Религия и национализм в Узбекистане. Размышления на тему.

Jun 05, 2013 07:22


Шомахмудовы во время войны с детьми.



Уважаемый Лев Вершинин задал мне этот вопрос :

Сэнсей, вопрос...

Если человек, - Петр Петров, - поселился в Узбекистоне, свободно говорит по-узбекски, принял Ислам, взял имя Абдулло, любит Узбекистан и считает себя узбеком, - узбеки его узбеком признают?

Мой ответ получился не коротким и еше хотелось бы чтоб в таком шепетильном вопросе убедиться поддержкой (или критикой) узбекистанцев , узбеков и не узбеков чтоб не быть голословным. Поэтому решил написать ответ на вопрос как текст.

Для того чтоб стать "своим" для узбекистанцев Петру Петрову не объязательно менять свое имя. Не обязательно менять и свою религию. Если он изучит язык местного народа на "троечку" этого будет более чем достаточно. А если он решится стать мусульманином его будут уважать особенно.

Все наверное зависит от самого Петра Петрова. Какой он из себя чловек. Бывают такие поганые узбеки что стыдно за свой народ изза него.Но бывают такие не узбеки с которым побратаешся навсегда.

В Узбекистане к вопросу религии и языку человека относились всегда толерантно.


Это не изза политики только Каримова как болтают его карманные "политологи". Наоборот после Независимости по его повелению исчез русский язык из школ и ВУЗов, почти со всех библиотек по всей стране собраны и уничтожены почти все книги на русском языке. Очень мало русских передач на радио и ТВ страны.Пока есть газеты и журналы. В прессе всегда муссируется мысль о страшных годах колонизации большевиками Узбекистана и как теперь свободно и счастливо жить в Незасимом новом Узбекистане. И какая важная роль в этом велкого кормчего Каримова. Который сам только говорил на русском и очень плохо говорил на узбекском .В первые года Независимости когда Каримов был уже вынужден читать свои доклады на узбекском он всегда читал по бумаге, неправильно ставил ударения и вызывал смех у населения. Уже дошло до того как не рекомендуется праздновать Новый год , потом вроде отменили. Потом начали писать что Великая Отечественная война не касается Узбекистана, это была война России с Германией ( какие тупые политики в Узб. Не было тогда отдельно России, был единый СССР, куда входил и Узб ССР.). И так далее... Вот такой вот как бы любимец Кремля Каримов проводит анти-русскую политику в Узбекистане.

Такой интернационализм не только изза идеологии СССР. Да, во время СССР этот узбекский интернационализм был на своей высшей точке. В Великой Отечественной воевали все вместе против обшего врага. О подвиге семьи Шаахмеда Шамахмудова (1890-1970) и его жены Бахри Акрамовой снят фильм,написаны книги... В те военные годы когда люди еле-еле кормились сами они взяли на воспитание и усыновив 15 детей, потерявших родителей и эвакуированных во время войны в Ташкент. Дети у него были все разных национальностей и разных фамилий: Рая Мальцева - белоруска, Малика Исламова - татарка, Володя Урусов русский, а четвёртый сын кузнеца - безымянный двухлетний мальчик неизвестного происхождения. Шамахмудов сам дал ему имя - Нигмат, что значит «дар». Всего среди усыновленных детей были русские, белорус, молдаванин, еврейка, латыш, казах, немка и татарин.

Ташкент строили после землетрясения многие страны и народы. Например моя сестра до сих пор живет в квартире которая была построена венграми.))Ташкент всегда был городом хлебным, "Дружбы и тепла" и не только на песне.

Я думаю узбекский интернационализм, толерантность к другим национальностям и религиям идет из глубины веков когда караваны с Запада на Восток и обратно проходили почти через все основные узбекские города. Каравансараи тогда были полны людьми различных национальностей и религий. Они молились своим богам в установленное время на разных языках. Потом все вместе шли на ужин в гости к местному вельможе, хакиму города или шаху/беку. Беседовали, узнавали последние новости у друг друга, передавали дары и подарки от своих правителей местному правителю. То есть многие старинные узбекские города через которые проходили караванные дороги веками жили в интернационализме.)) Люди привыкли к этому. Никто не шарахался от японца в кимоно, никто не линчевал негров, никто не кидал камни в евреев, никто не удивлялся от русских... И это продолжалось много-много лет, веками! Вот откуда настоящие корни узбекского интернационализма по моему мнению.

