«Самое поразительное, что можно обнаружить в гностической космологии - это ее исключительно мрачный взгляд на человеческий опыт. Для гностиков мир был создан не благожелательным Высшим Существом, а тираническим демиургом: демонической сущностью, главная цель которой - удерживать людей в ловушке материи:
«Мы должны помнить, что роль демиурга не исчерпывается его подвигом творения, но что посредством своего «Закона», а также космической Судьбы он осуществляет деспотическое мировое правление, направленное главным образом на порабощение человека.»
Какова цель такого порабощения? Почему «Бог» и его агенты, называемые гностиками «Архонтами» (Гк.: "Правители"), хотят заключить человеческую душу (Дух) в материю? Их ответ на этот вопрос (предположительно полученный через откровения, такие как внетелесное наблюдение) заключается в том, что человеческие существа генерируют форму энергии, которая нужна богам для питания.
«В чем же тогда интерес архонтов в противодействии исходу души из мира? Ответ гностиков таким образом излагается Епифанием: «Они говорят, что душа есть пища Архонтов и Сил, и что она им необходима для жизни, ибо она происходит от падающей сверху росы и дает им силу.»
Эта идея также встречается в ведической традиции Индии, где в Упанишадах прямо указано, что «Дэвы» (боги) питаются человеческой энергией:
«[Человек] подобен зверю для Дэвов. Ибо, воистину, как множество зверей питают человека, так и каждый человек питает Дэвов. Если убрать только одного зверя, это неприятно; насколько больше, когда забирают многих! Поэтому Дэвам неприятно, что люди должны знать это.»
Если такая концепция звучит аномально и «неправдоподобно», следует понимать, что она существовала с начала истории. Утверждение о том, что «История начинается в Шумере», является признанием того, что там были созданы первые письменные записи. Таким образом, «Концепция архонта», возможно, является одной из первых идей, дифференцированных человеческим сознанием.
«Как в шумерских, так и в месопотамских космогонических текстах излагается точка зрения, что человечество было создано, чтобы служить богам, строя для них храмы и принося жертвы для их пропитания. С таким взглядом на цель человеческого существования шла соответствующая оценка человеческой судьбы. Пока боги хотели его услуг, индивидуум жил, и, если он был ревностен и усерден в их служении, его божественные хозяева вознаграждали его процветанием. Это было его предназначением, а именно, участвовать в божественном упорядочивании вещей в мире. Как только боги перестали в нем нуждаться, смысл его существования закончился, и он умер.»
В современных терминах: духовные разумы («боги») управляют жизнью на земле во многом так, как мы содержим загоны для скота или выращиваем цыплят-бройлеров на промышленных фермах. По сути, они «пожиратели душ». Это еретическая и шокирующая идея, диаметрально противоположная реальности, провозглашаемой монотеизмами нашего мира. (Это одна из многих причин, почему гностики просуществовали недолго: к четвертому веку н.э. «Архонты» христианской церкви эффективно преследовали все организованные гностические секты до полного исчезновения!)
Роберт Монро получает первое представление об этом «ином взгляде» в книге «Путешествия вне тела», когда он описывает последовательность событий, произошедших в 1960 году - примерно через два года после того, как у него начались регулярные внетелесные переживания. В первом случае он испытал энергетический зонд, который вошел ему в лоб (чакра третьего глаза?) и начал исследовать его разум в поисках чего-то, чего он не мог понять:
«Она обладала разумом, выходящим за пределы постижения, и проникла (по лучу?) прямо мне в голову. Казалось, она обыскивала каждый закоулок моей памяти. Я не на шутку испугался, ибо был бессилен хоть как-то противостоять вторжению.»
Примерно неделю спустя то же самое произошло снова, только на этот раз он осознал, что «нечто», которое искали сущности, было связано с какой-то формой энергии в его психике:
«Возникло ощущение огромных труб, столь древних, что все они покрыты отложениями и ржавчиной. По ним текло что-то вроде нефти, только гораздо более насыщенное энергией, нечто жизненно необходимое и ценимое где-то в другом месте (предположение: не на этой материальной планете). Это продолжается уже в течение эонов. Тут же присутствовали другие группы сил, извлекающие то же самое вещество, каким-то образом очень сильно конкурируя при этом друг с другом, а само вещество в некоем далеком пункте или в некоей цивилизации перерабатывалось в нечто, представляющее большую ценность для существ, находящихся за пределами моего понимания.»
