Ну вот, наконец-то я чуток разгребла самые "горячие" насущные дела и немного выползла из осенней простуды. И хочу теперь показать вам все те места, по которым мы побродили с мамой за недолгий месяц ее пребывания у меня дома.
Далеко мы в этом году не ездили: и времени было маловато, и с финансами не особо, да и мест для путешествий после землетрясения и цунами осталось гораздо меньше. Так что решили обойти "окрестности", благо древняя столица Японии - Камакура - всего в паре остановок от моего дома.
Конечно, мы не раз бывали там и раньше, но посещали при этом основные, популярные и любимые туристами со всего мира крупные храмы. В этом году было решено побольше узнать и о не столь знаменитых местах. Но заодно, конечно, и освежить воспоминания о том, где бывали раньше.
Храмов и монастырей в Камакуре очень-очень много. Обойти все, да еще и в период летней жары - дело далеко не одного дня..... Да и мамик у меня отнюдь не молодежного возраста. Так что пришлось тщательно выбирать то, что доставило бы ощутимый исторический и культурный интерес.
Итак, первый маршрут я проложила в окрестностях станции Кита-Камакура (Северная Камакура). Выглядел он так:
1. Энгаку-джи (円覚寺)
2. Мейгецу-ин (明月院)
3. Кенчоо-джи (建長寺)
4. Джоучи-джи (浄智寺)
5. Тоокей-джи (東慶寺) или Какекоми-дера (駆け込み寺)
Этого как раз хватило на целый день активного брожения ))))
Предупреждаю сразу: фоток под катом масса, и хоть рассказ о каждом храме будет по возможности краток .....
1. Энгаку-джи
Энгаку-джи, собственно, не отдельный храм, а большой монастырско-храмовый комплекс. Он был основан в 1282 году регентом Японии Токимуне Ходжё. С японского языка "Энгаку" можно перевести как "Идеальное просветление" или "Идеальная просвещенность". Иероглиф "Джи" (или, в ином прочтении "тера") переводится просто как "храм".
Энгаку-джи в старинные времена входил в систему "Пяти гор" или "Годзан", как назвали тогда 5 крупнейших и известнейших монастырей Камакуры.
К сожалению, мощное землетрясение Канто 1923 года разрушило большую часть комплекса - в настоящее время из более чем 40 малых храмов сохранилось всего 17...
Конечно, в комплексе были произведены реставрационные работы, но настолько тщательные и аккуратные, с применением максимально приближенных к старинным материалов, что атмосфера старинного покоя, просветления и гармонии сразу окутывает и обволакивает человека, прошедшего
через первые ворота....
Как и большинство дзен-буддийских храмов, Энгаку-джи имеет двое ворот: сомон (внешние, которые на фото вверху) и санмон (внутренние). Внутренние ворота Энгаку-джи - очень интересное строение, состоящее как-бы из двух уровней. Нижний - непосредственно ворота, а верхний - небольшой храм.
Эти ворота построены в 1783 году. Потрясающая резьба, массивная, но гармоничная архитектура, священные статуи в центре второго этажа впечатляют не только туристов, но и меня, в который раз прикасающуюся к этому равновесию времен и мест....
От ворот прямая дорога ведет нас к Бутсудену - главному храму Энгаку-джи.
Бутсуден посвящен Будде Шяка (инд. Шакьямуни) и хранит его статую высотой 2,6 м. От изначальной скульпьуры, изготовленной в первой половине 14-го века сохранилась лишь голова. Тело же было отреставрировано и частично изменено в 1625 году. По сторонам Шяка расположены скульптуры Бонтен (инд. Брахма) и Индры.
Само здание Бутсудена было, к сожалению, полностью разрушено во время Великого землетрясения Канто (1 сентября 1923 года). Восстановлено оно было лишь в 1964 году.
Вокруг Бутсудена довольно много интересных в смысле архитектуры строений. Я, честно говоря, сделала много фото, но размещаю только одно: слишком много еще чего охота вам показать ))))
На территории Энгаку-джи есть и собственный реликварий - Шяриден -, в котором хранится зуб Будды
К сожалению, это фото тоже не мое... Дело в том, что в Шяриден или Зал Реликвий Будды простой человек может войти только во время новогодних праздненств. А день нашего путешествия был настолько жарким, что мы решили не идти к Шяридену по жаркой дороге. Вместо этого мы насладились многочисленными извилистыми затененными дорожками....
