Сопротивление = Давление

Nov 28, 2014 20:40


Известный принцип, "каждое сопротивление равно давлению". Или наоборот. Не столь важна формулировка. Важно понимание, умение соотнести с собственными чувствами и событиями жизни, на благо себе.
Замечательно вобрало в себя эту формулу и обустроилось на ней Айкидо. Если не углубляться в энергии, космос и вселенную, то принцип можно описать как "прими, слейся с силой противника и перенаправь, используй её". Потом придёт понимание, что мир и без нашего осмысления очень разный, противоречивый, так зачем ещё концептуальную дуальность плодить, - и "противники" из поединка исчезнут. Останется ли сам поединок и с кем?

Итак, проблема: я заметила, что на меня что-то по жизни давит или я чему-то сопротивляюсь (напрягаюсь). Я пока даже не знаю, что это.
Решение по принципу: присоединилась к этой напряжённой волне, оседлала её и перенаправила туда, куда мне надо.

Кроме айкидо, хорошая иллюстрация - обычный сёрфинг.
"Поймать волну" - и есть присоединиться к ней, к её скорости. В сёрфинге для этого мне надо:
а) оказаться там, где водятся волны и вовремя заметить волну;
б) развернуться по её ходу (а не встречать носом доски);
в) начать грести руками по ходу волны, лёжа на доске, так, чтобы в тот момент, когда волна подойдёт вплотную к моим пяткам, наши скорости сравняются. "Мы с тобой одной крови" ааааайййяуууу!!!" - покатилась, управляю доской (не водой), используя энергию стихии.



какой азарт и бесстрашие, когда это просто игра на берегу

Волны же, с которыми мы встречаемся в жизни, мы распознаём именно как волны, не сразу. В этом первая суть проблемы возникновения Проблемы.[Поэтому мы не меняем позицию...(читать далее)]

Поэтому мы не меняем позицию по отношению к волне, беспечно болтаемся к ней под 93, 156, 187, 180 градусов (лоб в лоб), мы не сливаемся с ней, мы не получаем её силу на наши цели, а накрываемся стихией с головой и затем впахиваемся этой головой в дно (оно есть всегда, у каждого своё). Потом всплываем, дышим, а тут и следующее напряжение подошло.

Мне кажется, что вторая и третья сути проблемы Проблемы в том, что человек-зараза (грибок, плесень, бактерия) очень быстро ко всему привыкает, адаптируется и ещё начинает думать. В принципе слишком рано начинает думать. Когда мы думаем, мы слепнем и глохнем одновременно. Внутренний диалог мешает видеть факты, слышать завывания береговой сирены: "приближается шторм". Потому что утром прочитан прогноз погоды: "ясно", и в моей голове зафиксированно "ясно", день спланирован, как "ясный", плаваю, вдаль не смотрю, на небо тоже, с маской под водой, "сегодня мне повезёт, последний день на море, я намерена встретить дельфина, ой, какие кораллы".

Представим себе, что прошло немного времени, первой-второй-третьей волной меня уже накрыло, а я все ещё не понимаю, некоторых вещей:
а) от волны нет смысла прятаться (и куда? за кораллы?);
б) не бежать от неё зигзагами (она быстрее, догонит);
в) подныривание смягчает удар (и это симптоматический максимум, но надолго ли хватит?)
Тогда ход конём, обхитрю всех: взяла и привыкла!
Сказала себе коронное: "я так живу", "в мире так устроено", "есть дно и я его исследую", "мне не везёт", "не судьба", "сегодня плохой день", "шарахаться головой о камни моя карма",  "на берегу менее интересно", "я - русалка", "мир всё-равно сильнее и злее".

Конечно сильнее. Но я-то кто? Я-то уже здесь, я уже в мире и в нём-есть-я.
То есть мы - это часть этого мира, как и волны. Понятно, что каждая частичка целого, внутри этого целого изначально естественно, гармонично взаимодействует с другими частицами, иначе нет самого целого, а значит нет мира. А он есть!



