Предыдущие части:
http://taki-net.livejournal.com/500698.htmlhttp://taki-net.livejournal.com/500781.htmlhttp://taki-net.livejournal.com/501058.htmlhttp://taki-net.livejournal.com/501375.htmlhttp://taki-net.livejournal.com/501562.htmlhttp://taki-net.livejournal.com/502749.html 9. Вокруг Султанахмета (муз.мозаик, А-София, Археологический, м.Сулеймание)
На третий день мы решили выбрать объекты, расположенные вокруг дома, соотвественно, маршрут почти исключительно пешим.
Музей мозаик (
цитирую по "Афише"):
Крошечный музей на том месте, где при раскопках обнаружились мозаичные полы Большого императорского дворца. Сам дворец был заброшен византийскими басилевсами еще в xi веке; впоследствии на его месте выросла Голубая мечеть, а за ней - торговая улица Араста с ковровыми лавками. Между лавок и вход в музей. Мозаики Большого дворца относятся, скорее всего, ко времени Юстиниана (VI век) - то есть они гораздо древнее мозаик Святой Софии и монастыря Хора. И сюжеты у них не христианские, а античные: такими идиллическими картинами - охота, уборка урожая - украшали полы еще древнеримских вилл.
Подобный стиль сейчас назвали бы гиперреализмом: именно про такие изображения ходили легенды, что птицы пытались клевать мозаичные фрукты, принимая их за настоящие.
Проход - из двора Голубой мечети (того, что ближе к Айя-Софии) под арку. Главный вход за улицей Араста, но есть вход и из одной из лавок рынка Араста.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Теперь наш путь лежит к Святой Софии, не самому древнему из храмов Константинополя-Стамбула (Кучук-Айя-София заметно старше своей большой сестры), но самому знаменитому (и на протяжении тысячи лет самому большому в мире). Вы обязательно прочитаете подробно в энциклопедиях, а краткая канва истории - императорский храм, росписи которого сильно пострадали от иконоборцев, обращен в мечеть сразу после завоевания города турками, "изображения идолов" закрыты побелкой и грунтовкой, как говорят, по личному приказу Мехмета-Завоевателя, превращение в национальный музей во времена республики.
Внешний вид храма (представленный на нескольких фото в предыдущих частях) трудно описать коротко; видны и величие, и "грузность", повлекшая уничижительную оценку со стороны Бродского. С малого расстояния бросаются в глаза "индустиральные" детали, похоже, повлиявшие на зрительные образы Миядзаки (бани колдуньи Юбабы в "Похищении призраками").
Посмотреть на Яндекс.ФоткахЗато внутреннее пространство - потрясает и захватывает безоговорочно.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ниже - не ошибка фотографа и не фото-прием, а прием архитектора:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Следующая фотография зафотошоплена до предела и выкладывается только ради композиции мозаики и витража:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мозаика отдельно:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Витраж отдельно:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Выходим из Софии, обходим ее и уже привычным путем направляемся во дворец Топкапы, проходим мимо Святой Ирины
Посмотреть на Яндекс.Фоткахи сворачиваем в переулок, ведущий к Археологическому музею.
Опять же, не ждите подробного рассказа, но помните, даже имея на попечении быстро устающих от музеев детей, что на территории Османской империи находились буквально все центры древней культуры Старого света, и, несмотря на грабеж со стороны "цивилизованных наций" (в музее есть портрет фрау Шлиман в троянском золотом уборе, без комментариев; комментарии, впрочем, и не могут быть однозначными) - осталось довольно много. Основная, довольно бессистемная, коллекция (включающая жемчужины вроде мавзолея Александра Великого) - в длинном П-образном корпусе, древневосточная (египетско-хеттско-вавилонская) коллекция - во флигеле у входа, сельджукско-османская (небольшая) коллекция - в мозаичном флигеле.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Покинув Археологический музей, выходим не обратно к дворцовым воротам, а в другую сторону, через парк Гульхане к одноименной остановке трамвая и едем три перегода до Бейязит-Гран-Базара. Теперь при свете дня дорога выглядит не так страшно, но идти по ней приходится медленне, проталкиваясь сквозь торгующих и клиентов...
Вот, кстати, за железными воротами Университета та самая башня Бейязит. Нет, ну точно мутят что-то натовское и стратегическое...
Посмотреть на Яндекс.Фотках Да, увы, и при свете дня мечеть Сулеймание, прекрасное творение Синана, "мечеть Света" - в реставрационных лесах (а внутри вообще оставлен закуток для молящихся).
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мавзолей Сулеймана Великолепного и его интерьер
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мавзолей Роксоланы, наложницы, а потом любимой жены Сулеймана, уроженки Западной Украины; когда турки хотят польстить восточнославянской девушке, они не называют ее "наташкой", а говорят "была ты Оксана, а станешь Роксолана".
Посмотреть на Яндекс.Фотках Кстати, Синан строил не только мечети да замки, вот - его работы баня.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Обратный путь привел нас наконец на Гран-Базар в его торговое время, но усталые дети помешали сувенирно-закупочной кампании, так что поскорее домой, слава Аллаху - все время вниз, к морю, до самой Кадырги Лимани...