Радио полковника Куртца. Передача шестнадцатая.
Обобществленный труд.
Время от времени мне попадаются проекты возрождения СССР в будущем. Основным мотивом подобных проектов является не желание восстановить СССР как таковой, а найти утраченную вместе с Союзом мечту о светлом будущем. Упрощая, эти проекты можно привести к поискам будущего. Обязательным для подобных проектов является развитая космическая составляющая.
Меня в подобных проектах всегда интересует социально-экономическая база космического будущего. Чаще всего она сводится к повторению советской модели, в качестве редких альтернатив предлагаются явные утопии.
В этом случае мы можем наблюдать очередное проявление фазового барьера, который отправляет нас в поиске будущего в прошлое (СССР). Безотносительно советских недостатков подход с восстановлением СССР не имеет перспектив, так как направлен в прошлое. СССР в своём совершенном виде не смог преодолеть барьер, копия тем более не сможет. Для обретения будущего и космических полётов следует пройти через непреодоленные Союзом препятствия. Лежат они не в области целееустремлений элиты, как принято сейчас предполагать, а в области экономики, как основы хозяйственной деятельности человека. Космическое будущее должно обрести принципиально иной тип социально-экономических отношений. В поиске альтернатив естественно отталкивать от существующего опыта.
На этот момент человечество использовало два принципиально разных типа экономики: свободный, который чаще всего называют рыночным и плановый. Основным недостатком свободной экономики является эгоизм производителей. Выражается он в том, что производитель волен распоряжаться прибавочным продуктом по своему усмотрению. Наиболее известное выражение этого принципа - священное право частной собственности. Между тем большая часть продуктов создаётся в рамках условий созданных государством. Производитель, пользуясь созданными государством возможностями, имеет право игнорировать интересы общества при решении об использовании прибавочного продукта. Такой подход получил своё утверждение в концепции государства-сторожа, стоящего на охране интересов основных производителей. При этом подходе государство становится выразителем эгоизма немногих производителей. Что противоречит аристотелевому государству, как общему делу, да общественной составляющей любого сложного продукта. Телега ставится впереди лошади. Максимальное воплощение эгоизма производителей приводит к очевидному перекосу государственных интересов и как следствие к системному кризису.
Государство, учитывая эгоизм производителей, прибегает к изъятию части прибавочного продукта в виде налогов. Система налогообложения является универсальным средством ограничения эгоизма производителей свободной экономики. Как это действует можно наблюдать даже на примере теневой экономики, которой занимался знаменитый Аль Капоне.
Кроме эгоизма производителей свободная экономика сталкивается с проблемой финансового паразита - воспроизводством денег без продукта. Никаких эффективных средств для борьбы с ним нет. Столкнувшись с ним на заре государственной деятельности («золотой телец»), человечество ограничивает его с помощью религиозного запрета (ислам). Финансовый паразит подменяет реальную экономику, заменяя её финансовым механизмом обслуживания.
Всего банковских кредитов в реальном и финансовом секторах в США (% от ВВП), 1952-2007 г.г.
Проблема финансового паразита усугубляется эгоизмом производителей, которые прибегают к исключительно финансовым инструментам обогащения. В результате развития финансового паразита экономическая система приобретает виртуальный характер, руководствуясь не требованиями реальной экономики, а интересами финансового паразита («золотого тельца»). В результате экономическая система приходит непреодолимому несоответствию финансовых требований и реальным возможностям. Наступает системный кризис возвращающий экономику к реальности. Потери от кризиса настолько велики, что оставляют неизгладимое впечатление, отображаемое в мифологии и религии.
