Сентябрь налетел, как молодая рыжая собака, сбил с ног, закружил в ворохе палых листьев и осенних дел. Гора Муха стала пестрая, как моя Фрида, темнеют хвойные пятна, желтают березы и манчжурские орехи, красные сполохи осины по склонам - ярко осенюет алтайская тайга. Фрида и Матисс ночуют дома, да и днем стали куда реже выходить из дому, больше стали дремать на теплой печке, подвернув лапы калачиком.
В бабье лето надо многое успеть. То тут, то там слышится "Ну что, вы уже скосили картошку?"
Когда я услышала это впервые, я подумала, что кто-то из нас ошибся. Оказывается, это местный алтайский способ - за пару недель до копания картофельная ботва (а заодно и отросшие сорняки) косится косой. "Картошка вроде как думает, что ботва высохла, начинает готовиться зимовать в земле, и у нее кожура становится толще!" - хитро щуря глаз, делится житейской мудростью соседка.
Через недельку после обсуждения "костьбы картошки" идет вторая волна разговоров. На рынке, в магазине, в автобусе: Ну что, копали? А мы только начали. А сколько у вас? А у вас? А у нас неважнецкая в этом году.
Неважнецкая в этом году картошка у многих, то ли год такой, то ли погода сказалась, почти все лето лили дожди и картошка почти не выросла.
Бабье лето соблазняло своим ускользающим теплом, я делала несколько подходов к огороду, и не всегда удавалось противостоять соблазну пойти в солнечную погоду погулять. "Да что же я, в самом деле! - вдруг рассердилась я на себя, - Неужели я приехала на Алтай, чтобы в долгожданный солнечный день копать картошку?!", и в сердцах стукнула черенком лопаты об стену сарая, и крикнула в распахнутые настежь окна дома:
-Дети! Одевайтесь, мы идем гулять!
Картошку мы потом с детьми выкопали на следующий день. Целый мешок. Я собирала мелкие, как куриные яйца, картофелины в ведро, и смеялась над своей недавней идеей попросить чачжаевских мужиков выкопать мне картошку. Вот была бы байка! Как мужики Бесединой мешок картошки копать ездили!
Тем не менее, я рассудила, что сколько есть, столько есть и на том спасибо. Мешок посадили, мешок собрали, как в том анекдоте про мужика, который хвастался, что посадил десять ведер, выкопал одиннадцать, и не может понять, откуда взялось одиннадцатое.
Лесхоз невероятно красив осенью. По квадратам огородов раскиданы согнутые фигуры, копается картошка, ломаются усохшие стебли кабачков. Остаются на огородах лишь редкие кочаны капусты, их черед придет немного позже.
Позавчера привезли дрова. Я страшно переживала за топливо, была очередь на три недели, были разные дрова - тополь, осина, береза. Я взяла три куба тополевых, рассудив, что как растопка для брикетов из лузги подсолнечника, пойдут и тополевые. Грузовик вывалил гору дров перед дверью сарая, и началось соревнование: что быстрее, мы сложим дрова в сарай или начнется дождь и наши дрова промокнут? Детям было объявлено что мы бобры, и наша задача - отстроить плотину до наступления заморозков. Мои маленькие бобры перекидали мне в сарай почти все три куба дровишек, с азартом и огоньком, я только и успевала выкладывать "плотину"-поленницу.
И вот, когда осенний пасьянс наконец-то сложился: банки закатаны, огород убран, дрова заготовлены, я почувствовала, как отлегло от сердца. Как легко стало дышать осенним прозрачным воздухом. Оставшиеся до морозов дни хочется прожить без спешки, не торопясь.