При некоторых небольших храмах можно выпить зеленого чая (матча) и немного передохнуть....
Но мы, завороженные красотой дикой природы и воплощением гармонии дзен предпочитаем бродить по великолепным "нехоженным дорожкам".
... и находим среди буйства природы храм нашей любимой богини Каннон - богини теплоты сердца и милосердия (инд. бодхисаттва Авалокитешвара - воплощение бесконечного сострадания всех Будд)
В храмовом комплексе Энгаку-джи есть еще одна достопримечательность, которую мы просто не могли не посетить - самый большой колокол Камакуры, называемый Огане. К нему ведет старинная лестница в 137 ступеней.
При высоте в 2,6 метра и диаметре в 1,42 метра Огане имеет очень мелодичный звук. Правда, слышать его мне давелось уж много лет назад - в один из новогодних праздников.
Возле колокола есть храм с очень красивым барабаном, а также небольшое кафе, где можно выпить чашку чаю и полакомиться японскими национальными сладостями.
Что еще сказать о Энгаку-джи? Может то, что он всегда был местом своеобразного притяжения не только для странствующих монахов, но и для мирских паломников. В монастыре, который действует и в настоящее время, когда-то жили и политики, и философы, и деятели культуры и прочие известные люди Японии.
Летом на территории Энгаку-джи проводятся уроки медитации в духе дзен, но строго с 5:30 до 6:50 утра, именно тогда, когда я работаю......
Ну, и еще - с холма, на котором находится знаменитый колокол, открывается отличный вид
2. Мейгецу-ин
Мейгецу-ин был изначально основан в 1160 году Яманоучи Цунетоши с целью упокоения души его отца, умершего годом ранее в битве Хейджи. Назывался он тогда Мейгецу-ан или "уединенное жилище яркой луны".
В 1256 году Хоуджё Токиёри избрал территорию "отшельника Яркой Луны" для построения небольшого буддийского храма, названного им Саймуёуджи и расположенного северо-восточнее теперешнего Мейгецу-ин.
В возрасте 30-ти лет Токиёри принял буддийское духовенство, а в возрасте 37 лет умер.
После смерти Токиёри его сын Токимуне еще раз перестроил и переименовал храм, назвав его Зенкоуджи (есть более полное название, но вам с непривычки оно, скорее всего, будет очень сложным для прочтения) - в честь посмертного имени отца. Первым настоятелем нового храма стал Мишшитсу Шюгон - наставник Дзен в пятом поколении и основатель храма Кенчоу-джи, о котором я расскажу чуть позже.
В 1380 году шёгун Ашикага Уджимицу повелел своему помощнику Уесуги Нориката перестроить и улучшить строения Зенкоуджи, после чего они приняли почти теперешний облик. Ашикага Уджимицу очень любил храм и добился, чтобы Зенкоуджи стал одним из знаменитейших монастырей округа Канто.
Примерно в то же время Мейгецу-ан был переименован в Мейгецу-ин - "Институт Яркой Луны" (как вы, скорее всего, знаете, в старину храмы были основным источником наук и знаний - отсюда, скорее всего, и название)
Ну, хватит исторических сведений, а то обвините меня в диком занудстве. Перейдем к фото )))
Вход в Мейгетсу-ин непримечательный и очень скромный...
... зато на скромном мостике нас встретил самый настоящий Лунный Заяц.
Знаете, кто это такой? Отвлекусь немного от рассказа от достопримечательностях, и расскажу о своем любимом Зайце (друзья помнят, наверное, что я даже ношу на шее кулон с его "портретом").
Лунный Заяц - персонаж фольклора многих стран: Китая, Индии, доколумбовой Америки (ацтеки) и, конечно же, Японии.
Если в полнолуние присмотреться к очертаниям темных пятен на Луне, то можно рассмотреть в них огромного зайца. С ним у каждого народа связана своя легенда. В Японии считают, что Лунный Заяц делает о-мочи - толчет в ступе клейкий рис.
Поэтому я не сильно удивилась его присутствию в Университете Яркой Луны - где же еще обитать лунным зайцам?
Природа вокруг завораживает первобытной дикостью.... Я так люблю именно ТАКУЮ Японию....