Естественной реакцией на недостатки свободной экономики стало желание преодолеть эгоизм производителей за счет жесткого регулирования. Государственный регулятор в этом деле безальтернативен. Возникает плановая экономика. Эгоизм производителей заменяют директивы чиновников. Вместо налоговой системы в свободной экономике бюрократический эгоизм ограничивает партийный контроль. Главной проблемой плановой экономики является её бюрократический характер. Главным мотивом экономической деятельности становится достижение плановых показателей. Но даже лучшие планы никогда не могут стать идеальными, так как их реализация сталкивается с природной неопределенностью. Подобный эффект можно наблюдать при любой сложной проектной деятельности. Безотносительно естественных ошибок исполнителей, реализация проекта сталкивается с непредвиденными трудностями. В плановой экономике возникает непреодолимая проблема ответной реакции. С учетом длительности циклов реализации, реагирование происходит с большим запаздыванием. Постепенно такое запаздывание накапливается в экономической системе. Запаздывание приводит к перерасходу ресурсов.
Плановая экономика тоже содержит в себе элемент виртуализации экономики, возникающий из-за необходимости позитивной отчетности обычно в виде перевыполнения плана (102 %). Привыкание к успешной отчетности приводит к массовой имитации успешной экономической деятельности. В результате чего несоответствие планов реальности многократно усиливается. В 80-ые годы 20-го века в СССР проблема рассогласования с реальностью привела к необходимости введения элементов свободной экономики (рыночных механизмов). Такой подход призван был исправить созданные плановой экономикой перекосы. Однако проблема не была решена. Экономический кризис погубил СССР. Полагаю, что проблема в инертности экономических систем, проявление факторов запаздывает из-за чего их корректировка тоже. Поэтому в случае системных кризисов мы можем наблюдать хроническое запаздывание системы управления в борьбе с кризисными явлениями. Это приводит к развилке вариантов: сдерживания кризисных проявлений (борьба со следствиями) или катастрофическое упрощение системы, освобождающее базовый ресурс для нового роста. При этом катастрофическое упрощение иногда находит новый базовый ресурс, переводя новую систему на более высокий качественный уровень (революция). Пока нет никаких свидетельств о возможности эволюционного приобретения нового базового ресурса.
Дополнительным отрицательным моментом плановой экономики является повышение управленческой нагрузки на государственный аппарат. Объективные недостатки плановой экономики не дают ей значительного преимущества над свободной. Смешанный тип экономики содержит недостатки обоих типов. Поэтому он не может рассматриваться в качестве альтернативы.
Естественный спутник плановой экономики:
Европейская счетная палата опубликовала данные о том, что из бюджета ЕС по ошибке «утекли» семь миллиардов евро. Всего расходы ЕС в прошлом году составили 148,5 млрд., то есть 4,7% из этих средств были потрачены нецелевым способом. Больше всего переплат случилось в транспортной и энергетической сферах (по 6,9%), а также в сельском хозяйстве (6,7%). Плановая экономика является результатом обобществления средств производства, что в свою очередь являлось способом ликвидации эгоизма производителей. В результате принципиальной невозможности учета интересов всех участников производство обобществленные средства производства переходят под контроль государства. А управляющие ими чиновники новым господствующим классом. Задача борьбы с принципиальными недостатками свободной экономики оказываются принципиально неразрешимыми.
Управляемый (плановый) тип экономики диктуется не только проблемой эгоизма производителей, но и усложнением экономических систем. По мере увеличения сложности степень государственного участия растет свободный тип эволюционирует к смешанному. В результате в конце индустриального периода человеческая цивилизация пришла к исчерпанию традиционных экономических стратегий.
Полагаю, что выход из этого положения лежит за пределами чисто экономических подходов.
