Радио полковника Куртца. Передача двадцать девятая. Внутреннее антигосударство.

Jul 30, 2021 14:55

Всякий человек рождается свободным в том смысле, что никакого внутреннего ограничения не имеет в рамках имеющихся физических возможностей. Отсюда часто говорят, что все дети по своим способностям гениальные поэты, художники, музыканты и ученые, но их портит окружающая взрослая обстановка. И это верно, так как за творческим способностями безусловно стоит внутренний хаос, который позволяет человеку видеть то, что другие не видят.

Человек по мере развития свой внутренний хаос гармонизирует, в первую очередь под влиянием общества. Вопрос гармонизации является частью взросления (социализации). При этом гармонизация не является статичной, она регулярно подвергается угрозе базового внутреннего хаоса и внешних обстоятельств социальных угроз. Например, гормональная перестройка человеческого организма неизменно приводит к нарушению существующей гармонии. То есть в хаос в человеке никуда не девается и постоянно существуют под слоем внутренней гармонизации. По аналогии с реликтовым излучением, этот хаос можно назвать реликтовым хаосом.

В нормальной ситуации общественные институты создают достаточно плотный информационный фон, который подавляет влияние реликтового хаоса на индивида. В кризисных ситуациях индивид имеет выбор между разными формами социальной организации, не оставаясь в одиночестве с реликтовым хаосом. Кризис государства резко изменяет влияние социальной атмосферы на индивида, повышая влияние реликтового хаоса, вплоть до самых диких его проявлений.

Фаза Модерна, особенно в формате его развития в виде индустриализма, явила миру новые формы социальных организаций, от классов до многотысячных рабочих коллективов, которые обладали собственной социализацией. Новая социализация объективно входила в противоречие со сложившимся традиционным порядком, что вылилось в исторический революционный цикл.

Результатом этого революционного цикла стало преобразование человека, который утратил традиционную социальную ориентацию, определяемую рождением (кем родился, где родился, у кого родился) на экономическую (кем стал с точки зрения экономической системы). Венцом Модерна стал человек экономический.

Человеческая природа принципиально изменилась, а вместе с ней и проявление реликтового хаоса. Ранее реликтовый хаос, вспыхивая в обществе, опрокидывал его к архаичным формам организации (племя, род, банда), относительно быстро заменяясь новой государственной формой организации. В индустриальной фазе развитого Модерна казалось, что подобное принципиально невозможно по двум причинам:
1) многократно выросшей силе государства;
2) рационализации массового сознания.

Но реликтовый хаос как раз таки нашел способ пользоваться обеими "смертельными" для себя преимуществами.

Сначала реликтовых хаос стал пользоваться методами научного доказательства, упаковывая мистические переживая индивидов. Творческие люди (по определению обладающие повышенной хаотичностью) выносили всё это в массы. Возникал эффект самоидеализации встроенной в национальное строительство. Наибольшего эффекта самоидеализации добились в Германии, в силу развития собственной философской школы идеализма. Самоидеализация охватила всё немецкое общество. После поражения в Первой мировой войне самоидеалисты стали сбиваться в политические организации и как только прусское государство в лице Веймарской республики ослабло, одна из этих групп захватила контроль над государством и, используя силу его аппарата, подчинила себе. Немецкое государство, подчинившись выразителям хаоса, не провалилось к архаическим формам организации, сохранив свою индустриальную структуру. Эта структура предоставила хаосу колоссальные возможности. Хаос, получив возможность пользования чужой формой организации, включил реликтовую свою форму в массах. Избежать этого большинство людей не могли в принципе по причине существования СМИ и экономической самореализации. Если до этого исторического периода хаос носил архаичную человеческую форму реализации, то в индустриальной фазе он получил машинное воплощение стал Хаосом из машины: "нажми на кнопку - получишь результат" (с).