А все эти современные политологи , аналэтики, псевдо-историки которые пишут что надобно для политикана Каримова -- это шайтаны временные. Все утрасется и придет на свое место. Осталось ждать не совсем долго, я думаю.

Несколько таких натюрмортов о религиозной стороне в Узбекистане. Например при похоронах или во время свадьбы узбеки делают религиозное мероприятие, называется коротко - Худаи. Это может быть большой плов на сотни людей или маленькое собрание на десяток людей. Узбекистанцы, узбеки и не узбеки, не дадут мне соврать что очень много на такие религиозные , исламские мероприятия приглашаются и не мусульмане: русские, корейцы, украинцы, евреи... Потому что зовут в гости кроме родни: соседей, коллег по работе. И не имеет значения его религия, если коллега кореец значит позовут его.

Эти не мусульмане приходят на такие религиозные мероприятия , садятся за стол со всеми вперемешку , следуя обычаю не кушают ничего пока мулла не закончит проповедовать , читать молитву... (Поразительная культура и уважение к др религии и культуре вообше у ЦА русскоговоряших, их можно сразу отличить среди других ) Потом все вместе кушают еду, угошения. В конце мулла читают заключительную молитву. В конце молитвы по исламскому ритуалу мусульмане открывают ладони и подносят к лицу со словами Омин (вроде как Аминь по христиански). И все не мусульмане которые приходят на такие мероприятия делают так же.

У меня был друг кореец, мы вместе тренировались каратэ. Я его столько раз возил с собой на такие религиозные мероприятия что он вючил наизусть одну короткую суъру из Корана которую повторяли муллы.))

Или другой пример когда умирает ктото из соседей, коллег не мусульманин. Узбеки обязательно ходят на поминки к ним. Не пьют водку. садятся чтоб почитать суъру из Корана , делают Омин , выражают свои соболезнования и потом уходят. Читают Коран у не мусульманина. Потому что узбеки мусульмане знают что мы все люди Книги! Мусульмане, христиане и евреи. (а других религий почти нет в Узбекистане)

В доме родителей моей жены 3 года жил друг ее брата, африканец , камерунский студент Лион. Они вместе учились в институте. Подружились. И камерунец переехал из обшежития к ним в дом.Когда брат жены женился в первый раз оказывается он приехал из Камеруна. Потом когда я породнился с ними и брат жены женился во второй раз Лион приехал из Франции с женой и дочкой. Тогда я его встретил.Типичный хиппи африканец а-ля 90-х, высокий, с волосами- мочалкой, баками и усами. Работал в крупной молочной фабрике инженером. Посидели как полагается на свадьбе.)) Он хорошо готворит на русском и узбекском.Кстати тоже мусульманин.

Другой пример из жизни. Много лет назад уехали из Узбекистана в Израиль дети одной женшины еврейки.Она была много лет бухгалтером моего отца когда она работал в одной гос организации.Отец тогда помог ее детям с документами, с разрешениями, с вывозом вешей и ценностей. Тогда все это было не просто. Они уехали а их мать осталась.Она бывала у них в Израиле несколько раз но ей там не понравилось.Она жила одна в квартире на Чиланзаре. Я иногда возил отца к ней. Мы заходили на рынок и отец выбирал самые красивые фрукты. Она очень любила фрукты, говорила что такие как в Узб фрукты нет и в Израиле. Потом заходили в одно знакомое кафе чтоб купить ей ее любимые пирожные с "бизэ". Она жила одна, но у нее постоянно была одна девушка узбечка, медсестра по профессии, следила за ее здоровьем, помогала по дому, помогала готовить и т.д. Ей платили ее дети из Израиля.