ах, моська, знать она сильна...

Однако, интрига эволюции: самые разговорчивые частицы узнают, что такое дуальность и разучиваются взаимодействовать с "волнами".

Итак, что и как правильно делать, если "мир сопротивляется", "на меня давят обстоятельства" и прочие. Давят.
Ниже список моих принципиальных шагов, которые можно адаптировать под конкретные случаи у вас, например.

о) Принять ситуацию и себя в ней: "да, у меня вот так вот есть".
Помните фильмы со сценами терапевтических групп: "я Семён, я алкоголик". Принимаю, называю вещи своими именами, иначе всё, что дальше, будет иметь смысл только в порядке общего развития, а не относительно решения конкретной проблемы.

1) Включить внимание.
Для этого есть масса практик, от "нейробики", "игр нового кода" до скорочтения, эрудита (скрэббла) и просто игр на развитие внимания и скорости мышления.
Зачем: чтобы суметь заметить "волну", различить её, оценить её мощь как можно раньше.

2) Включить тело.
Бег, плаванье, велосипед, теннис, айкидо, танцы, всё, что угодно, но регулярно. То, что поддерживает тело в тонусе.

Зачем: чтобы суметь среагировать правильно на "волну". И не один раз. И быстро перестроиться на новую реакцию.
Почему тело важно: наши убеждения живут в нашем теле, в мышцах. Они тут живут, а в уме они проговариваются и называются.

3) Включить мышление.
Книги, статьи на новые для себя темы. Лучше о системе, системах, системном взаимодействии (хоть о шахматах, хоть биографии ЖЗЛ, хоть о космосе, хоть метафизика, хоть "Война и Мир"). Чуть более умные книги и статьи, чем я себе обычно подсовываю. Лучше в бумажном формате. Их сложнее не дочитать.

Зачем: чтобы суметь оторвать взгляд от "кораллов", от "погоды, которая должна быть", от того, как должно быть.
Почему: "волна" больше меня, это другой масштаб события (как если бы я была событием), мне нужен другой масштаб восприятия, больший.

4) Когда пройдёт некоторое время, достаточное для того, чтобы запустить внимание, тело, мышление (а бывает, что уже "всё включено") - Получить взгляд со стороны. На мою проблемную ситуацию. Это может быть профессиональный взгляд (коуч, психолог, психотерапевт), или дружеский, родственный (общение с умными, душевными, интересными людьми, обсуждение моей ситуации прямо или косвенно).
Зачем: чтобы увидеть ситуацию со стороны.
Почему: потому что проблема не может быть решена с тем же мышлением, которым она была создана (Эйнштейн). Потому что я внутри ситуации, а ситуация больше меня. Мне нужно понять, где границы этой "волны", где её нет. Тогда я пойму, куда мне направлять мою "доску", когда я "поймаю волну".

5) Рефлексировать и размышлять.
Это значит, что где-то на заднем плане моего мышления, фоновым рисунком моего внимания, большой знак вопроса постоянно присутствует. И всё, что я воспринимаю, чистя картошку, надевая часы, общаясь с коллегами, покупая шпинат, - я рефлекторно начинаю соотносить с актуальной задачей.
- Я же устану постоянно думать об этом!
Если формулировка задачи (когда она есть) или просто "?" обо всём, что происходит, будет находиться не в фокусе моего внимания, а на "заднем плане", я:
а) не буду об этом думать, а буду рефлексировать;
б) от этого не устану, а, наоборот, отдохну.
Зачем: рефлексируем.
Почему: размышляем.

