Смерть капитализма в точке фазового перехода

Dec 24, 2021 09:03

Капитал существовал всегда в истории человеческой цивилизации. А вот капитализм изменил с его помощью мир необычайно сильно и быстро. Принципиальная разница между капитализмом и временем до него в том, что капитализм капитализировал труд, а не социальный статус.

До капитализма экономическое положение человека определялось его происхождением. Подавляющее большинство людей проводили всю свою жизнь в одной экономической страте. Позже Маркс попробует объединить страты в классы, выводя из них теорию классовой борьбы. Хотя сейчас очевидно, что историю нельзя описать только классовой теорией.

Принципиальная разница, которая запустила капитализм в позднем Средневековье заключается в сочетании уникальных факторов.

1. Системный кризис европейского Средневековья, как устойчивой системы отношений. Здесь сразу несколько слоёв конфликтов. Конфликт между феодалами и королями. Кризис Римской католической церкви. Конфликт Римской католической церкви со светской властью.

2. Похолодание в Европе сломавшее привычный уклад жизни.

3. Опустошительные эпидемии чумы, которые выглядели настоящей катастрофой.

В резко обедневшей экономической среде столкнулись с недостатком самого простого труда. Грубо говоря, кушать хотелось любой ценой. И этой ценой в Европе стал статус. Капиталисты находились среди тех, кто наиболее эффективным способом капитализировал свой, а потом и чужой труд через его покупку. Сразу же возник важный момент в виде постоянного дефицита средств обмена - денег, который растущие экономические системы решали за повышения их количества, так и поиска их из внешних источников. Это прекрасно отражают географические открытия, которыми занялась большая часть Европы, отправляя экспедиции к новым землям. Капитализация труда изменила отношение к знанию через возможность его быстрой монетизации. Европейские города открывают у себя университеты, где продаётся самое капитализируемое знание. Процесс капитализации знания оказался с положительной внутренней связью от чего было преодолено инновационное сопротивление традиционной фазы. Так появилась наука, как отдельная отрасль экономики. Само знание традиционной фазы моментально капитализировалось в виде процесса Реформации. Здесь мы можем наблюдать капитализацию совсем древнего по отношению к текущему времени труда.

За капитализацией физического труда наступает капитализация умственного, которая приводит к появлению в Европе идеологической конкуренции. Капитализм получает собственную философию, завершая набор необходимых для господства свойств. Европейский универсализм распадается. Распад рождает новую историческую общность - нацию. Европейская история становится историей наций.

Любая экономика основывается на товаре, а товар невозможен без труда. Отсюда труд чётко связанный с товаром является базой экономики. Чем больше такого труда, тем больше экономика.

Конец ХХ века явил истории два взаимосвязанных процесса - кризис национальных государств и глобализацию. Замечу, что оба этих процесса сразу же дают нам право усомниться в том, что это было продолжением развития капитализма. И это сомнение абсолютно правильное. Глобальная универсализация не только снижала общую конкуренцию внутри мировой экономики, но и создавала предпосылки для возвращения стоимости статусу против стоимости труда. Внутри глобализма по задумке стоимость труда внутри ядра всегда должна была превышать стоимость труда периферии. Достигается это прежде всего юридическими мерами. Здесь и патентное право, и лицензирование, и трансграничное судебное преследование. И самое главное это - безграничная эмиссия мировых денег. И мы сразу оказываемся в ситуации, когда основой экономического роста является экономический долг в ядре глобализма. А что такое этот долг в логике экономики? Это чистая капитализация статуса. Людям положено быть обеспеченными по статусу. Статусное обеспечение, а не труд становится главным мотиватором экономической деятельности. Бесконечность статуса = бесконечность долга.

Содержательное пространство заполнено звёздами разной величины, которые на глазах у всех рекламируют статусное потребление. Сколько они при это трудятся? Да практически нисколько.

Отмечу, что значительный вклад в капитализацию статуса внесла поп-культура. Если до неё индустрия развлечений капитализировала чистый человеческий талант, то с появлением поп-культуры в экономики развлечения стало меньше таланта и больше его имитации. Поп-культура сочетает в себе убедительность тотальной пропаганды и бесконечность собственной капитализации. Во второй половине ХХ века капитализм получил своего идеологического убийцу в виде антифилософии поп-культуры.

Объективным эффектом качественных изменений в экономике, обозначающих растущую капитализацию статуса является развитие таких форматов экономики, как реклама и пиар. Образ в экономике присутствовал всегда и попытки его улучшения, но никогда прежде финансовые ресурсы на сосредотачивались в этой области экономики. Естественным продолжением пиара является антипиар. И здесь я могу отчетливо заметить антикапиталистический характер подобного труда. Антипиар, с точки зрения капитализма чистый антитруд. Ведь сначала чьим-то трудом был создан образ плюс капитализация, а затем другой труд его уничтожил. Можно отметить, что внутри системы пиара есть собственная обратная положительная связь пиар+антипиар=2пиар. Защита образа требует ещё столько же пиара.

Мне могут резонно возразить, что труд всегда обладал разной статусностью, а с ней и стоимостью.
Верно, но капитализм связывал труд с материальными ценностями, создавая взаимозависимость, когда больше труда - даёт нам больше ценностей. Труд обеспечивающий статус вообще никаких ценностей не создает, но в экономике статусов обладает гораздо большей статусной привлекательностью, чем обычный труд.

При глобализации капитализация труда сменилась его виртуализацией. Появились занятие не содержащие практически труда, но обладающие высокой капитализацией - блогер, например. То есть мы имеем обратную капитализму ситуацию, где базовый экономический труд теряет капитализацию, а значит и самого труда в экономике становится меньше. Вместе, это означает декапитализацию самой экономики. Капитализм не работает, а то, что работает, не капитализм.

индустриальный кризис, фазовый переход, теория социализации

Previous post Next post
Up