Объективные трудности интеграции

Dec 03, 2019 22:26

Фёдор Александрович Лукьянов комментирует статью Владимир Чернега "Какой будет внешняя политика России в 2030 году"

Чернега: Россия должна будет проводить очень деликатную политику в отношении Белоруссии, проявляя максимальное уважение к ее суверенитету. Ей придется и далее щедро субсидировать белорусскую экономику, поскольку иной альтернативы для сохранения «дружбы» между двумя странами не существует.

Лукьянов: Беларусь нужно вовлекать своим рынком и его возможностями, тем более, их немало. И очень хорошо, что замечен вес РБ во внешней торговлей с РФ, да, мы на четвертом месте, а это, на минуточку, больше, чем вся Африка или Индия. Это, кстати, может иногда объяснять нервозность части российских СМИ или стоящих за ними элит, которым это, видимо, не очень нравится или они хотели бы отжать для себя какой-нибудь лакомый кусочек в Белоруссии, а то, что это прикрывается ура-патриотической риторикой, не должно никого вводить в заблуждение. Только в Беларуси тоже не дураки живут. Нужно договариваться, но договариваться по-людски.

Проблема Чернеги заключается в том, что он предлагает России дотировать белорусский суверенитет.Но, как показывает ситуация с Украиной, такая политика не гарантирует сохранение ни белорусского суверенитета, ни дружественной России политики. Если суверенитетом начинают торговать, то его могут продать даже за виллу под Парижем. И поступаться суверенитетом можно только в одну сторону. Учитывая положение Белоруссии, бег на Запад лишает её суверенитета полностью.

Лукьянов не учитывает, что эта экономическая модель по вовлечению Белоруссии в русский рынок уже себя исчерпала вместе с кризисом глобализма. О чём свидетельствует и кризис самой модели белорусской экономики, и попытки Лукашенко кредитоваться на Западе или в Китае. Россия и Белоруссия сильно качественно отличаются, чтобы "договариваться по-людски". У Белоруссии нет позиций для равноправного обмена (кроме себя самой) в рамках интеграции. Нет сопоставимых с русскими субъектов экономической деятельности. Лукашенко в силу своих природных способностей не смог превратить Белоруссию в государство-корпорацию. Белорусские элиты всё такие экономические, то есть живущие в логике кормления. В таком виде их никто не будет рассматривать как равных соперников в российском управляющем слое. Своих таких же хватает. Зачем этим какие-то особые условия? И тут дело не в элитном снобизме, а в принципиально разном взгляде на жизнь. Поэтому для русских интеграция приемлема только в форме поглощения.

Путин и Медведев по образованию юристы, поэтому предпочитают в белорусском случае юридические методы. С их подачи интеграция начинается с создания общего юридического пространства, которое будет фактически включать Белоруссию в область русской правовой системы. В ином случае Белоруссии грозит резкое ухудшение экономической обстановки. То самое прекращение дотирования белорусского суверенитета. И здесь следует вспомнить, что Лукашенко в своё время раздавал много обязующих обещаний например, про признание Абхазии и Южной Осетии. Лукашенко успешно наживался на украинском кризисе, понимая его чувствительность для российской политической элиты. Мог бы это прикрыть посреднической миссией, но она ему явно не удалась. То ли в силу отсутствия реального желания, то ли в силу способностей. В любом случае эта ситуация не способствует пониманию белорусских элитных интересов. И Лукашенко на этом фоне своей суетливостью только ухудшает белорусскую позицию. Обладай он более технологичной корпоративной логикой, пространство маневра было бы у него шире.

Россия, Белоруссия

Previous post Next post
Up