6) Ставить под сомнение абсолютно всё (или касаемое контекста ситуации).
Заметить вазу на столе, спросить себя "Почему эта ваза стоит именно здесь? Нет ли ей более подходящего места?" , "А нужен ли лично мне этот коврик на стене", "Почему я ем картошку на ужин?", "Зачем мне этот свитер? Он мне нравится?", "Почему я выбрала эту профессию?", "Я хороший человек?", "Зачем эта женщина делает такое лицо?", "Нравится ли мне жить в этом городе?", "Почему я ставлю йогурт в дверцу холодильника рядом с чесноком?" "Почему у меня такое отношение к этому человеку? Это то, что я хочу? ",..
Если хочется действовать - действовать. Менять то, что считаю правильным поменять.

Зачем: разрушаем стереотипное восприятие.
Почему: потому что шоры лошади нужны только если она впряжена в повозку и есть кучер; и на самом деле это ему надо, чтобы у лошади были шоры.

7) Продолжать играть в развивающие игры, заниматься спортом и читать полезную литературу.
Зачем: формируем и поддерживаем нужные навыки.
Почему: потому что хотим "поймать волну".

8) Начать очерчивать "волну".
Замечать её качества, её характер, её ритмы там, где замечаю её проявление.
Сразу же фиксировать. В итоге дать ей имя. Как дают имена ураганам, цунами.
а) Арт-вариант: скетч-альбом (тетрадь для эскизов) и карандашики, - рисую сны, фантазии, впечатления.
б) Фрирайтинг: каждый день свободного письма ручкой в блокноте. Минут 10. Ставлю ручку на бумагу и пишу всё, что есть в голове.
в) Ведение дневника: записываю, зарисовываю всё сиюминутное важное. Именно сиюминутное важное. Пройдёт час, впечатление сотрётся, и опять глобализм, цинизм, скептицизм, депрессия. На фиг. Пишу сразу же,как пришло!
г) Искать описание именно этой волны в книгах и фильмах. Находить её истории в блогах других людей. Внимание на способы разрешения напряжения. Вопрос: как?
"Как N обуздал эту тему?" "Как М вышел из-под огня?" и т.д.
Начать копить (в закладках или в блокноте) способы решения.

Зачем: чтобы на что-то воздействовать, надо чтобы было с чем взаимодействовать.
Почему: потому что пока оно "это" или чужой термин, или чужая концепция - мы участвуем в охоте на черную кошку в черной комнате, в которой её нет.

9) Разбудить охотника.
То есть теперь не обычное время, а время охоты, ловли. Значит всё буду делать не так, как обычно (в походе же мы не ведём себя так, как будто мы в городской квартире).
Уровень обычных дел: Мешаю рис ложкой правой рукой, меняю на левую. Планирую неделю скурпулёзно, значит выделяю пару дней в неделю на свободу от планов (и часы прячу).
Уровень задачи\проблемы: Все решения или пути к решениям, найденные в пункте 8, начать примеривать на себя.
Сама задача: поймать волну и заставить её работать на свои цели. Пробовать, пробовать, не повторяться, если не работает способ, списывать его и пробовать иначе!  Снова выплыли, развернули доску носом к волне, ждём, заметили, развернулись по ходу движения волны, гребём, гребём, наращиваем скорость, ...ааап!
И нет сопротивления, и ничего не давит.



эти, как всегда, хорошо устроились


Нюансики:
а) Просто развернуться попой к стихии и грести к берегу можно, но грустно, банально и так делает большинство "утомлённых жизнью" (будет регулярно накрывать, топить, впахивать, да и плыть медленно и долго, да и видно ли берег,..)
б) Выплыть на место, где волны, в день, когда волн нет (а так бывает) и ждать их до посинения, потому что "вчера же были" - ещё один способ самоутомиться и впасть в депрессию. Бывает, в тоске начинают орать, звать волну - искусственная стимуляция реальной причины записаться на приём к психиатру.
Но я надеюсь, что к пункту 9 волна не утихнет :-) Будет жаль. Ах, как вам будет жаль... Придётся действительно ждать новую. Не ожидая.

пс: всё, вышесказанное будет работать только при выполнении ещё одного условия.
Я знаю, куда я хочу приплыть.

takayana, наблюдения за собой, правила, мышление, размышления

Previous post Next post
Up