О мерзавцах и покойниках

Sep 20, 2012 11:59

В погромщиков, которые пытаются убивать и громить в знак протеста против фильма "Невинность мусульман", надо стрелять (если, конечно, нельзя остановить их несмертельным оружием). Но к ним нет и не может быть моральных претензий ( Read more... )

Leave a comment

bgmt September 20 2012, 09:14:37 UTC
Совершенно верно.
Создатели этого конкретного фильма, может быть, и мерзавцы. Я фильма не видел, и пока не видел, судить не могу. Потому что создатель потенциально такого же пункта напряжения Рушди уж никак не мерзавец. И редакция "Charlie Hebdo" может быть, и неправа в выборе момента публикации карикатур, но никак не мерзавцы. Когда толпа хочет заткнуть рот смеху, настаивать надо; кстати, это - я утром как раз слушал интервью - считает и французский премьер-министр, и министр образования. И я. Должны появляться произведения Рабле, "Гаврилиада" и "Сказка о попе и работнике его Балде", Рушди и Бидструпа. Чем больше им препятствуют, тем больше необходимость их появления.

Но про фильм - может быть, он плох, пусть.

Мерзавцы, однако, это всё же те, кто натравливает. А их очень, очень немало. Никакая толпа (ну почти) сейчас не собирается, несмотря на все социальные сети, просто спонтанно. Каким это образом вдруг много десятков тысяч людей узнало о фильме, который появился только на Ютюбе? И что, они все его прямо-таки видели?
Кстати, мерзавцев, которые натравливают, тоже в большинстве нельзя судить, если они не призывают прямо к убийству.

Точно такую же реакцию католической церкви, какая сейчас у мусульман и какая только что была у православных (но всё же в куда меньших количествах), Франция пережила много раньше. И ничего, пережила. Сохранив в качестве политического и юридического абсолюта право на самовыражение, а прочие пожелания не более, чем в качестве моральных пожеланий. Я этому очень рад. В школах сейчас будут уроки о свободе самовыражения. Я рад.

Reply

oude_rus September 20 2012, 09:36:42 UTC
//они все его прямо-таки видели? //

Даже если предположить, что видели, то фильм-то на английском. Значит, кто-то еще постарался с переводом, и со вторичным выкладыванием на ютьюб. Предлагаю их тоже зачислить в мерзавцы.

Reply

taki_net September 20 2012, 10:07:28 UTC
+++Предлагаю их тоже зачислить в мерзавцы

А это в явном виде у меня сказано, Вы не заметили?

Reply

taki_net September 20 2012, 10:18:34 UTC
Сорри, скаазно, но не в посте, а в комменте:
http://taki-net.livejournal.com/1406153.html?thread=29697737#t29697737

Reply

oude_rus September 20 2012, 12:51:16 UTC
а что именно сказано-то?

Reply

taki_net September 20 2012, 13:06:45 UTC
Что сказанное (противопоставление мерзавцев и врагов) не относится к "вождям-манипуляторам". Которые тоже мерзавцы. Ну и враги, конечно.

Reply

stzozo September 20 2012, 11:11:07 UTC
Есть важный момент, в котором Салман Рушди схож с Pussy Riot и отличается от создателей "Невинности мусульман":
Он принадлежит к той же этноконфессиональной группе, чью религию высмеивает.
Потому его стихи нельзя истолковать как разжигание межнациональной розни.

Reply

bgmt September 20 2012, 11:41:07 UTC
ойойой.
Он не принадлежит к этноконфессиональной группе, потому что не принадлежит к конфессиональной группе. Атеист он. Не записывайте людей в группы помимо их воли.

Понятие "разжигания... розни" отсутствует в государствах, где ценят свободу слова. Даже там, где она не такая полная, как в Штатах. Это очень опасное понятие. Что хорошо сейчас видно, опасность реализовалась.

Reply

stzozo September 20 2012, 11:46:04 UTC
>> Не записывайте людей в группы помимо их воли.

Я имел ввиду именно то членство, в которое записывают против воли.
Салман родился в семье этнических мусульман. Стать атеистом - это его личный выбор, и наехать на исламскую религию - это наезд на религию вообще.

>> Понятие "разжигания... розни" отсутствует в государствах, где ценят свободу слова.

В уголовном кодексе такой статьи нет, но общественное явление есть.

Если б такой же фильм был снят этническими мусульманами - пользы было бы куда больше.
Конфликт не имел бы межрелигиозного измерения.
А так, вкус межрелигиозной вражды совершенно вытеснил другую, полезную ноту: вызов мракобесию.

Reply

ymblanter September 20 2012, 12:05:20 UTC
Рушди не наезжает на религию. Ни на какую. По крайней мере в том произведении, за которое произнесли фетву.

Reply

stzozo September 20 2012, 12:08:37 UTC
Не буду спорить, не читал.
По крайней мере, он наехал на идею того, что святыни должны быть ограждены от насмешек.

Reply

_shadow__ September 20 2012, 14:35:14 UTC
да нет там насмешек; совершенно замечательный текст в стилистике "магического реализма"

Reply

stzozo September 20 2012, 14:37:14 UTC
А настоящий мусульманин должен чураться всего магического и сатанинского, как черт ладана.

Reply

_shadow__ September 20 2012, 14:48:10 UTC
..как и любой прямолинейно-последовательный адепт авррамических религий.
Рушди решал чисто художественные задачи - и табу в его тексте нарушаются исключительно в рамках оного процесса. Что собственно и есть прогресс. В том, что мусульмане убеждены, что прогресс не есть выгодный им процесс - не (только) их вина (и беда).

Reply

bgmt September 20 2012, 19:13:37 UTC
Вообще говоря, Рушди написал не одну книгу, а много. И не читая их, трудно судить обо всём, что хочет сказать Рушди.
Чисто художественные задачи? Ну это как сказать, что Толстой решал чисто художественные задачи.

Reply

_shadow__ September 20 2012, 19:34:01 UTC
я и прочитал не одну.. и из них на мой взгляд его атеизм никак не следует; и даже агностицизм. Скорее некий мистицизм - при всей ироничности его текстов; примерно как у маркеса, я не случайно упомянул магический реализм. а вот его публицистические работы - и интервью - мне, увы, неизвестны.

поэтому толстой мне не слишком интересен

Reply


Leave a comment

Up