известным на территории всей Молдовы, так как за свою историю успело прославится мастерами по художественной обработке камня, добываемого из Косэуцкого карьера, расположенного рядом.
Именно поэтому все село буквально наводнено изделиями из этого белого камня. Здесь из него делают столы, надгробия, декоративные элементы для украшения домов и многое другое.
В советское время изделия из косэуцкого камня были популярны далеко за пределами села. Именно он послужил материалом для известного монумента молдавскому господарю Штефану чел Маре в Кишиневе.


При въезде в Косэуць есть несколько мастерских под открытым небом, где можно посмотреть, как обрабатывают камень и что из него делают сегодня.


В основном это надгробия.












Изредка делают что-нибудь для собственных нужд.






Почти или полностью готовые изделия никто не охраняет. Так и продолжают лежать пока заказчик их не заберет. Своровать их незаметно задача конечно не из легких, тем не менее, зрелище в наши дни редкое.


В Сороках мне предлагали сувениры из этого камня, в основном маленькие бюсты того же Штефана чел Маре.


Помимо камня Косэуць интересен Свято-Покровским мужским монастырем, основанным в 1729 году и лишь недавно приведенным в порядок усилиями тех же каменщиков. Мне рассказывали, что этот монастырь находится в очень живописном месте. Правда сам я к нему дойти так и не смог. Сказалась сильная жара, не воодушевляющая на длительные подъемы.
Решил, что вернусь лучше к переправе и поплыву обратно в Украину. Но в процессе возвращения свернул куда-то не туда и к своему счастью заблудился.


К своему счастью, потому что найти правильную дорогу мне помогла прекрасная местная девушка Кристина, оказавшаяся еще и работником косэуцкого этнографического музея.
Кристине, захотелось рассказать мне о здешних местах побольше, и она предложила придти на следующий день в этот самый музей. За что ей большое спасибо, так как музей в Косэуць незаслуженно обделен вниманием даже по молдавским меркам, хотя интересностей там хватает.
Находится он вдалеке от основной дороги и чтобы его найти, надо вооружиться румынскими словами Casa de cultura (Дом культуры) слева от которого он и расположен.
Дом Культуры.


Небольшое отступление. Вход в музей неожиданно бесплатный. Кристина предположила, что если за вход брать деньги, то и от того небольшого количества посетителей, что есть ничего не останется.

В Косэуць проводились археологические раскопки, в ходе которых установили, что здесь существовало человеческое поселение, возраст которого может достигать 22 тысяч лет. В музей эти раскопки принесли не только повод для гордости его работникам, но и остатки жившего в этих краях мамонта.





Здесь же разные виды камней и остатки вулканических пород, найденных в разное время в пределах села.





Но основные экспонаты, так или иначе, связаны с историей села, которая, как и история всей Молдовы преимущественно сельскохозяйственная или крестьянская.














Есть экспонат сделанный руками Кристины.


Военная тематика.












Ну и рабочие профессии.


Музей хоть и позиционируется как этнографический, но ввиду того, что он в Косэуць единственный сюда попадает все, что хоть как то связано с прошлым. Например, вот такие крутые экспонаты.









Надо сказать, что Кристина не очень хорошо говорила по-русски и постоянно убегала к убирающей помещение тетеньке узнать, как переводится какое-нибудь слово, а потом возвращалась с ликующим выражением лица:).
Хотя про некоторые, заинтересовавшие меня вещи рассказать подробнее она затруднялась. Взять хотя бы эту каменную ракету.


Или каменный шар.


Голубь.


Значки, монеты и деньги разных времен. Попадаются не только молдавские, но и русские, украинские и польские.












Проблемы были с переводом названия дерева - символа Косэуць. Гугл транслейт пришел на помощь и подсказал, что это дуб.


Воспоминания про Косэуць отпечатались в памяти не в последнюю очередь из-за этой девушки, работающей в музее, по сути, на общественных началах. Музей - государственное учреждение и денег на его нормальное содержание и адекватные заработные платы сотрудникам естественно ни в самом селе, ни в Сороках нет, а Кишиневу, мне кажется, сейчас не до сельских музеев. Все, к сожалению, как и в Украине. Поэтому люди занимающиеся подобным фактически на одном энтузиазме вызывают заслуженное уважение.


В книге отзывов музея последняя запись где-то за месяц до сделанной мной и ни одной на русском или украинском. Стоит надеяться, что так будет не всегда и музей, как впрочем, и все Косэуць не исчезнет с карты в будущем.

Трипы, Косэуць, Молдова, Сороки

Previous post Next post
Up