Это высокоэнергетическое вещество, «нечто вроде масла», конечно, напрямую связано с гностической концепцией «росы», извлекаемой из человеческой души, приведенной выше. Примерно две недели спустя сущности снова вторгаются в психику Монро. После того, как они закончили свое исследование разума и покинули его тело, он описывает это так:
«Затем они, похоже, взмыли в небо, в то время как я умоляюще взывал им вслед. Возникла уверенность, что их ментальность и разум выходят далеко за пределы моего понимания. Это была безличная, холодная разумная сила, без намека на столь почитаемые нами чувства любви и сострадания, и вместе с тем, возможно, то было всемогущество, именуемое нами Богом. Посещения такого рода, случавшиеся в историческом прошлом человечества, вполне могли послужить основой всех наших религиозных верований, а наши современные познания в этой области столь же несовершенны, как и тысячу лет назад. Когда наконец немного отпустило, я сел и заплакал, зарыдал, как не рыдал никогда в жизни, ибо теперь безоговорочно и со всей безнадежностью понял, что Бог моего детства. Бог церквей и религий всего мира совсем не таков, каким мы его чтим, и что всю оставшуюся жизнь я буду «страдать» от утраты этой иллюзии.»
Это, если не что иное, является гностическим посвящением - несомненно, подобным тысячам тех, что происходили с изолированными индивидуумами на протяжении всей истории человечества. Но мы не узнаем о полном открытии Монро до «Далеких путешествий» - вот где в леденящих душу деталях проявляется вся сила древнего гностического мировоззрения... Прошло добрых два десятилетия, и Роберт Монро стал, по любому определению, Мастером-шаманом, способным покидать свое тело по желанию, практически когда ему заблагорассудится. Ему комфортно путешествовать в «Локале-II» (хотя он больше не называет это так, чувствуя, что это слишком расплывчатый ярлык для того, что он сейчас воспринимает), и он привык встречать там развоплощенных сущностей. С некоторыми он даже «подружился» и постоянно взаимодействует с ними.
Два из этих существ, произвольно обозначенных «АА» и «ВВ», занимают значительную часть его внимания. Их общение в гиперпространстве не включает слов, как мы их понимаем, и является по сути «телепатическим». Очевидно, что разговорный язык (который состоит из вибраций, производимых физической гортанью и передаваемых через язык и ротовую полость через атмосферу земли) неуместен в нефизических сферах. В гиперпространстве информация передается не последовательно, в словах, предложениях и абзацах, а мгновенно в одном всеобъемлющем гештальте. Монро придумал выражение «запомнить наизусть» для описания этих пакетов информации, и именно из-за трудностей, с которыми он сталкивается при переводе их в последовательности слов, он часто использует в своем творчестве приемы художественной литературы.
В любом случае, в 12-й главе «Далеких путешествий» Роберт Монро получает наставления от развоплощенной сущности, BB. Перевод занимает десять страниц: 162-172 и представляет собой потрясающе точный обзор гностического мировоззрения. (Этот раздел, конечно, слишком длинный, чтобы цитировать его полностью, поэтому ниже приводится краткое резюме - «Идентификация» - это термин Монро, обозначающий «Ментальное имя» или «адрес», то есть энергетический паттерн предмета», а «Луш» можно описать в гностических терминах как «роса свыше, [которая] придает им силы».) Вот «Луш» в переводе Роберта Монро на английский:
«Кто-то, Где-то (или и то, и другое, миллионы или бесчисленное количество) требует, любит, нуждается, ценит, собирает, пьет, ест или употребляет в качестве наркотика (!) вещество, именуемое Луш (электричество, нефть, кислород, золото, пшеница, вода, земля, старинные монеты, уран). Эту редкую субстанцию добывают Там, и те, у кого есть Луш, находят его жизненно важным для всего, для чего он используется. Столкнувшись с проблемой спроса и предложения (всеобщего закона Там), Кто-то решил производить его, так сказать, искусственно, вместо того чтобы искать в его «естественной» форме. Он решил разбить сад и выращивать Луш.»
«Кто-то» (кто еще, как не гностический демиург?) оказывается одной сущностью среди многих: богом среди богов. По мере развития сюжета мы узнаем, как Кто-то засеял Свой сад (очевидно, планета Земля) и развил в нем формы жизни, которые в конечном итоге привели к появлению людей. Затем он назначил Сборщиков для сбора Луша / Эмоциональной энергии у земных сущностей, среди которых люди, безусловно, являются лучшими производителями.
«Кто-то, завершив свою работу, вернулся куда-то и занялся другими делами. Производство Луша оставалось на постоянном уровне под наблюдением коллекционеров.»
