Кому нужен Болонский процесс

May 04, 2012 03:45

Заканчивается первое полугодие, в котором я работал по образовательным стандартам нового поколения. Хочется записать впечатления.

Итак, в этом году приняты образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Напомню, что у нас по стране шагает Болонский процесс, Россия, не побоюсь этого слова, вступила в единое европейское образовательное пространство. Болонский процесс подразумевает многоступенчатую систему образования со ступенями: бакалавр, магистр, доктор наук. Доктор здесь подразумевается жидкий, западный, соответствующий примерно нашему кандидату наук. Целью процесса является унификация систем образования, чтобы европейский работодатель не смущался, как раньше, от вида красного советского диплома, с серпом на обложке.


Поначалу, тупые научно-педагогические работники  подумали, что четверокурсник вполне пригоден для практической деятельности, поэтому, пусть сдает госэкзамен, защищает выпускную работу и идет работать с дипломом бакалавра в зубах. Казалось, что реформа образования обошлась нам малой кровью. Более того, эта система была полезна. Дело в том, что не все аспиранты такие толковые как Медвепут, и не успевают подготовить диссертацию за три года. А если получить диплом баклана и поступить затем в магистратуру, обнаруживалось, что на два года магистратуры растягивалась программа пятого курса, плюс английский с философией, что очень неплохо для подготовки к кандидатскому минимуму. Поэтому магистратура оказалась просто нелишними двумя годами работы на кандидатской диссертацией. Еще полезней эта система была для тупых студентов, теперь завкаферой их приходилось терпеть только четыре года. Всех тупых можно было выпустить с бакланскими бакалаврскими дипломами.

Однако, Фурценко бдил. Оказалось, что ВУЗы, мать их за ногу, как-то приспособились к этой реформе, и даже где-то польза получилась. И коварный министр приступил ко второй части плана. Оказывается, переход к Болонской системе неполон без системы кредитов. Здесь под кредитом понимается не деньги в долг, а единица измерения трудоемкости дисциплины. Выпускникам из разных стран, затратившим освоившим одинаковое количество кредитов, следует выдавать дипломы одинаковой степени - бакалавра или магистра. И вот тут-то мы и не успели уследить за  ловкими руками министра. Оказалось, что  необходимо разработать новые ФГОСы, где все будет в кредитах. А по новым ФГОСам необходимо составить новые учебные планы. А вот тут, когда мы планы эти увидели, нам и поплохело. Вместо двадцати двух лекций теормеха, осталось десять. Сопроматы всякие тоже пострадали не меньше. И руководство нам цинично разъяснило, что сейчас надо как на западе - препод в аудитории потрындел, где приобретать методичку рассказал, а дальше студент сам осваивает предмет. Воистину, далеки они от народа!

Официальной целью всей клоунады с Болонским процессом является признание наших дипломов за рубежом, в вожделенных странах западной Европы. При этом как-бы умалчивается, что главным условием такого признания, является высокий уровень национальной системы образования, а не специальным образом составленные рабочие программы. Умалчивается и о том, что сокращению подверглись многие общепрофессиональные дисциплины, что означает многомиллионную ежегодную экономию и удешевление системы образования. Удешевление, ценой снижения качества выпускника. Таким образом, достигаются цели, прямо обратные заявленным. Министр, спроси у Гейма, как его диплом МФТИ в Голландии без Болонского процесса признали!

Таким образом, Болонский процесс - это ширма, за которой спрятали простое сокращение.

образование, болонский процесс, работа, фурценко, сокращение

Previous post Next post
Up