РСБ-70, дубль 2, восстановление панелей.

Jan 18, 2015 14:59

Наш коллега, Андрей Силецкий, специалист по приборному, авиационному, и радиоэлектронному оборудованию, подготовил материал по процессу реанимации второй РСБ-70, для музейных целей, что правда не мешает восстанавливать и ее начинку, с надеждой на нормальное функционирование..

Итак, я всех приветствую. Сегодня у нас пойдет речь об одной из, пожалуй, главных проблем восстановления музейной авиационной техники- восстановлению панелей приборного и радиотехнического оборудования- пультов, шильдиков, информационных табло etc.
 В нашей практике довольно часто случается, что многие авиационные агрегаты приходится доставать даже не из вторых, а из пятых и десятых рук- побывавшие в руках "металлистов", прошедшие круги ада вторцветмета, валявшиеся десятками лет на помойках и свалках. Естественно это сказывается на их "самочувствии"- как внешнем так и внутреннем- время и физические воздействия не щадят ни электронные"внутренности" ни лакокрасочные покрытия панелей органов управления- "лицо" прибора.
 В Советском Союзе десятками лет складывалась культура производства приборных устройств самого разного назначения. Технологии на конкретные изделия разрабатывались практически штучно, большая часть работ- гравировка, градуировка, нанесение обозначений, надписей проводилась вручную. Разрабатывались и производились специальные лакокрасочные материалы, покрытия, способы их нанесения, предназначенные зачастую для одного какого-то агрегата.  Например технология только ремонта самолетного светопровода (специальной пластиковой панели с надписями и обозначениями, которая подсвечивается  несколькими лампочками) занимает около 170 стр. И сейчас многие из этих сведений приходится восстанавливать по крупицам.
 Для примера я расскажу о процессе восстановления передних панелей радиостанции РСБ-70, предназначенной для экспозиции в составе самолета Ту-104.
Станция поступила из вторичного сырья, мудро называемого нашими военными "пятой категорией", т.е. состояние можно было назвать крайне плачевным -разрушены почти все ручки управления, монтаж элементной базы, индикаторы и разъемы. Общему процессу восстановления до работоспособного состояния может быть, позже, я посвящу отдельную статью.
И так (опустим пока процесс разборки самого агрегата) перед нами панель управления радиостанции.






Начинаем процесс осмотра, а, техническим языком, дефектации компонента.
1. Налицо физическая деформация несущей панели. Требуется рихтовка.
2. Лакокрасочное покрытие разрушено, требуется его полное восстановление.
3.Требуется восстановление никелированной ручки- полировка, восстановление гальванического покрытия.
Далее, чтобы основательно продефктировать навесные компоненты и освободить панель для дальнейших работ проводим ее разборку.




Панель разобраны, все компоненты разложены по нумерованным сортовикам. Изучаем дефекты- часть изоляторов галетных переключателей разбита, отсутствует плафон на лампе индикатора, прибор настройки в неизвестном состоянии, им займемся отдельно, вроде все? Нет не все. Безусловно разрушенные компоненты отделяем в брак.  Восстановимое нумеруем и откладываем отдельно.
Прибор тоже разбираем. Заслуженный возраст радиостанции настораживает. Поэтому обязательный дозиметрический контроль (До 60-ых годов в составе светомассы использовались соли радия ,выделяющие крайне опасное бета-излучение, особенно опасна старая, осыпающаяся светомасса, микрочастицы которой могут незаметно попасть в организм человека).




В пределах нормы. Скоро он поселится в новом корпусе взамен разбитого старого.
Теперь собственно панель. Сначала первоначальная, грубая рихтовка.  Алюминий довольно ковкий, поэтому пользуемся каучуковой киянкой.




Здесь уже можно понять, что на восстановление первоначальной формы придется приложить много усилий. Затем смываем старое покрытие обычной смывкой для краски. Получается примерно так:




Дальше следует рихтовка мелких мест, шпаклевка( обычной автошпаклевкой со стекловолокном) шлифовка, грунтовка. Ну и покраска. Как и положено по Руководству капитального ремонта черной молотковой эмалью МЛ-165.
Опосля всех процедур получаем вот такие панели-




Это главная панель управления. Кстати, в СССР все гравировки и надписи осуществлялись вручную.  Восстанавливаются они также как и тогда- с помощью пера и белой краски.




Это панель гетеродина средних волн.




А вот так выглядит приборчик поселившийся в новом корпусе.

Рад, если кому-нибудь было интересно.
С уважением, Андрей Силецкий для ТакеOffRules Group.

Previous post Next post
Up