По мере развития человечество осваивает ресурсы в определенной последовательности: сначала всё, что бегало и росло; на следующем этапе плодородные почвы; далее все, что было под землей. В 60-ые годы 20-го века на фоне понимания конечности минеральных ресурсов следующим этапом обозначили космос. Отголоски этого обозначения стали одним из оснований данного опуса. Космос слишком сложен, чтобы стать заменой минеральных ресурсов. Ресурсная последовательность имеет внутренний вектор. Полагаю, следующий (послеиндустриальный) экономический уклад будет базироваться на использовании человеческого ресурса. Трудовая деятельность современного человека в подавляющем большинстве не социализирована. Большинство работы носит принудительный характер, престиж рабочих специальностей определяется по принципу, как можно меньше работать и как можно больше получать при этом. Естественная ситуация для несоциализированного труда. В СССР предпринимались попытки социализировать труд, но они носили исключительно идеологический и несистемный характер. Ответная десоциализация труда до сих пор сказывается на общественных настроениях постсоветских стран. Между тем любой труд произведенный в рамках общества имеет социальное значение, как для общества, так и для индивида. Некоторые социально значимые виды работ обретают особую форму престижа, писатель - совесть нации, например. Может ли быть уборщица совестью нации? Нет. Её труд не престижен. Проблема в разделении труда на социально значимый и остальной. При этом без труда уборщицы трудовые возможности многих писателей окажутся значительно скромнее. Впрочем, сам факт произведенной в социуме работы делает её социальной.
Социализация работы приводит к смещению акцента от её физического значения в пользу социального. На индивидуальном уровне это требует настоящей революции сознания добавляющей к сознанию устойчивое понимание своего места в обществе. Сейчас этот уровень случаен, либо вообще отсутствует. Но даже при таком слабом восприятии необходимости мы-уровня периодическое его проецирование СМИ в индивидуальное сознание даёт заметные результаты. Характерный пример показывает современная Украина, где предельно фрагментированное общество обрело за счет постоянной трансляции СМИ неожиданную общность. Проблема добавления нового уровня в базовых индивидуальных представлениях. Потребительское общество базируется на утверждении индивидуализма, как способа стимулирования продаж. Для того, чтобы убедится в этом достаточно посмотреть рекламу массовых товаров. Поэтому СМИ поддержка общности не даёт длительного эффекта. Кроме того повестка дня СМИ переменчива. Сегодня «все мы грузины», а завтра «все мы угнетаемые геи». Тогда как общество, к которому относится индивид относительно постоянное и требует соответствующего обозначения в сознании. Переменчивость в массовом сознании свидетельство глубокой фрагментации общества и низкой социализации. Соответственно в таком обществе нельзя говорить о высокой доле социальной работы.
Современный труд мотивируется эгоистичным интересом распределения общественного продукта. В этом отношении труд олигарха или дворника отличается лишь возможностями по присвоению общественного продукта. Для олигарха присвоенная часть велика, для дворника минимальна. Обобществленный труд выполняется с целью индивидуальной реализации общественного запроса. Мотивацией обобществленного труда является эффективная реализация общественного интереса с помощью самого труда, а не количество присвоенного общественного продукта по итогу. Человек живет, чтобы работать, а не работает чтобы жить. Исчезает проблема внешней мотивации к труду через страх. Обобществленный труд требует внутренней мотивации. Любая трудовая деятельность приобретает осознанный характер. Совершенствование трудовых навыков получает как путь к более высокой самореализации. Свободный характер обобществленного труда придаёт ему творческое начало. Резко вырастает значение коммуникационных навыков для самореализации. Необходимым условием высокой производительности становится умение работать в коллективах, на минимальном уровне в деятельных двойках и тройках. Любые сложные виды деятельности основываются на использовании социальных двигателей, а не случайных слабосвязанных коллективов. Индивидуальная подготовка происходит в социальных реакторах. Базовое обучение обобществленного труда смещает акцент от передачи абстрактных знаний в сторону воспитания, социальных навыков, системного мировосприятия. Знание теряет свою абстрактную форму и становится конкретным ресурсом индивидуального развития. По мере перехода к массовому обобществленному труду социальный ландшафт меняется. Бесконечный индивидуальный запрос на совершенствование приводит к появлению общества познания. В экономическом смысле резко снижается влияние эгоизма производителей. Основную часть их эгоизма поглощает творчество. У государства исчезает необходимость в борьбе с эгоизмом производителей. Государство сосредотачивается на проектной утилизации обобществленного труда. Товарное насыщение происходит естественным образом, как реализация индивидуального запроса на труд товаропроизводителей. Снижаются ресурсные затраты, так как нет необходимости в постоянном опережающем насыщении товарной массы. Массовый однотипный товар исчезает. Вместо него товарное индивидуальное творчество. Мне могут возразить, что описываю утопию, но уже сейчас есть примеры подобных товаров. Пока их выпуск остаётся на уровне кустарного производства, но их производители, как минимум реализовали себя экономически. В изменившемся обществе подобным образом будут производится не предметы домашнего декора, а пылесосы и прочая массовая потребительская техника.
