Ну, собственно, с чего все началось. Больше года я работаю в разных всяких детских садах и, пожалуй, совсем скоро надеюсь перестать делать это окончательно.
Люблю ли я детей? Не могу сказать однозначно. Я люблю в детях личность, т.е. то самое, что отличает одного ребенка от другого, то, что они такие все разные, то, что они бывают веселыми, смешными, очень предприимчивыми и даже вредными. Мне нравится находить к ним подход и иногда играть с ними, иногда просто в детство возвращаешься. Я люблю корчить им рожицы и люблю с ними возиться, люблю с ними обниматься и баюкать, когда они не хотят спать. Но я не могу сказать, что я просто люблю детей как-то глобально,как факт. Не всех и не всегда. Здесь как со взрослыми: кто-то тебе нравится, с кем-то ты дружишь, с кем-то отношения деловые, а с кем-то ты очень рад полежать в обнимку и хотел бы увести домой :-) Есть дети мне откровенно неприятные (правда за все время работы с детьми я таких встречала 1 или 2 раза), есть те, кто мне страшно симпатичен и те, кого я не особенно выделяю.
Так вот, я вообще-то психолог (я пишу диплом и скоро стану дипломированным специалистом). В детские сады пошла работать ради интереса - там все очень явно и показательно. И теперь небольшой ликбез по этим детским учреждениям...
Первый сад был частным, супер-пупер навороченным, английским. Говорить с детьми там можно было исключительно по-английски и дети там, как предполагалось, должны были находиться в англоязычной языковой среде. А как с теми, кто английского не слышал даже в песнях и ни слова не знает? Пофиг, все равно говорим по-английски, однажды они все выучат и поймут! Ну идея такая... В группе наряду с детьми русскими находились еще дети, скажем, посла из Европы или кого-то, кто оказался в России, а ребенок у него по-русски не бум-бум. Приводили детей, которые вообще нипокаковски ни бум-бум, которые страшно страдали от того, что их вдруг засунули туда, ну да ладно... Идея была неплоха изначально, разве что вот улыбаться все время надо было. И...не знаю, пляски вокруг родителей плясать (а чо, сад в месяц стоил, сколько я ни разу в месяц не зарабатывала, клиент всегда прав и т.п.). Мне там многое не нравилось, а однажды заведующая, плясавшая какую-то пляску Святого Вита вокруг потенциальных европейских клиентов, сквозь зубы мне процедила: "Вы почему не улыбаетесь?!Улыбайтесь! У вас должно быть хорошее настроение"....Я решила,что они там как-нибудь без меня и ушла.
Так вот, в этом саду им не нужны была ни моя мед.книжка, ни справка от психиатра (да, эта справка - смешная формальность, но все-таки!), работала я там неофициально. Но над детьми все тряслись, над их ножками в дольче габбанах и попами с поясами луи вуиттона чихнуть боялись. И если бы, не дай бог, что с ними случилось, меня бы, наверное, расстреляли....
Потом был коррекционный сад. Ооооо, как я теперь по нему скучаю! Я там проработала очень долго, целых 9 месяцев! Там я была воспитателем группы детей с задержками психического развития, аутистами и даже умственно отсталыми детьми (этого диагноза официально не было, но это действительно умственная отсталость). Там было много, на что посмотреть и вообще дети были клевые. С ними было очень тяжело работать, а потом еще и приходилось работать с большим количеством детей одной (ставки воспитателей сократили...долго рассказывать, политика, соц. сфера - своя попа там). Приплюсуйте дурацкие планы, которые мы постоянно писали и прочие бумажки, бесконечные педсоветы = сил моих больше не было и я ушла. В это время я работала (и работаю) в детском центре, так что я решила,что лучше буду этим заниматься.
А месяц назад я решила,что мне хочется работать, коллектив, занятость,все такое, клиентов в центре мало, могу себе позволить - и пошла в сад опять... Сад представляет из себя 3-комнатную квартиру, в одной комнате живет повар, в другой дети спят в тихий час, а в третьей (16 кв. метром) пребывают перманентно 16 детей от 2 до 5 лет!!! Путь от работы до дома занимает у меня меньше минуты, т.к. я живу в соседнем подъезде, но даже ради этого я просто не в силах там оставаться. Вы себе представляете,что такое 16 детей от 2 до 5 лет в таком ограниченном пространстве?! Я не представляла... А это пипец, это просто вакханалия! Еще в прошлом веке ученые провели эксперимент: что будет, если перенаселить какой-то участнок проживания? Взяли ограниченное маленькое пространство, перенаселили туда крыс, хорошо так перенаселили. И крысы - умнейшие животные, просто модель социальных отношений для человека - начали сходить с ума: матери поедали своих крысят, особи мужского пола начали сношаться с товарищами, крысы грызли друг друга просто без разбора. Перенаселите любую площадь - получите то же самое. В саду дети тоже дуреют, не так, как крысы, конечно, но им самим страшно тяжело там находиться. Сад частный. Опять же, ни мед. книжки, ни официального оформления. Площадки огороженной по-человечески нет - прогулки во дворе. Да,есть что-то с горкой, пара заборов по периметру, но с дырками: заходи-уходи. Т.е. в принципе, та ответственность, которую я несу за детей, находится только на моей совести. А откуда кто знает, что там у меня за совесть такая? В любой момент я могу просто уйти (вот просто оставить детей где угодно и свалить) - и все, я же не числюсь там даже. Конечно, я так не сделаю, но откуда моим чудо-работодателям об этом знать?
