Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи.
Томас Карлейль.
Революционные гражданские войны являются хорошим прмером идеологических. Революция возникает в качестве вызова существующей системе ценностей. Настаивая на отказе от действующих ценностей, революционеры ломают устоявшуюся картину мира. В кризисный период общество начинает постоянно воспроизводить революционеров, которые при достижении определенной местными условиями численности становятся контрэлитой, провоцируя элитный раскол и гражданскую войну. Возникает революционный цикл, который описал Карлейль. В полностью законченном виде он выглядит так: революцию задумывают романтики, осуществляют идеалисты, реконструируют государство прагматики, после чего наступает реабилитация проигравшей стороны. Часто реабилитация принимает форму реставрации. Формально всё может выглядеть возвращением к дореволюционным временам, но на самом деле революционные изменения социально-экономической системы невозможно повернуть вспять. Революционный цикл может быть завершен только примирением сторон. Этого требует логика общественного согласия. Поэтому прагматики всегда обращаются в конце революционного цикла к реабилитации проигравших, что выглядит, как контреволюция и особый цинизм, дополнительно в этот момент выбивают совсем неисправимых романтиков.
Правильная революционная война ведется между новым (будущим) социальным порядком и старым.
После успеха революции начинается реконструкция преобразующая социально-экономическую систему в соответствии с представлениями революционеров. На этом этапе происходит неизбежная трансформация новой революционной элиты, место романтиков занимают прагматики. Зачастую, это могут быть одни и те же люди, реальный опыт использования собственных идеалов заставляет меняться в более прагматичную сторону. Люди дела побеждают людей идеи. В этот момент часто говорят, что «революция ест своих детей».
Но бывают такие революционные войны, когда гражданская война ведетсямежду революционерам, а не против сторонников старого порядка. Такая война удлиняет революционный цикл, потому что после реконструкции нужно реабилитировать две проигравшие стороны: альтернативную революционную и старорежимную. Повышается значение идейного фактора, так как противостоят друг другу разные версии будущего. Растёт идеологическое ожесточение, провоцирующее террор. Террор в свою очередь значительно повышает информационные, демографические и экономические издержки войны.
Гражданская война в России была именно такой войной. Большевики и Белое движение противостояли по поводу разного будущего страны, представляя разные виды революционеров. В трудной борьбе победил идеализм большевиков. Эта победа определила вид русского революционного цикла. Сначал началась идеалистическая реконструкция: СССР был спроектирован как союз коммунистических наций в ожидании будущей коммунистической революции, устранены представители проигравших классов, борьба с религией, создание влиятельных органов распространения мирового коммунизма, идеализация Ленина и консервация философской базы. Но реальность заставила революционную элиту обратиться к прагматизму. После чего начинается настоящая реконструкция - индустриализация. Она в свою очередь привела к новому внутреннему конфликту, между идеалистами и прагматиками (репрессии 30-ых годов). Победили прагматики во главе со Сталиным. Сталин даже успел начать реабилитацию (погоны в армии, правильные цари). Но после его смерти в результате бюрократической борьбы случился реванш идеалистов - ХХ съезд партии. Мир идей снова победил мир вещей. Революционный цикл не был завершен. Из-за чего продолжилась идеологическая инерция, а партия продолжила заниматься экономикой. СССР сильно отставал в экономических возможностях противнику, которые усугублялись идеологическим подходами в хозяйствовании и идейным застоем (марксизм-ленинизм). Поражение в Холодной войне стало неизбежным. Брежневский прагматизм был ответом на идеалистические перекосы, но эта вынужденная мера уже не имела решающего значения. Поэтому неизбежный кризис 80-ых в СССР снова привел к торжеству идеалистов. Горбачев и его соратники - дети ХХ съезда и с кризисом они боролись чисто идеалистическими методами (антиалкогольная программа). Естественно, они никак не могли спасти страну от кризиса, что и привело к распаду СССР. При этом идеалисты никуда из элиты не делись, они лишь отказались от одной успешной идеи (коммунизма) в пользу другой (рыночного либерализма). Представители бывшей советской элиты верят в «невидимую руку рынка» также неистово, как их предки в коммунизм (Гайдар). При этом в «перестройку» никакой контрреволюции не было, просто часть идеалистов решила переиграть проигранную гражданскую, заклеймив позором уже большевиков. Революционный цикл в России все никак не заканчивается, генерируя противостояние в обществе условных красных и белых между собой и новой прагматичной постсоветской элитой.
Крах СССР большинством элит был воспринят, как поражение идеалистов, что привело к трансформации послесоветских элит в прагматичную сторону. Такая трансформация произошла в большинстве республик кроме Прибалтики, Молдавии и Украины. В этих странах элиты остаются на идеалистических позициях, только вместо марксизма-ленинизма европейские ценности. Это хорошо видно по идеологическому отношению к экономике. Оба украинских майдана были бунтами идеалистов против местных прагматиков. Чем в основном пользуются идеалистичные прагматики. Характерный пример нынешнее украинское руководство. Это уже не идеалисты, а идеалистичные прагматики, которые используют идейное превосходство в своих целях. Недостаточный уровень радикализма диктует их идеологический дрейф от европейских ценностей к Бандере. Это неотвратимый процесс. Украина остаётся в этом смысле последней советской республикой, где всё еще пытаются идеями победить мир вещей (декоммунизация).
Идеологические особенности гражданской войны привели к высокому влиянию идеализма на русский революционный цикл. Это цикл не завершен и поныне. В этом смысле противостояние между Украиной и Россией носит объективный характер. Независимая Украина возникла в результате Русской революции, и является частью революционного цикла. Прежде всего, в силу советского идеалистического наследия в самой Украине. Отсюда и регулярное обращение украинских элит к России (Геть вiд Москви!). США используют этот механизм для влияния на Россию, которая не может игнорировать незавершенность своего революционного цикла. Влияние Прибалтики в этом смысле несравнимо слабее.