И вот когда мы к ней приходили у нее был маленький празник. Накрывался стол, чай, еда, фрукты... И как они начинали вспоминать свои года, со смехом, с грустью... После визита отец выходил как бы окрыленный. Помню отец рассказывал когда его переводили на другую работу он старался и ее туда же перевести.

И вот в одну ночь, около 3-00 утра к нам позвонила та девушка медсестра и сказала что знакомая отца умерла. Отец поднял на ноги моих дядек. Мы все вместе поехали к ней в дом. Я привез местную женшину которая моет трупы мусульманок,но она без проблем , без едного вопроса помыла ее.Моя мама помогала ей.Она взяла из дома с собой белую материю.Они вместе с женшиной мойщицей завернули усопшую в этот саван. Дядька привез еврейского раввина. Раввин не был удивлен увидев нас - узбеков , в узбекских тюбетейках (так принято одевать юбетейку на похоронах) у усопшей еврейки. Такова была реальность Узбекистана. Он рассказал что и как надо сделать, дал указания моей маме чтоб нашла льняной саван и перезавернули ее. Мы с мамой поехали домой и привезли лён для савана, она переодела усохшую заново. Раввин и отец съездили на кладбише Чигатай и выбрали место для могилы. Мы с дядькой позвонили в Израиль и оповестили ее детей.Они плакали, не могли прийти в себя.Потом отец поговорил с ними, объяснил им что не возможно так долго держать труп их матери, надо похоронить сейчас и пусть они приедут тогда когда смогут. Потом раввин поговорил с ними и подтвердил что все будет нормально, надо сегодня похоронить их мать.

Раввин читал свои молитвы. Мой отец потом почитал наши суъры. Потом приехали друзья и знакомые усопшей, обшие друзья отца. Люди различных религий , наций. Дядька организовал автобус для гостей и грузобик для гроба. Все поехали на кладбище Чигатай. Там ее похоронили. Раввин читал свои молитвы, пришедшие мусульмане прочли суъры из Корана, русские прочитали свои. Мой отец тогда плакал...

Конечно в связи с экономическими проблемами, с тяжелым бытом, с озлобленностью людей изза этого везде , во всех странах мира в первую очередь поднимает голову - национализм. Да вот ты кто такой, зачем вы все сюда понаехали, вы все такие-сякие, убирайтесь к себе домой и т.д. Это естественный процесс. Но конечно от культуры народа, от темперамента тоже все зависит. Ктото может быть и оскалится на другой нации человека , но в лицо ничего не скажет. А другой сразу в рожу скажет, какой ты чернож...)) Мне например говорили много-много раз. Это касается и Узбекистана, и РФ, и Британии, и Франции, и Германии, и даже как бы единонародного Израиля.Ну конечно же даже внутри Узбекистана есть деление между узбеками. Типа, городской и кишлачник, самаркандский и ташкентский, из Долины и хорезмиец и т.д. В наши студенческие года особенно на сборе хлопка бывали групповые кулачные стычки между студентами из разных областей.

Тем более как в Узб Каримов в других странах другие политики , все хотят сыграть в национальную карту педалируя на национальные чувства народов и набирая себе очки, играя с соседними странами в политику. От этого страдает только народ. Местные и не коренные. Например изза политики Каримова в Узбекистане в последние особенно года ухудшилось положение не коренных национальностей. Их не берут на гос.работу. Не дают повышения по службе. На улице могут обидеть молодые , которые выростают со школьной программой где их учат о том каким плохим был Союз, как страдал узбекской народ при Советах и как теперь стало хорошо жить после Независимости под руководством уважаемого Ислом ака Каримова. (тьфу! так вот и растут поколения за поколениями недоученных)

Ну а обыкновенные бытовые скандалы , обзываниями друг друга разными ругательствами потом переход на национальность и религию - это всегда и везде есть. Даже при Союзе такое бывало. Одиночными случаями не стоит судить обо всем народе и о стране.

Примерно так. Если чтото  упустил , то "Пусть старшие товарищи меня поправят".



Шомахмудовы с детьми,внуками и правнуками.

livejournal, о себе/о жизни

Previous post Next post
Up