О чудо работодателях разговор отдельный... Есть у нас администратор, допустим Алиса. Алисе 23 года, она еще молодая девушка, которая определенных вещей не понимает (может потому,что ей 23 года, а может, надежды все равно нет...). Чего бы ни хотели от этого заведения и от воспитателей родители - они обращаются к ней, т.е. жалуются. Но Алиса не фильтрует жалобы, Алиса страшно боится,что кто-то из 16 пар родителей оставит чудный сад, поэтому какие бы ни предъявляли родители претензии, Алиса требует,чтобы мы их выполняли. Хотят родители,чтобы мы силой сажали 5-летнего мальчика на горшок - делайте, хотят они этакую сетку занятий, а не другую - извольте. А недавно выяснилось,что в обязанности воспитателя входит еще и стирать грязные трусы, если ребенок совершил акт покаканья. "Не стирать, застирывать" - как она говорит. Новый функционал добавился после того,как одна мама сказала, что другая воспитательница (допустим, Юля) должна это делать. Какой бы бред ни несли родители в садиковские массы, мы должны это бежать выполнять. Т.е. если, к примеру, родители захотят, чтобы с завтрашнего дня все ходили в розовых бантиках - мы должны будем это делать. А все потому, что сад стоит денег. Алиса беспокоится за клиентов, а за персонал - не особенно. Поэтому, если там каждый месяц будут новые воспитатели - это не страшно, главное,чтоб трусы стирали. Это очень неправильная политика и очень недальновидное поведение. На следующей неделе моя работа в этом заведении закончится и, пожалуй, садов я наелась.
Некоторые родители, начитавшись психологических книжек о том, что психика ребенка - это тонкая душевная организация, считают гос. сады абсолютным злом, что там ребенка сломают, что доведут его до психоза и ничего не в состоянии будет его спасти. Да, про психику правильно, однако у меня есть несколько слов в защиту гос. сада:
Про официальное оформление. Никто просто так с улицы, без образования хоть как-то похожего на педагогическое и с глубокими психическими проблемами туда работать придти не сможет. Также туда не сможет придти работник с лишаем, туберкулезом или еще чем-то заразным. В гос. сад обязательна медкнижка, справка от психиатра и справка об отсутствии судимости. Ко всему прочему, там каждые полгода проводятся диспансеризации, которые обязательны. К тому же официальное оформление не дает права просто так уйти, бросив детей, воспитатель отвечает лично за каждого ребенка и если с ребенком по недосмотру что-то случится - он никуда не денется, а в отдельных случаях даже может быть уволен без права работы с детьми ПОЖИЗНЕННО. Подытожим: туберкулезник-психопат, бывший уголовник-наркоман-строитель просто физически не может работать в саду. Это какая-никакая, но все-таки гарантия.
Про развитие детей. Т.е. про занятия. Они в саду обязательны, там все время с детьми кто-то занимается, есть планы, есть темы по праздникам, временам года, есть математика, развитие речи, лепки и рисования, даже физкультура. Я не буду здесь рассказывать,как это полезно и нужно ребенку, для этого отдельный пост надо писать. Есть в садах и открытые занятия, отчетные. Опять же, если ты не строитель, а хоть в чем-то педагог, имеющий соответсвующее образование, ты знаешь,КАК этим заниматься и как чему-то детей научить. В частном же саду воспитателем может работать кто угодно (такое бывает,правда!)
Про инфраструктуру. В гос. садах специальная территория, закрытая, огороженная. Т.е. туда не может придти кто попало и просто так уйти тоже никто не может. Там большие залы, т.е. детям есть, где порезвиться. Там много игрушек и развивающих игр, материалов и инструментов. Там много детей, а детям очень важно общение, они так мир познают и себя. Учатся всему тому, что мы, взрослые, делаем, только в форме игры. И там не сделают группу "от 2 до 5 лет", потому что понимают, что детям в разном возрасте нужны совершенно разные вещи.
Что хочу сказать по поводу потенциальной поломки психики ребенка в гос. саду. Во-первых, там не всегда злые грымзы-воспитатели, которых надо сдавать в антиквариат. Знаю я хороших, добрых воспитательниц разного возраста, которые свою работу любят, готовятся к ней и к детях относятся хорошо. Что до некоторых, которые могут ребенка унижать и даже бить - так частный сад не гарантия. Я знаю историю, когда в частном саду ребенка били и смеялись, а теперь он боится ходить в туалет. Так что никакие деньги не смогут гарантировать адекватное поведение. Но вот если у вас все в порядке в семье, если ребенок знает,что может вам доверять, если вы сами не ломаете его, в своем старании испортить ребенка любой сад бессилен =)) Так что единственное,что можно посоветовать родителям, решающим, куда отправить ребенка (а отправить его стоит, детям нужно как-то учиться общаться) - смотрите на воспитателей! Общайтесь с ними, постарайтесь выстроить хорошие отношения. А, еще - воспитатель не слуга по обеспечению вашего ребенка чистыми трусами. Это очень тяжелая, теперь очень уважаемая (мною так точно) профессия. Подружитесь с воспитателем и ваш ребенок будет доволен и спокоен. А еще, спрашивайте, как работают люди: официально ли, есть ли мед. книжки и по возможности, проверяйте.