Примером обобществленного труда является волонтерская деятельность. Она изначально направлена именно на социально востребованный труд, а не индивидуальную деятельность с целью присвоения части общественного продукта. Волонтерская деятельность получает позитивную оценку в обществе. То, что она не выходит за рамки специфических условий определено господством традиционных социально-экономических отношений базирующихся на эгоистической мотивации труда я-уровня.
Военная деятельность тоже представляет пример обобществленного труда. Внешняя угроза становится источником преодоления индивидуального эгоизма, жесткие правила подчинения общему делу снижают индивидуальное сопротивление. Почему же тогда демонстрируемая войной эффективность трудовой деятельности не распространилась на мирное время? Война является нежелательным состоянием общества в силу прямой опасности и ограничения индивидуального эгоизма. Двойной дискомфорт. На ранних этапах можно наблюдать воодушевление войной вызванное идеологическими методами его преодоления, использующимися для военной мотивации. Мотивация обобществленного труда военного времени носит прежде внешний характер (угроза и идеология). Для нашего же случая необходимо коренное изменение сознания для возникновения постоянной внутренней мотивации. Но сама война как явление резкого преодоления внутреннего эгоизма, безусловно, является источником такого перехода. В индустриальном обществе с его упором на товарном производстве такой переход невозможен. По мере своего развития индустриальное общество упирается в тупик общества потребления с неизбежной атомизацией сознания рядовых потребителей. Обобществление труда может произойти как альтернатива кризису атомизированного общества потребителей. Военные конфликты разрушающего глобального миропорядка предоставят массу поводов для возникновения переходных общественных моделей, возникающих как способ выживания. Вопрос лишь в должном научном и идеологическом сопровождении этих процессов.
Обобществление труда может осуществиться в рамках религиозной деятельности. Характерный пример иезуитские колонии в Парагвае. Но общий успех гарантирует не только обобществление труда как таковое, но и создание поддерживающих его технологий. Догматизм характерный для религии будет препятствовать такому технологическому развитию. Поэтому обобществленный труд на религиозной основе получает форму одноресурсного социального двигателя. Тогда как в нашем случае необходимо регулярная поставка ресурсов - новых форм самоорганизации и мотивации. Социальная система общества обобществленного труда подвижна. Социальный лифт работает в обоих направлениях. Большое значение приобретает психология, от которой необходимы как мотивационные, так и реабилитационные технологии. Собственно в этом обществе наибольшее по сравнению с нынешним уровнём приобретут гуманитарные науки. Возвращаясь к религии, допускаю, что триггером процесса обобществления труда она может быть, но развитие процесса будет происходить уже в светских условиях.
Разрешение нынешнего цивилизационного и экономического кризисов лежит вне рамок традиционных подходов за счет привлечения внешних ресурсов. Ресурсом принципиально новой эпохи является сам человек, а точнее его труд, как осознанная необходимость, а не как средство выживания или присвоения общественного продукта. Переход к такому виду деятельности требует коренного изменения основ социально-экономических отношений, цели и характера обучения. Решится проблема эгоизма производителей и бюрократизма плановой экономики. Освоение космического пространства станет самым эффективным способом утилизации трудового творчества масс.