В гостях У Зины на Алтае, потом вместе в Кузбасс!

May 08, 2021 11:40

Это письмо мне прислала с Алтая моя двоюродная сестра Зинаида Кузьминична Аксенова (урожденная Харитонова) дочь Кузьмы Ивановича, родного брата моего отца. Здесь о моем гостевании на Алтае и впечатлениях. Помещаю целиком письмо, только вставлю фотографии.

Прошел год с того момента когда я, взахлеб, почти без правок и уточнений, начала писать записки о своей семье, но не своей семье в понимании я, муж, дети. О семье в более обширном понятии, семья как "Родовое гнездо", общность людей, принадлежащих к одному корню. В первой части своего повествования я постаралась описать своих родичей такими как я их помню, но за это время много изменилось, появилась новая информация, нашлось много близких и дальних родственников, которых давно потеряла или о которых я не имела ни малейшего понятия. В связи с этим фактом настало время внести кое какие коррективы и дополнения в свое повествование. Но все по порядку.

Начну, пожалуй, с приезда в Россию из Израиля моей двоюродной сестры Татьяны Михайловны Климовицкой, урожденной Харитоновой. Она давно планировала
свою поездку на родину по своим делам, но к тому времени назрела острая необходимость в посещении архивов Тамбовской губернии. Дело в том , что ее мать Евдокия Григорьевна, по какой то, одной судьбе известной прихоти, оказалась родом из той же губернии, что и известные нам, основатели нашего рода - Харитонов Иван и сын его Харитонов Иван Иванович, наш прадед и дед соответственно. Она писала родословные параллельно мамы и отца и поэтому накопилось много вопросов. Было решено совместить поиски, но для уточнения некоторых вопросов, нужно было самой полистать старые, обветшалые страницы архивных томов. И вот, живя в далекой стране, она запланировала грандиозную поездку. В нее входило посещение очень многих мест, но времени было отпущено столь мало, что ее мужу Самуилу Сауловичу, пришлось разработать, для поездки, календарь-график, что и когда посетить с определением количества отпущенного времени на то или иное место. Все было им собственноручно расчерчено в оригинальный график и строго следовало его соблюдать, иначе можно было куда то не попасть. Не буду касаться ее поездки по европейской части страны, она мне мало известна, коснусь ее пребывания в Сибири, а именно на Алтае и в Кузбассе. Мне предстояло встретить у себя сестру и постараться, в отведенное время, а именно 3 дня, вместить все, что я бы хотела ей показать интересного, в своей маленькой, но красивой деревне. Итак, начну.

Ноябрь в этом году, на редкость, был сухим и теплым. Сестра должна была прибыть в Барнаул в самом его начале, 4 числа. Я и двое моих сыновей встречали ее на вокзале.  День был солнечным и ярким. Легкий морозец освежал и бодрил. Я ждала на перроне прибытия поезда и слегка волновалась. Как сестра перенесет столь стремительную смену климатических зон и часовых поясов. Ведь человек, привыкший к постоянной среде обитания,может по разному реагировать на ее смену. За этими мыслями я не заметила, как обьявили прибытие поезда и слегка опоздала. К моему огорчению, на первом перроне находился другой состав и мне пришлось его обходить, что бы попасть на нужный.
Но все обошлось мы встретились, обнялись. и двинулись потихоньку снова обходить состав на первом пути. Выйдя к вокзалу, сразу - селфи. Всё фотографировалось и документировалось, ведь там ,далеко, дома, нужно показать родным то, чего они не видели. И познакомиться с Сибирью смогут только по фото- и видеокадрам, снятыми ею. Мы прошли привокзальную площадь и вышли на стоянку, где стоял наш старенький, но еще очень бодренький "Шершенёк", так ласково мой средний сынок называет свою машину, марки "Жигули" шестерочка. Знакомство,обьятия и прочие приличествующие моменту восклицания. Тут же мы решили купить билеты на автобус на Кемеровскую область, на нужное нам число, дабы не отступать от намеченного графика. Поспорив немного на подходе к кассам, кто будет покупать билеты, мы все же приобрели эти вожделенные бумажки и двинулись в путь по просторам Алтайского края.

