У
periskop замечательный
документ эпохи о том как делили советский гражданский флот. Делили по предприятиям которым принадлежали корабли территориально. Поэтому в результате раздела флота большая часть кораблей оказалась в республиках, которым они не были нужны, так как совершенно не вписывались в местную независимую экономику. По итогу нужные большой советской экономике корабли превратились в металлом.
Этот небольшой эпизод грандиозного советского распада прекрасно демонстрирует содержание главной советской проблемы - советская экономическая инфраструктура оказалась критически не совместима с политической. Как только советская идеологическая система оказалась в кризисе был неизбежен кризис политический, который моментально пробил экономическую систему насквозь, провоцируя её дробление по политическим границам. Это и определило непреодолимую обреченность СССР.
Причину вижу в проблеме марксистского отношения к базису и надстройке, где экономический базис задаёт содержание социальной надстройки. Я уже писал об этой проблеме в
"Несоответствие надстройки". И тут картина с флотом иллюстрирует, что советская экономика не могла в должной мере изменить характер отношений в республиках, которые получали развитие, но не становились от этого более советскими. Даже наоборот развитие экономики советских республик происходившее в рамках общесоюзной экономики становилось их частным успехом, объективно стимулируя сепаратистские настроения. Советское руководство пыталось компенсировать проблему, подправляя политическую модель в пользу власти партии. Рост партийной монополии только усилил общие недостатки политической модели. Партия погружалась в экономику, добиваясь экономических результатов на местах, но проигрывала повсеместно политику.
Бывшие советские республики до сих пор эксплуатируют инфраструктуру, которую получили в результате применения марксисткой теории, попутно запретив всякий коммунизм. Какая историческая неблагодарность.