Страдающий тяжёлой формой деменции не может сделать сам для себя что-нибудь приятное, например, одеться и погулять в саду или пойти сварить себе кофе, чтобы насладиться любимым напитком. Качество его жизни полностью зависит от сопровождающего и ухаживающего. Помните об этом. Если ухаживающий не пытается понять индивидуальные желания, свойственные каждому человеку, это может негативно повлиять на самочувствие больного.
Чем меньше внимания, чем меньше больного «трогают», тем быстрее он замыкается в себе. Вам оно надо, чтобы через полгода из бабушки ходячей она стала апатично лежачей?
Недостаток подходящей стимуляции может ухудшить общее состояние здоровья и умственное состояние страдающего деменцией и привести к апатии и замкнутости. Состояние страдающего деменцией, который не способен сам позаботиться о достаточной стимуляции, можно сравнить с одиночным заключением.
Я не знаю как в других домах по уходу за пожилыми, не буду говорить за всех, но в нашем практикуется постоянное тормошение проживающих стариков. Например, «испечём пирог» (по средам пекут пирог в специальной огромной кухне, куда свозят или приводят больных деменцией). «Помоги взбить желтки.» По пути обсудим что печём и поделимся «рецептом мамы». Запах выпечки хоть чуть но всё равно заставляет мозг реагировать и работать. Потом перемоют чашки, венчики, а вытирать предлагают проживающим. Кто хочет. Обязательно найдётся пара хозяюшек, которые перетрут всё как надо.
Или по четвергам все проживающие поют песни. Каждый четверг в большом зале час посвящём старым песням. Поём под акомпанемент пианино. Бабульки зажигают ещё как! Есть специальные книжки с текстами «немецких-народных», но почти все знают слова по памяти. Привозят и тех, кто уже даже не говорит. Ничего, зато послушают, среди людей побудут.
Вообще, возьмите за правило - пока человек что-то может делать сам - пусть это делает. Не спешите лишний раз сказать: «Сиди, я сама принесу» или «Не надо, я сама почищу картошку». Вы тем самым не даёте мозгу больного лишний раз возбудиться и поработать. Больной быстрее деградирует, если уменьшить его занятость.
Поэтому, если готовите, - дайте одну картошку маме - «Почисть, пожалуйста». Хочет дед подправить забор - пусть подправляет, только следите за ним, чтобы гвозди в рот не засунул. Хочет пить - пусть идёт за водой. Хочет есть - пусть идёт к столу, не приучайте его лежать, и чтобы вы кормили. Накормитесь ещё...
Это я сейчас говорю про начальные стадии и состояния. А не когда человеку даёшь нож, а он его в рот суёт. Но, думаю, вы это и сами понимаете. Хотя такие ещё могут подпевать. Вот с ними пойте.
Некоторые раздражаются, если их постоянно трогать, и просят оставить в покое. Тогда уговаривайте. По-доброму, нежно, но уговаривайте идти прогуляться, например. Снег с дорожки почистить предложите. Хоть на полметра. Если он ещё мало-мальски соображает и понимает, что такое держать лопату. Но, конечно, лучше покажите. В принципе не важно, что он прочистил дорожку не к калитке, а в огород. И снег занёс в сарай. Главное деятельность!
Чем дольше вы продержите его способным двигаться и самому что-то делать, тем дольше он пробудет в этой стадии, а не в лежачей.
Кстати про воду. Кто смотрел худ. фильм, тот заметил, что Маргот постоянно просила мужа попить. Хоть глоток. Это действительно важно. Одна из причин старения, это неспособность организма больше удерживать воду. То есть у стариков и так с этим проблема. А недостаток воды в организме может ещё и привести к помутнению рассудка, слабоумию.
В доме пожилых весь персонал ходит за больными и уговаривает попить. Каждый час, каждый день. Как минимум полторашка воды в день. Это к чаю и кофе, что к обедам.