Надо понимать, что в этом случае Хаос получает безграничные возможности, так как если ранее гос. машина была ограничена человеческой этической природой, то теперь её ничто человеческое (в смысле гармонизации) не ограничивает:

"Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных истязаний химеры, именуемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость, до которых дорастают лишь немногие." (с)

Эффективность взаимодействия Хаоса и государственной машины увеличивается, делая заложником этой эффективности общество и государство в обозримой исторической перспективе. Государственная машина начинает возбуждать и использовать реликтовый хаос индивидов, ещё раз повышая свою эффективность особенно в их глазах. Происходит массовое вовлечение людей в ранее запрещенную внутренней этикой деятельность, транслируемое в качестве нового улучшения. Все ресурсы общества и государства направляются на поддержание существования хаос-машины. Человечество в своей истории пережило множество геноцидов, но никогда геноцид не достигал такой эффективности, как в нацистских лагерях смерти, где смерть людей превратили в элемент собственной экономики.

Ликвидировать хаос-машину можно только внешним способом. Прусская государственность была ликвидирована в качестве обязательного условия, гарантирующего от появления в Германии новой хаос-машины.

Современная массовая хаотизация индивидуального сознания является результатом распространения практик экономической стимуляции спроса. В этом смысле проблема общества потребления заметил ещё Маркузе, описывая своего "одномерного человека". Кому как ни ему, бежавшему от германского хаоса, было понимать все опасности продолжения эволюции экономического человека. И если во времена Маркузе технологии продаж эксплуатировали человеческую успешность (гармонизацию), то в эпоху глобального падения эффективности капитала, остаётся эксплуатировать человеческую неуспешность, а значит и реликтовый хаос. При кризисе институтов социализации такая политика даёт моментальный эффект. Умирающий капитал получает вторую жизнь за счет упрощения социализации, ослабления государства и инфантильности экономически активных индивидов. Машинные методы обработки информации при создании политики продаж снова сталкивают нас с хаос-машинами, только не в виде государства, а виде транслируемых капиталом новых смыслов. Социальные сети обеспечивают опознание своих и массовое знакомство целевых групп в любом подключенном к интернету государстве. Возникает внутренняя самоидеализация, через постоянное возбуждение внешним источником реликтового хаоса:

image Click to view



Всякая гармонизация сознания приносится в жертву индивидуальной эффективности с точки зрения потребления. Социализированные ранее люди легко утрачивают всякую социализацию, заменяя её абстрактными общностями (прогрессивные люди, цивилизованное человечество, индивидуальные свободы). Неизбежное при это упрощение сознания приводит к распространению архаики, которая выражается в массовой утрате формы (эклектическая мода). Потребили переходят уже к жизни не в конкретном государстве, а в его СМИ-отражении. Возникает массовая и искренняя в вере иллюзия, питаемая реликтовым хаосом. СМИ остаётся лишь подтверждать правильность иллюзии и вовремя обозначать её врагов.

Хаос в таком машинном исполнении для многих наблюдателей обретает черты порядка. На самом деле это иллюзия, хаос использует гос. машины для самовоспроизводства. Источник его тот же, что и обычно, а мощь всецело определена силой государства, которое подверглось подчинению. Вся управляемость хаоса сводится к распространению через контролируемую систему до её полного краха. Поэтому борьба с машинным хаосом неизбежно оборачивается уничтожением подчиненных ему систем.

Развитие общества в эпоху Модерна привело к сложности его управления. Государственные системы в ответ использовали машинную логику упрощения собственной бюрократии (винтики системы), особенно в этом преуспели в Пруссии, ставшей Германской империей. При этом развитие идеалистической немецкой идеалистической философии привело к внутренней идеализации, как общества, так и государства. Это стало питательной средой для реликтового хаоса. Сейчас реликтовый хаос снова получил своё машинное воплощение через технологии обработки человеческого сознания для повышения его экономического использования. Машина продаж стала хаос-машиной. Политическая борьба автоматически вовлекает хаотизированные потребленинем массы, что мы можем наблюдать в виде массовых, но совершенно бессодержательных протестов (майдан).

Радио полковника Куртца, теория социализации

Previous post Next post
Up