Дорога занимала по времени почти 3 часа и все это время она шла через поля, перелески и пересекала дважды знаменитый краснокнижный ленточный бор, изредка встречались то тут, то там вдоль дороги большие и не очень деревни. Восхищению Татьяны не было предела. Как "широка страна моя родная", сколько простора и воздуха. Мы же не видим в этом ничего особенного. Мы привыкли. Как раз на середине пути, по трассе есть одно очень популярное кафе, там останавливаются все проезжающие водители. Это любимое кафе дальнобойщиков всех регионов и близлежащих республик. Название кафе- "ЕРМАК". Это кафе появилось на трассе в далекие девяностые и сразу полюбилось всем кто проезжал мимо. Кормят тут всегда сытно и вкусно. А поесть сибиряки любят, да и если шофера не накормить в зимнюю стужу, да буран, то тяжко ему придется в дороге, тут на фруктах и овощах далеко не уедешь. Порции всегда большие и аппетитные. Мы привыкли, а вот Тане пришлось не сладко, переоценила свои силы и остаток дороги жаловалась на тяжесть.

Когда мы проехали почти половину пути, дорога завела нас в тот самый ленточный бор. Почему ленточный? Да потому, что тянется он одной большой лентой по всему югу Западной Сибири и имеет протяженность 550 километров. Но это не весь ленточный бор, а только его Алтайская часть. Это светлохвойный реликтовый лес. И правда, когда мы заехали в этот лес, сын свернул с трассы и углубился по проселочной дороге в чащу, то как бы не надвигались сумерки, а у нас еще было пол часа светлого времени для селфи, лес как бы светился изнутри и воздух был напоен свежестью и казалось был хрустальный. Мы фотографировались и дышали,но нужно было двигать дальше, дорога была еще дальняя.

Домой мы добрались уже в темноте. Осенние сумерки, в Сибири, очень быстро превращаются в ночь. Какое впечатление у сестры оставил большой и угловатый дом, где я живу, я не знаю. Да и мы так устали с дороги, есть, после посещения кафе совершенно не хотелось, и мы пообщавшись и проводив моего сына дамой ( ему ехать еще 30 км. от моего дома), завалились спать. Не знаю как Таня, а я спала как "убитая". На следующий день, по графику составленному мужем Тани (большое ему спасибо за это), главным событием была парная. Днем мы занимались всякой всячиной. Не много посидели с бумагами, привезенными Татьяной из своей экспедиции, я показала свой архив. Мы снимали и переснимали фотографии, документы, те что были у неё и у меня. Делились впечатлениями.А мой муж в это время готовил для парной веник, березовый, по париться в бане, вот что потребовала русская душа простого смертного! К вечеру баню растопили мои мужчины, мы с Таней топили печь дома, т.е топила я, а сестра снимала на видео как это бывает.Работа грязная, печь топится углем и дровами. От нее много мусора и грязи,но мы так здесь живем. Таня снимала на видео весь процесс. Многим, думаю, будет удивительно, "так уже не бывает", ан нет, бывает. В глубинке, Россия так живет. Ну везде, но у нас так.

"Ах, баня, баня, баня- малиновый ты жар!
Березовый, духмяный, да веничек про парь!" - так пел про баню, когда то Михаил Евдокимов, наш земляк, и любимый артист всего русского народа, а уж для Алтайских жителей это кумир из кумиров! Так вот, про баню! Мы сделали это!!! Причем Таня не парилась с детства ( лет 60), а у меня гипертония.НО! Хоть и не в первый пар, а во второй, что является главной ошибкой (по мнению многих заядлых парильщиков), но мы исправно провели это мероприятие. Я боялась и за нее и за себя, как отреагирует организм на эдакую фамильярность с нашей стороны. Но все обошлось, мы не зверствовали.