Поэтому не ленитесь, сами наливайте и просите отхлебнуть пару глотков, уговаривайте. Часто больные, если их не напоить, то сами попить и не подумают. Ни разу в день. Это очень, очень плохо, дорогие товарищи. Поите.
Мы имеем дело с пожилыми, а значит в большинстве случаев с уже плохо слышащими
Каждый человек, страдающий тугоухостью, умеет компенсировать этот недостаток, потому что мышление и память работают нормально. Человек с твёрдой памятью всегда помнит, что он с трудом слышит. Он также обычно осознает, когда он чего-то недопонял и может поразмыслить над тем, что в этой ситуации лучше всего сделать. Он может, например, сказать, что он не понял сказанное, и тогда рассказчик повторит свою фразу.
Страдающий деменцией, напротив, испытывает трудности с компенсацией тугоухости, поскольку имеет проблемы с логическим мышлением. Больной деменцией, который страдает ещё и тугоухостью, возможно, забывает, что он плохо слышит. Или не осознаёт, что он что-то не расслышал и поэтому не просит рассказчика повторить фразу. Поэтому, если знаете за своими родными такую проблему - будте вдвойне внимательны - как и что вы говорите.
Сейчас я скажу о том, о чём у нас говорили треть лекций всего курса, и каждый препод считал обязанным про это сказать.
Если с больным в начальной стадии ещё возможно поговорить, то чем дальше в лес, тем больше надо учиться понимать больного без слов. Вообще общение с дементами почти всегда происходит на невербальном уровне, просто многие ухаживающие этого даже не подозревают. Не понимают, что больные пытаются им что-то сказать мычанием, стуками, жестами или любыми другими проявления эмоций. Это они из своего мира как могут, так и подают сигналы о своих потребностях и желаниях.
Куда бы я не ткнула в немецкие учебные статьи про деменцию, всюду половина текста уделяется общению на невербальном уровне. Потому что, может вы не знали, но только 30% из той информации, которую вы передаёте другому, вы передаёте словами. 70% из вашего сообщения собеседник воспринял через вашу мимику при этом, интонацию голоса, язык тела, жесты, даже одежда!, в общем куча всего около слов, а не одни слова были восприняты. Мы так общаемся друг с другом, и даже этого не осознаём.
И вот в случае с больным деменцией это вылазит на передний план, надо об этом знать и не забывать.
Учитесь понимать знаки, подаваемые больными. Позже я расскажу про те знаки, которые подают и восприниммают все больные на инстинктивном уровне. Например, если Вы постоянно видите, как больная сидит, наклонившись в сторону и обхватив рукой подлокотник - это бессознательный знак, обозначающий отца. Может она любила его, или он сыграл важную роль в жизни больного, но вот сейчас больной таким образом вспоминет или скучает о папе. То есть сидит она так не от того что её от слабости скособочило. Эта поза именно знак родителя, отца.
Или находящая в почти последней стадии старушка может безмолвно сидеть в кресле весь день. Она уже не может говорить, сама не ест. Единственное, что она иногда делает, это поднимает руку и вытирает нос. Иногда, совсем редко.
Так вот. Она плачет. Просто слёзы редкие и хватает их только на нос. На лице их не видать. А по выражению лица ничего не понять, оно никакое. Человек уже почти овощ. Внешне. А внутреннне она чувствует одиночество и несчастна. Просто ни словами сказать не может, ни жестами из своего мира помахать. А просто сидит и незаметно для других плачет.
...а я тогда ещё ничего не знала и думала, что у неё из носа текло. Удивлялась, когда это она успела простыть, и вроде соплей нет. А она поднимает руку и вытирает мокрое под носом...
Обнимите. Они в том, последнем состоянии, очень любят нежности и отзываются на неё, когда не отзываются уже ни на что.
Она очень любила обниматься, и обнимала всегда нежно и пахло от неё сухой травкой и бабушкой.
