Весенняя поездка в Каппадокию с Машей (3)

May 10, 2013 23:14

(начало: 1, 2)

Во второй день и после первой ночи в Каппадокии нам предстояло встать в 4:30 - в 5 часов возле рецепции нас должна была ждать машина из воздухоплавательной компании (полет был заказан через менеджмент "Келебека" по почте). Ну, в полной, черной темноте встали, не приходя в сознание умылись, оделись потеплее (то есть в куртки и брюки) и побрели на рецепцию.

Довольно скоро выяснилось, что нас слегка кинули. Я был уверен, что "Келебек" закажет нам полет в своей (принадлежащей к той же бизнес-группе) компании "Баттернфляй балунз" (собственно, "келебек" означает именно "баттерфляй"). Эта компания, по общему мнению, лучшая в Каппадокии, цены (с учетом скидок "Келебека") чуть ли не самые низкие (кроме совсем уж подозрительных компаний типа "полет земля-рай"), осенью я с ребенком летал ими и остался доволен как слон. Но нас, не говоря худого слова, за те же деньги и с теми же скидками, продали компании "Роял балунз". Ничего плохого я сказать не могу, сперва мне показалось, что они возят примерно как все остальные, включая "бабочек" (день был, в сравнению с осенью, безветренный, и маневры шаров скучнее), но на следующий день англосаксонская дама, с которой мы обедали (не из "Келебека"), сказала, что она летала в этот же день с "бабочками" и пилот вел очень остро и маневренно, несмотря на слабый ветер, и описала как - было действительно жестче, чем у нас.

В остальном все было как осенью - привезли на базу шаров, покормили ранним завтраком, поделили на экипажи (по 14-16 человек), отвезли к точке старта - полетели - вверх-вниз, мимо перибаджасов, долин, церквей... под конец бронзовые медальки и шампанское. Приземлились, кстати, на шоссе, поэтому корзину приподняли, поставили на прицеп и вместе с людьми (и висящим шаром) медленно отбуксировали до съезда с шоссе на травку - приятнее и вино пить, и складывать шар. Пока ползли по шоссе - проезжавшие машины дудели, и турки фоткали нас на телефоны.

Где-то к началу восьмого вернулись домой, сожрали без труда еще один завтрак, посидели в интернете, переоделись в "дневную" одежду и выдвинулись. В моей программе была деревня (состоящая из "перибаджасов" в форме грибов-гигантов) Пашаба (Pasabag), от нее неутомительный пеший переход полями и степью в деревню Чавушин, оттуда возвращение домой на рейсовом автобусе. Автобусы "туда", как я знал, ходят из Невшехира в Аванос, проходя остановку Гёреме каждый час в 6:15 и т.д. Еще есть остановка (в другом месте на Музейной улице) маршрутки Юргюп-Аванос, но ее расписания я не знал. Пришли на остановку - толпень! Половина турки, половина турики, в том числе русская семья характерного многодетно-рюкзачно-КСПшного вида. Потрепались с ними, я им подкинул советов про маршруты, которыми они, как выяснилось, на следующий день воспользовались. Пришел автобус, типа нашего покоцаного ЛИАЗа, но все поместились и даже сели. Все турьё и половина турок ехали до Чавушина, это 4 км, а я попросил шофера выпустить нас парой км дальше, near Zelve crossing. Второй раз, как и осенью, шофер принялся мне объяснять, что до Зельве почти 4 км гондурасить от перекрестка пешком, это направо будет, я его поблагодарил, успокоил, что нам только до Пашаба гондурасить, так что дойдем, сошли, помахали ручкой. (Когда когда КОГДА в каком тысячелетии в России шофер районного сельского автобуса, простой работяга будет по-английски объяснять заботливо... черт плакать хочется).

Бодро - было еще не очень жарко, время пол-одиннадцатого - дошли 2 км до Пашаба, бывшей деревни, в которой сейчас все дома, какие есть и были - внутри грибообразных перибаджасов (в том числе прямо на шоссе участок жандармерии), в большинстве не живут, а хранят инвентарь базарного бизнеса - туристов толпы, их окучивают сувенирами, адиБасом и дольце-каббаной. Погуляли (между "грибами" мощенные плиткой дорожки, скамейки, урны, тень от перибаджасов хорошая), и пошли полями (которые начинаются сразу от деревни примерно назад, в сторону Чавушина. В ближайших домах винодельни, потом просто жилые дома крестьян или хранилища инвентаря (все в "грибах" и "фаллосах"). Дорога извивается, жарко, но попадаются сады или оливы с тенью, отдыхаем. Все же до Чавушина изрядно устали, выпили весь запас воды. Слева красивые горы, справа - долина, по ней то шоссе, по которому мы приехал. Встретили китайцев из нашей гостиницы на великах, помахали им. Вот и Чавушин.

Деревня Чавушин (современная) выходит к шоссе краем, большая часть от шоссе тянется в "изъеденной горе" - пористой скале, в которой на 6-8 "этажах" были вырублены сквозные, как дыры в сыре, пещеры, в которых люди и жили (и немного в домах у самого подножья). В 1950-е годы правительство отселило жителей из пещер (они рушились, в том числе на дома у подножья) и по регулярному плану построили новые дома и улицы рядом. Пещеры сейчас стоят эффектным памятником - гора, сквозь которую, как через дуршлаг, видно небо. На самом же краю деревни, у шоссе, в отвесной скале трехуровневая церковь Никифора Фоки, с хорошо сохранившимися росписями (вход платный, 8 лир). Осмотрели, пошли по улице, диагонально отходящей от шоссе, к горе-"сыру". По дороге, преодолев самый крутой подъем, остановились у магазинчика, присели на стулья в тени и попросили яблочного чаю. Старик, говорящий только по-французски, вынес чаю, предложил еще хорошую карту за пару лир - бон вояж - мерси, месье! Осмотрели дыры в сыре, попили сока грейпфрута, пошли обратно к остановке. Тут, правда, зависли минут на 40 - расписания я не помнил, даже занервничали и голосовать стали. Но все равно раньше приехал рейсовый автобус.

Обедать на этот раз не стали, накупили в Биме айрана, соков и воды, у Кёшкера фруктов, помидоров и домашнего хлеба, в номере перекусили, выпили жидкости литра по полтора и завалились спать - пережидать жару, да так успешно, что проспали до вечера.

Проснулись - закатное солнце золотит вершины гор, вскочили - времени до темноты оставалось только вскарабкаться на господствующий над Гёреме Сансет пойнт. Почти бегом, мимо Большой мечети и магазина Кёшкера, по узеньким улочкам, наперегонки с солнцем (и кучей народа, кто на своих двоих, кто на машинах, а какие-то умельцы на тракторе) выбежали наверх. Красота - хотя осенью солнце садилось точно на Учхисарскую крепость, было еще эффектнее. Через 10 минут закат, еще через 10 совсем темно, деревня усыпана огнями, перекличка муэдзинов...

(На Сансет пойнт почти невозможно удержаться от того, чтобы целоваться или хотя бы потеснее прижаться к спутнику/спутнице; даже девушки с хиджабах нежно держатся за своих спутников...)

Спустились, погуляли, поглазели на витрины, купили кое-чего и пошли домой - делать суррогат греческого салата, есть его и спать. Завтра будет новый день, пусть и не столь напряженный.