Следующий день был днем знакомств. Причем знакомств в самом широком смысле слова. Утром проснувшись и позавтракав мы вышли на улицу. Солнце светило во всю силу, на которую только способно ноябрьское светило в нашей части света. Было сухо, прохладно и ветрено. Листья с деревьев уже облетели и они стояли голые и прозрачные. Мы пошли с обходом по нашей большой усадьбе Усадьба в самом деле большая, находится она на окраине села и размер ее составляет почти гектар. Но используем мы под посадки совсем не много, а остальная ее часть засевается травой и все идет на корм скотине. Как это уже повелось, фото на фоне небольшого сада, на фоне уже убранного поля, дальше загон с овцами и опять фото, восхищение сельским пейзажем.
Мы выходим на дорогу ведущую в центр села, дорога ровная и асфальтированная, относительно чистая. Мы идем медленно, разглядывая каждую усадьбу, они все разные, и от этого деревня выглядит разнопестро. Село совсем маленькое, жителей всего 300 человек. Единственный магазинчик, в который мы зашли,больше похож на кладовую забитую всякими разностями, но продавец встретила нас доброжелательно и с улыбкой. Не много посмотрев на ассортимент этой торговой точки мы вышли и двинулись к дому.
Недалеко от магазинчика в центре села, как водится везде в России, стоит памятник односельчанам не вернувшимся с войны. Здесь в селе проходят празднования 9 мая. Митинги и салюты. Благодарные жители села, внуки и правнуки тех кто не вернулся с поля боя, как могут ухаживают за памятным местом. Мы благополучно дошли до небольшого домика моего младшего сына, он там не живет, живет со мной, но домик стоит в полном порядке. Домик старенький, ему лет 70, но он еще добротный и прочный.

Вдоволь нагулявшись и налюбовавшись местными красотами, мы вернулись домой, довольные и полные впечатлений от прогулки.
Но не успели пообедать как к нам пожаловали гости. Приехала моя сноха с моими внуками. Вот тут-то мы почувствовали всю прелесть, необузданного веселья, деревенской ребятни, короче, к вечеру они нас вымотали так, что мы, уставшие, не могли поверить, что дома тихо.
Отдохнув, мы принялись готовить ужин. Сначала мы решили сварить уху и пожарить рыбу. Караси были свежие и такие аппетитные. Когда была готова уха и пожарены карасики, вдруг ни откуда, появилась мысль сварить кашу, не простую кашу, а ту, которую варили наши отцы. И называлась эта каша "Сливуха". В детства я ела эту кашу часто,но потом как то забылось. Вспоминала часто, но рецепт был утерян. Те, кто его знали уже умерли, а мы , младшее поколение не очень интересовалось этим блюдом. Были другие, современные. Только по прошествии многих лет понимаешь, как ценно все, что касается жизни дорогих тебе людей,вплоть до того, как варить кашу, да-да и кашу тоже. Рецепт был, его можно было найти в интернете, но это был чужой рецепт. Нам же хотелось найти тот самый, домашний, свой. И, как всегда бывает, он сохранился, его нужно было только поискать. Рецептом поделилась наша родственница, дочь нашей двоюродной сестры, Вера. Сестра наша, Анна Андреевна Григашкина-Харитонова, была намного нас старше, и поэтому она уже взрослой, сама, варила это блюдо. Так вот, Вера Григашкина, дочь Анны Андреевны, смогла нам передать этот рецепт. Мы сварили все по правилам, и наслаждению нашему можно позавидовать.
Так закончился второй, и последний день пребывания сестры у меня в гостях. Утром следующего дня нас ждала дорога в Кемеровскую область. Там нам предстояло встретиться с нашими ближайшими родственниками, живущими в Сибири. В Полысаево - с двоюродной сестрой Анфизой Матвевной - дочерью Матвея Ивановича, в пос.Байкаим - с внучкой Андрея Ивановича, в Кемерово - с двоюродным братом, Владимиром Николаевичем, сыном Николая Ивановича и родными по этой линии...
Но это уже будет другое повествование.
Previous post
Up