У каждого есть ещё и свои индивидуальные знаки. Которые он пытается вам подать. Учитесь их расшифровывать, будте внимательны к родным. И им от этого радость быть понятым, и вам облегчение.
Я сейчас вспомнила случай. Обычно у каждого больного своё место, где он в большом зале днём сидит. И вот три старушки всегда сидели за одним столом. Одна ещё умела говорить, другая громко и безостановочно мычала, а третья уже не говорила. Сидела весь день, молча открыв рот. Мычащая и молчащая сидели напротив друг друга, а говорящая между ними с торца стола. И вот одна мычит и мычит, громко. Она ещё имела привычку отставлять вперёд руку. И вот она мычит и потрясает рукой. Час, другой. И умеющая говорить, хоть из неё слова никогда не вытянешь, не выдержала и заорала на мычащую - Заткнись! Ты сводишь меня с ума! Заткнись!
Та продолжает яростно мычать и смотрит на молчащую, взирающую на всё с равнодушием.
И неожиданно одна медсестра догадалась убрать молчащую бабульку с поля зрения мычащей. Та мгновенно замолчала. До сих пор никто не знает, почему мычащую так волновало наличие сидящей напротив неё той бабульки, но с тех пор мы их так не сажали.
Поэтому учитесь понимать. Как сказал один преподователь: «В дурковании больных деменцией всегда присутствует логика. Надо её просто угадать.»
При сопровождении страдающего тяжёлой формой деменции неизбежно придётся в полной мере использовать свои способности к невербальному общению. Для страдающего деменцией порой проблематично сообщить о своих элементарных потребностях и чувствах. Он вынужден положиться на то, что ухаживающие научатся понимать его невербальные сигналы и помогут ему достичь как можно более высокого качества жизни.
Вероятно, Вы знаете, что означают некоторые выражения лица, определённая интонация, язык тела, определённые жесты или движения глаз больного. Научитесь распознавать, на какие вещи он реагирует радостью, расслаблением, какие расстраивают или злят его.
Также ухаживающие должны понимать, какие невербальные сообщения они сами посылают, не осознавая этого. Подумайте о том, что Вы можете невербально демонстрировать Ваши чувства, такие как огорчение, злость и фрустрация, сами того не замечая.
Вы можете применять невербальные стратегии сознательно, во благо.) Вы можете, например, использовать выражение своего лица, зрительный контакт, язык тела и интонацию так, чтобы продемонстрировать клиенту свой интерес, заботу, свои намерения. Это может подействовать на него успокаивающе.
Что ещё..
Недержание мочи. Это один из сопровождающих симптомов деменции. Мимо этого не пройдёте, рано или поздно начнётся. Так что запасайтесь памперсами и не смотрите на это как на желание больного вам насолить. Это не его вина, что с мочевой системой сбои.
С этим покончили, хотя ещё, собственно, и не начинали. «Всё у тебя впереди, а зад сзади», как сказала мне одна гадалка.
Большинство текста взято отсюда:
http://www.demenz-service-nrw.de/tl_files/Landesinitiative/Logos/pdf-die%20Landesinitiative/Heft%2012%20Kommunikation-russisch-2.pdfСоветую всем ухаживающим не поленится, а раз прочитать всё. Знания за плечами не носить. Я специально раньше ссылку не давала, хотела, чтобы вы сначала вкратце прочитали, а потом уже можно и поподробнее об этом и многом другом. Методичка замечательная, хоть и большая. Пролистните, не пугайтесь первых страниц на немецком. Дальше на русском, глава за главой. Там разжевали всё замечательно, просто вот до пюреобразного состояния.
Девушки из «Старость в радость» прочитайте её всю. Прямо рекомендую к распечатке и дарению персоналу в каждом доме, в который вы ездите.
А я дальше пойду по моим лекциям и учебным и просто фильмам, посвящёным этой теме. Оставайтесь с нами! И в здравом уме.