«Жатва Луша изначально включала в себя создание стихийных бедствий (землетрясений, ураганов и т.д.), чтобы уничтожить большое количество существ, поскольку Луш было легче собрать после смерти порождающих его организмов. Затем было обнаружено, что различные формы «стресса», генерируемые в человеческой популяции, высвобождают Луш без необходимости убивать организм. Это произошло потому, что кто-то в качестве эксперимента ввел «Частичку Себя» в человеческий род. Это было сделано для поддержания более или менее постоянного стресса в каждом индивидууме, поскольку человек всегда «стремился удовлетворить влечение, которое порождала эта крошечная частичка Его Самого, стремящаяся воссоединиться с бесконечным Целым». Исходя из опыта, Коллекционеры разработали целую технологию с дополнительными инструментами для сбора Луша с единиц типа 4У [то есть людей]. Наиболее распространенными были названы любовь, дружба, семья, жадность, ненависть, боль, вина, болезнь, гордость, амбиции, собственность, одержимость, самопожертвование - и в более широком масштабе: нации, провинциализм, войны, голод, религия, машины, свобода, промышленность, торговля, и это лишь некоторые из них. Производство Луша стало выше, чем когда-либо прежде...»
С точки зрения гностиков, «собиратели Луша» - это «Архонты» - страшные правители гиперпространства, которых нужно было избегать любой ценой, когда они покидали тело после смерти.
«Архонты коллективно правят миром, и каждый индивидуально в своей сфере является надзирателем космической тюрьмы. Их тираническое мировое правление называется гемарменом, вселенским Роком... [Эта вселенская судьба] направлена на порабощение человека. Как страж своей сферы, каждый Архонт закрывает проход душам, которые стремятся вознестись после смерти, чтобы предотвратить их побег из мира и возвращение к Богу.»
Но поскольку все люди содержат в себе «Частичку кого-то», они не могут по-настоящему умереть, поэтому перевоплощаются снова и снова в качестве производителей Луша в пространстве-времени. Таким образом, истинный гностик - это человек, который объективно наблюдает этот порочный круг (предположительно, «выйдя за пределы самого себя» с помощью ВТО) и, благодаря своему новообретенному знанию (гнозису), получил возможность вырваться в истинно духовные сферы за пределами земного окружения. Это возможно только потому, что Божественная искра внутри него делает его бессмертным.
«В душе заключен дух, или «пневма» (называемая также «искрой»), часть божественной субстанции, пришедшей извне в мир; и архонты создали человека с явной целью держать ее там в плену... В своем неискупленном состоянии пневма, погруженная таким образом в душу и плоть, не осознает себя, оцепенела, спит или опьянена ядом мира: короче говоря, она «невежественна». Его пробуждение и освобождение осуществляется через «знание...» Целью гностических устремлений является освобождение «внутреннего человека» от уз мира и его возвращение в свое родное царство света.»
Важно отметить, что гностическая космология воспринимает физическую землю как окруженную концентрическими гиперпространственными «сферами» или «кольцами», которые рассматривались ими как осязаемые барьеры. Каждым из этих царств-кругов управляет архонт, единственная цель жизни которого - захватывать любые проходящие мимо души, которые, возможно, избежали нижних колец.
«Эти промежуточные миры, эти круги располагались эшелонами... для нас они совершенно невидимы. Именно благодаря интуиции, или, скорее, через откровение, через гнозис, гностик знает об их существовании... Наша собственная материя, материя земли... в некотором роде является семенем эфирных частиц гипермира, но ставших бесконечно тяжелее. Мало-помалу эти частицы опустились до нашего уровня в результате изначальной драмы, которая включает в себя историю нашей вселенной, таким же образом, как частицы пыли и мусора медленно оседают на дно морских бездн, образуя осадок.»
Когда я впервые прочитал эту, казалось бы, экзотическую идею, я предположил (как, вероятно, и большинство ученых-гностиков), что это теологическая аллегория. «Несомненно, - мог бы сказать человек без гнозиса, - идея буквальных колец вокруг земли является продуктом метафорического воображения какого-нибудь древнего философа». Затем я наткнулся на этот отрывок в «Далеких путешествиях» - Монро описывает здесь то, с чем он регулярно сталкивается в своих (к настоящему времени значительно расширенных) внетелесных исследованиях:
«Вокруг планеты были кольца дымки, гигантские толстые кольца неопределенного количества. Разграничение между ними было расплывчатым, поскольку от одного к другому тянулись нити. За исключением кольца, почти соприкасающегося с самой планетой. Он казался изолированным... Вы могли бы провести тысячи лет в кольцах и так и не изучить их все аспекты. Некоторые части великолепны, некоторые не так уж и хороши. Мне сказали, что все, о чем человек может подумать, находится где-то в этих кольцах... Также мне сказали, что некоторые люди действительно проводят здесь тысячи лет, сменяя друг друга в физической земной жизни. Другими словами, «кольца» представляют собой миры рая и ада, которые всегда были частью человеческой мифологии. Они состоят из систем верований как развоплощенных сущностей, которые обитают в них, так и подобных истинно верующих, все еще воплощающихся в физических телах. Действительно, в своей третьей книге «Окончательное путешествие» Монро больше не называет их кольцами, а называет «Территориями системы верований».»