А строения и всяческие малые формы очень аккуратно вписаны в буйное царство растительности - дабы только не нарушить естественной красоты....
А это - один из 10 знаменитых источников Камакуры. называющийся "Каме-но-и"
А вот и сам храм Мейгецу-ин. В него можно войти, побродить по комнатам, посидеть. Основная же достопримечательность - красивое круглое окно, очень напоминающее полную луну.
К сожалению, у окна сидела тетенька, и слегка испортила мне картинку. Но.... А может так и интереснее?
Интересным мне показался и храмовый каресансуи - сад камней. Конечно, не такой роскошный, как В Киото, но... Смотрите сами.
Ну и тропинки, дорожки....
А по дороге к следующему "пункту маршрута" мне попалась под объектив очень непонятная, но от этого еще более интересная старинная лестница... Интересно, сколько ей столетий? Сколько миллионов пар ног постукивали по ней подошвами гэта и пошаркивали плетеными дзори в поисках своего пути и своего внутреннего света?
Ох, что-то я отвлеклась. Итак,
3. Кенчоу-джи.
Кенчоу-джи занимает первое место среди храмов системы "Годзан" или "Пяти гор" Камакуры. Более того, именно этот монастырь является старейшим монастырем обучения Дзен в Японии.
Кенчоу-джи был построен по повелению императора Гофукакуса в период регентства Хоуджё Токиёри (1227-1263 г.). Строительство монастыря было завершено в 1253 году, в 5-й год Эры Кенчоу. Именно от названия эры храм и получил свое название.
Основателем и первым настоятелем Кенчоу-джи стал Ранкей Дорюу (Лан-хси Тао-лунг, 1213-1278) - китайский непревзойденный мастер Дзен из династии Сунь. Мастер покинул Китай в 1246 году и приехал в Японию с целью донести философию Дзен-Буддизма до жителей наших островов.
До основания Кенчоу-джи в Камакуре Ранкей Дорюу провел несколько лет на острове Кюшю и в Киото.
Изначально Кенчо-джи состоял из семи основных и 49-ти второстепенных зданий, но большая их часть была разрушена серией пожаров 14-го и 15-го столетий. В период правления Токугава (период Эдо - 1603-1868 гг.) Такуан (1573-1645), известный мастер Дзен, восстановил Кенчо-джи с позволения и при поддержке шёгуната, после чего комплекс приобрел теперешний вид.
Кенчоу-джи с настоящее время имеет следующий вид:
Честно говоря, я не очень люблю Кенчоу-джи... И вроде бы красиво очень..... И дух времени чувствуется... а все не то. Может от того, что туристов здесь очень много? А может у меня в тот день просто разболелся живот? )))) Но фотографировала я немного.... Так что кое-где просто приведу краткие описания.
а) Сомон или внешние ворота
Сомон монастыря Кенчоу был построен в Киото и находился в Ханджю Санмай-ин. Ханджю Санмай-ин являлся императорским храмом, а теперешние ворота были в те давние времена хранилищем лекарств императорской семьи.
б) Санмон или главные ворота
Теперешний Санмон был построен в 1754 году настоятелем Кенчоу-джи, мастером Бансетсу за очень короткий промежуток времени. Легенда гласит, что настоятелю помогал тануки (енотовидная собака, герой многих сказок и легенд Японии). Чтобы пробудить в людях доброту и собрать денег, тануки превращался в монаха. Таким образом он отплатил служителям монастыря за их доброту и внимание к окружающей природе. Благодаря легенде, санмон зачастую называют "Тануки-мон" или "Врата тануки".
в) Боншё (храмовый колокол)
Справа от ворот Санмон расположен колокол Боншё, отлитый в 1255 году.
г) Буцуден (зал Будды) - собственно храм. Буцуден и Карамон (ворота, о которых я расскажу в следующес пункте) были изначально построены в качестве мавзолея шёгуната в Зоджё-джи в Токио. В Камакуру эти строения перенесли по частям в 1647 году.
Фотографировать внутри Буцудена запрещено, потому как расположенная внутри статуя Джизо Босацу (инд. Кшитигарбха - «Сущность Земли») из-за своего преклонного возраста (период Муромачи, около 750 лет назад) плохо реагирует на свет вспышек. Поэтому фото ниже взяты мною из сети....
д) Карамон, или Китайские ворота
е) Хаттоо - Зал Дхармы или Зал Закона. Все основные публичные церемонии с 1814 года проводятся в этом здании.
