Последние события с нашим самолетом в Сирии, печально окончившиеся для командира самолета, дали пищу для ума. Ситуация боевого применения системы покидания самолета обычно происходит над линией фронта, либо в тылу противника, и чревата захватом летчика в плен или тем, что его просто напросто убьют. Такая же судьба может ждать членов поисково спасательных команд, отправленных за летчиком, так как они вынуждены лететь на небольшой высоте, прочесывать территорию противника, что делает их доступной мишенью для ПЗРК и стрелкового оружия.
Но что, если после того, как летчик покинет свою поверженную боевую машину, у него будет еще 40 км полета в запасе?
Это однозначно будет для него спасением - дотянуть до своих, или взять на абордаж один из союзных самолетов..
Предлагаемая концепция сочетает 2 давно известные вещи - катапультное кресло и складное крыло с реактивными двигателями. Такие крылья (в не складном варианте) успешно летают, на просторах интернета можно найти по ключевым словам Jet man - реактивный человек.
По оценкам наших специалистов, запас хода, составит 8..14 минут при скорости 200..250 км\ч.
Высотность применения спас системы - согласно высотности применения используемого катапультного кресла, раскрытие крыла и запуск двигателей потребуют некоторой высоты, нескольких сот метров, обычно у военных летчиков, попавших в переделку, они имеются. Чем выше - тем лучше, но на высотах более 5000 м запуск двигателей вероятнее всего будет затруднен, и летчику придется снижаться либо в планирующем режиме, либо, если лететь не далеко и мерзнуть долго нет желания - падать вместе с креслом до высоты срабатывания автоматики раскрытия крыла.
1) сложенное крыло, вместе с креслом, стабилизирующие штанги не показаны
2) процесс раскрытия (пирозарядом)
3) полетная конфигурация - управление производится телом летчика и джойстиком, показания приборов и навигации выводятся на стекло шлема, имеется радиосвязь
Интересную возможность дает реализовать эта система - скорость полета крыла 200..250 км\ч, с такой же скоростью, в посадочной конфигурации, могут летать большинство наших боевых машин, из этого следует, что при наличии на борту специальных поручней, за которые может зацепиться наш спасенный пилот - дальность применения системы будет ограничена только физическим самочувствием пилота (за бортом холодно все таки) и дальностью самолета носителя.
Конечно можно оборудовать самолеты разъемами, через которые летчик находящийся снаружи получал бы кислород и питание для обогрева... В общем идей много. Главное при абордаже справится с турбулентностью и не убиться об свой же самолет.
Будем надеяться, идея не пропадет, и найдет свое продолжение в разработках наших КБ и далее в железе.
Да, есть трудности, придется разрабатывать малогабаритные реактивные двигатели, придется модифицировать кабины боевых самолетов и катапультные кресла, топливо, находящееся за спиной пилота - так же проблема.
НО
Если боевой летчик будет знать, что у него есть такой туз в рукаве (за спиной) действовать в бою он будет гораздо более уверено. И если данная система будет реализована и спасет хотя бы одного человека от попадания в лапы противника - она уже оправдает себя.
Военные летчики - это не просто бойцы, которых чрезвычайно сложно и дорого готовить, это еще и замечательные, надежные, честные люди, гордость нации. И жизнь каждого такого человека - особая ценность.
26 11 2015 Объединение "Правила Взлета"
Аксарин Илья - идея
Акимов Михаил - аэродинамические оценки
Жуков Егор - прочностные оценки
Светлаков Антон - эргономика, историческая справка
Старостина Александра - дизайн