Дзадзен - сидячая медитация. Это значит, просто сидеть.
Это не философия, не образ мыслей, не религия.
Практика сидения.
Почему эта практика? Когда я устала, когда много мыслей, и голова "пухнет", когда впереди важное событие, когда нужно сконцентрироваться на выполнении задачи (отодвинуть все другое вон из внимания), когда эмоции зашкаливают, когда "все плохо", когда надо делать, а не хочу, ... почему я иду и сижу? потому что приперло!
Оно либо одномоментно приперло, только сейчас и срочно надо что-то менять (ни один известный способ не работает, требуется т.ск. "переформатирование"), или оно накопилось и мутно-муторно придушивает так ...монотонно, ежедневно. Что -то "делать" - не помогает. Остается один вопрос: что не делать?
А "не-делать" это дзазден. Милости просим, к стеночке :-)
пс: можно подумать, что в дзадзен просто так, по пожеланию, не садятся. Наверное, есть люди, которые практикуют, для того чтобы ..... Поразмышляв о том, что меня приводит к медитации, я у себя не нашла ничего, кроме : "у меня нет выбора, осталось только сидеть".
На картинках достаточно просто и понятно показано как сидеть.
и на чём сидеть.
Несколько простых правил, чтобы сесть.
1. Никуда не спешим, ни к чему не стремимся, целей тут нет. Просто сидим.
2. Сидим на полу или коврике (удобнее для коленей), под попу подтыкаем подушку (обычную или специальную), подтыкаем так, чтобы она касалась ягодиц, поддерживала крестец, а не усаживаемся на нее всей своей точкой (бедер подушка не касается).
3. Сидеть хорошо в лотосе, полулотосе, на коленях (подушка все там же, но теперь она касается и икр)
4. Колени лежат на полу всегда. Вместе с пятой точкой образуют треугольник. Руки складываем как удобно (на животе, под животом, на коленях...)
5. Важно, чтобы спина была расслаблена. Если во время практики она начинает болеть, просмотрите всю свою позу, скорее всего, вы скрючились или утонули в подушке.
6. Глаза всегда полуприкрыты. Взгляд в направлении вперед-вниз. Сказать, что на что-то смотрим не могу... просто взгляд в том направлении. Хорошо, если перед вами стена. А вокруг тишина. И ни - ко - го.
Мой первый пост был об утреннем обливании.
Так вот, логически - это второй пост)))) Так как после обливания, чаще всего, я иду в дальнюю комнату, закрываю за собой дверь, укладываю подушки для сидения и ближайшие 20-40 минут ни для кого меня нет. Все это знают (я и собаку имею ввиду) и ведут себя тихо.
Что помогает сидеть.
1. Отсутствие движения в комнате и звуков вокруг.
2. Присутствие меня самой в себе.
3. Дыхание. Вдох длиннее выдоха. Дышать также можно специальными образами. Хорошо и коротко написано в сборнике "Мокша" Питера Врицы и Сурияни, почитать отрывок тут:
http://www.takayana.ru/documents/eCoaching%203(09-2012).pdf Вся книга здесь:
www.transformationalacademy.ru/download/moksha.rar 4. Перед медитацией размять, подготовить тело. Сделать зарядку неспешную. Потягушечки, наклончики. Я делаю зарядку Тора. Что это такое - в другом (будущем) посте.
5. Перед медитацией погонять прану. Делать йога-пранаяму (160 или 180 коротких вдохов-выдохов, лучше познакомьтесь с этим на сайте йогов), или делать так: зажимаете правую ноздрю, глубокий вдоооох и почувствуйте, как воздух "спускается" по горлу в легкие, зажимаете левую ноздрю, сильный выдох. Далее все тоже но слева направо. И так достаточное количество раз. Я делаю с пузырьком аромамасла (вдыхаю аромат из пузырька).
Этой практике я научила дедушку (которому за 80 лет), под соусом - прочищает нос, освобождает дыхание (что абсолютная правда). Дедушке понравилось. Практика прочищает еще и восприятие.
Всё. Хорош подготавливаться. Сидим!
Если ароматизирующие палочки приятны, то сидим "под палочку". Маленькие выгорают за 20 минут, большие за 40. Удобно, следить за тик-так соблазна меньше.
Ага...важно же - не шевелимся, не чешемся, не дергаемся...вообще ничего не делаем! даже взглядом не делаем)))) Просто сидим ровно в той позе в какую сели смотрим в направлении в каком начали смотреть :-) Наслаждаемся процессом.
Ну вот. Так просто ж.
Если вас не прижало, не приперло и вы хотели бы попробовать, что такое медитация ( то есть располагаете запасом времени и сил), то лучше начинать знакомство с дзадзен в кругу дзадзеновцев.
Группа здесь, в жж
http://zen-russia.livejournal.com/ Это Саша Рымарь (монахиня Соку). Очень рекомендую познакомиться с практикой через нее.
Сайт
http://zen-kaisen.ru тоже всем в помощь!
А здесь
http://dalmasa.narod.ru вообще информационный беспредел, в плане, информации достаточно, на всех хватит.
пс:
Дзадзен и Сатори ( Тайсен Дешимару )
В дзен Мастера Догена, в отличие от других религий, практика и сатори - это одно целое. Это очень важно. Например: Когда мы едим, в процессы еды удовлетворяется голод. Нет необходимости думать о том, чтобы насытиться. Неосознанно, естественно, автоматически желудок насыщается. Точно так же, во время дзадзен, нет нужды думать о достижении сатори. Также неверно было бы думать, что поев один раз, в будущем есть уже будет не нужно. Точно так же, необходимо продолжать практику дзадзен. Дзадзен не инстинктивен, он сложнее. Кодо Саваки писал: «Вечное сатори заключено и основывается только на практике в моменте. Дзадзен означает практиковать то, что не может быть объяснено». Дзадзен - это практиковать то, о чем невозможно помыслить нашим собственным сознанием. Истинную религию не думают, ее практикуют. Итак, истинный Дзен означает практиковать здесь и сейчас, практиковать вечность здесь и сейчас. Будда не означает только Будда Шакьямуни. Истинный Будда - это тот, кто практикует Путь Будды Шакьямуни. Дзадзен - это восстановление единства между состоянием Будды и эго, и не только через позицию дзадзен, но через все позы нашей повседневной жизни. Если эти позы правильны, сатори реализуется неосознанно, естественно, автоматически.