ж) Хоуджё или основной зал.
Это здание, как и Сомон, превоначально располагалось в Ханджю Санмай-ин в Киото. Изначально помещения Хоуджё использовались в качестве жилища для настоятеля храма, но в настоящее время здесь собираются последователи буддизма для проведения общих молебнов и медитаций. Также в просторных комнатах Хоуджё монахами проводятся для желающих уроки дзен.
Часть помещений монастыря закрыта для посетителей. Это, к примеру, Зен-до (Зал для медитаций), где монахи практикуются в Дзен-медитативных техниках, Кайсан-до (Зал Основателей), жилые комнаты монахов и административные помещения.
Зато с галереи Хоуджё каждый может насладиться зрелищем спокойного и гармоничного японского сада...
Вдали, за садом находится маленькое строение, называемое Хансо-бо. Это - охранный храм Кенчоу-джи. Первоначально здание храма находилось в Хоко-джи в префектуре Шизуока, но в в 1890 году по просьбе настоятеля Озора Кандо оно было перенесено в Камакуру.
К зданию ведет лестница, по бокам которой стоят фантастические Карасу-тенгу: создания с телом человека и лицом ворона....
А еще именно в Кенчоу-джи помимо описанных в туристических путеводителях красот я обнаружила созданного природой дракончика ))))
4. Джоучи-джи.
Кинпозан Джоучи-джи также входит в систему "Пяти Гор" (5-ти основных монастырей) Камакуры и считается четвертым среди них. Джоучи-джи - зен-буддистский храм и принадлежит к школе Риндзай.
Не буду глубоко вдаваться в историю, дабы не быть обвиненной в полном занудстве, скажу лишь что официально датой основания этого храма считается 1238 год.
Монастырь знавал лучшие времена: он состоял из 11-ти зданий и давал пристанище пятистам монахам. Теперь же Джоучи-джи - небольшой и почти не посещаемый иностранными туристами комплекс.
Более того, Великое землетрясение Канто разрушило большую часть построек, и то, что мы видим сейчас - в основном восстановленные здания.
Мне очень понравился древний горбатый мостик при входе. Каменный, замшелый и очень привлекательный. Жаль, что ходить по нему нельзя - даже самые крепкие строения пасуют перед силой времени...
Поднимаемся по старым каменным ступенькам.... Слева остается совсем небольшой источник, когда-то принадлежавший к "10-ти источникам Камакуры". Раньше он, как и сам храм, был гораздо больше. Правда, красивое название он все-таки сохранил - "Канро-но-И" или "Источник Сладкой Росы".
А перед нами предстают первые ворота...
Надпись на воротах гласит: "Сокровище, которое вы ищете, рядом с вами".
Еще один пролет каменной лестницы, и перед нами Шёуроумон - необычная двухэтажная комбинация Шёуроу - колокольни и Роумон - башенных ворот. На втором этаже - колокол, отлитый в 1340 году.
В главном храме находится основная достопримечательность - три деревянных статуи, отображающих прошлое, настоящее и будущее.
Слева направо:
1. Будда Амида (инд. Амитабха - «безграничный свет»), воплощающий прошлое
2. Будда Шяка (инд. Шакьямуни - легендарный основатель буддизма Сиддхартха Гаутама), воплощающий настоящее
3. Будда Мироку (инд. Майтрея - «Владыка, наречённый Состраданием», грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира). Воплощает он, как вы уже догадались, будущее.
Помолились и идем дальше, где среди бамбуковой рощи и буйства прочей зелени расположилось кладбище. Конечно, само кладбище я не фотографировала: у нас существует поверье, что вся дурная энергетика, которая в большей или меньшей степени, но присутствует в местах упокоения, переносится на снимки....
Но один снимок я все же сделала. Расскажу подробнее.
Начитавшись инфы, что где-то среди холмов, окружающих могилы, есть пещеры, мы с мамиком конечно же отправились их искать. И набрели на совершенно неосвещенную и неокультуренную, так сказать дыру. И что вы думаете? Конечно же, мы в нее полезли ))))) Я не особо сильна в иероглифах, но вычитала на полустертой табличке, что там раньше жили летучие мыши, но теперь их "вроде как нет". И то хлеб, не так ли? И вот два "Индианаджонса" под тусклый свет маленького фонарика и огонек зажигалки лезут в дыру.....
