Об одном патерналистском устройстве Тут мне в очередной раз намекнули, что я патерналист. По этому поводу я хотел бы рассказать одну историю.
Я с детства очень люблю типографское дело. Печатные станки, переплетный инструмент. Я бывал в разных музеях промышленности: авиации, золотодобычи, пивоварения, коньячного дела, даже в музее маслоделия в Ирландии, - но больше всего я люблю музеи-книгопечатни. А уж экскурсия по настоящей типографии...
Так вот, давным-давно, ещё в школе, на одной экскурсии в типографии я увидел совершенно патерналистское устройство. Оно подавляло свободу личности настолько сильно, что могло вызвать инфаркт у пары поклонников Эйн Рэнд и нескольких верных мизесианцев в придачу.
Это устройство работало в большой гильотине, которая разрезала толстые стопки отпечатанных листов. Рабочий клал стопку на специальный стол, выравнивал её, а затем нажимал на кнопку. Точнее, нажимал бы - если бы не это устройство. Из-за него гильотину включали две кнопки, причем разнесенные достаточно далеко. Поэтому рабочий не мог включить резак одной рукой: он должен был непременно нажать одну кнопку правой, а другую левой. Это сильно замедляло работу: приходилось класть стопку под нож, нажимать обеими руками кнопки, затем поворачивать стопку и опять нажимать. То есть ни о какой свободе индивидуума одной рукой поправлять стопку и подавать бумагу, а другой резать, речь не шла.
Мне сказали, что в типографии бывали люди, которые обманывали технику, подперев одну кнопку палкой. И у них получалось работать гораздо быстрее. До тех пор, пока они не оставались без руки, конечно. Ну что ж, за свободу надо платить, правда?
Кто еще
scholar_vit не читает - сами себе злобыне буратины, вот.