Фотку эту я сделала на входе. Но если присмотреться, то даже теперь на потолке можно разглядеть.... жутких.... то ли пауков то ли какую другую ногастую и волосатую гадость. Тогда я смотрела только вперед....
Скажу сразу: через метров 10 пещера законичлась тупиком. Правда на стене мы рассмотрели почти стертые изображения богов.....
А потом я глянула на потолок.... И.... ОООО!!!! Это было ужасно!!!! Потолок полностью покрывал "ковер" из сплетенных волосатых тварей. Вылетели мы из пещеры очень быстро. ))))
Правда, я порывалась еще раз туда залезть, чтобы сфоткакть барельефы, но мама разумно предположила, что от вспышки весь этот шевелящийся ковер вполне может свалиться мне на голову. )))))
Так что покажу только вход в эту, так сказать, пещеру. Маму мы поставили, чтобы была понятна высота "дыры" - рост у мамика всего 156 см.......
Немного оторжавшись, мы отправились на поиски статуи Хотей - божества, приносящего счастье.
По дороге помимо могил нам попадались и чуть более интересные вещи:
..... строения
...... деревья
и своеобразные тоннели-проходы
Но за счастьем куда только не пойдешь )))))
И вот он.... Хотей (кит. Будай) - воплощение счастья и беззаботности
Скорее всего вы видели и не раз изображения этого божества в виде нэцке.
.... В моем холщовом мешке весь мир....
Этого Хотея нужно гладить, и тогда он поделится с тобой счастьем. Места поглаживания нетрудно распознать по вытертостям )))) Итак, это пузо, левая мочка уха и указывающий на тебя палец.
Хотей отглажен нашими четырьмя руками. Можно отправлятся на поиски пятого монастыря.
5. Тоокей-джи, или Какекоми-дера.
Тоокей-джи (Какекоми-дера (убежище), Энкири-дера (Храм развода)) - единственный из пяти известных истории женских монастырей Камакуры (Амагозан - пять гор монахинь), сохранившихся и по сей день.
Храм был основан в 1285 году монахиней Какусан-ни, супругой Хоуджёу Токимуне после его смерти. В те времена для любящей жены было обычным делом уходить после смерти супруга в монашество, поэтому
состоятельная Какусан-ни решила открыть свой монастырь и посвятить его памяти мужа.
Однако Какусан-ни не просто решила сменить материальный мир на духовный - в своем монастыре настоятельница решила укрывать оскробленных мужьями, избитых и даже просто недовольных браком женщин. )))) Более того, Какусан-ни отстояла право своего храма производить расторжение брака по инициативе женщины - после трех лет пребывания в монастыре женщина считалась свободной. Согласитесь, это мощный прорыв для столь старинных времен, когда в остальном мире женщина практически не имела никаких прав.
Записи храма показывают, что только во время правления Токугава 2000 женщин воспользовались Тоокей-джи как убежищем.
Храм оставался исключительно женским монастырем более 600 лет, причем ни один мужчина за это время не был допущен в его стены. Я предполагаю, что женщины обучались здесь и боевым навыкам - ведь в такой период времени были и войны, и смены властей.... Но стены монастыря-убежища оставались неприступными до 1902 года .... для мужчин )))
В 1902 году Тоокей-джи перешел под покровительство Энгаку-джи, и впервые мужчина настоятелем "Храма развода".... Так закончилась долгая и славная история силы слабых женщин.
Стоит отметить, что настоятельницы Тоокей-джи почти всегда были почитаемыми женщинами высокого происхождения. История упоминает, что одной из них была дочь императора Го-Дайго, завершившего эпоху шёгуната Камакура.
Большая часть монастыря закрыта для посетителей, а многие произведения искусства и культуры перевезены в Санкей-эн (Йокохама) бизнесменом Томитаро Харой, купивших их в период Мейджи.
Но все-таки, пройдемся немножко по совсем нетуристическому Тоокей-джи?
Мне понравились такие совсем женские, несмотря на общую аскетичность, украшеньица-висюльки на воротах )))
Ну вот, пришло время попрощаться с Северной Камакурой.
Честно говоря, пост этот я писала в течение 3 ночей, и очень надеюсь, что вам понравилось путешествовать со мной и мамиком.