Худомирие

Sep 25, 2014 11:20

Худомирие

Буднично и незаметно Украина дошло до своего «Хасавюрта». Не думал, что это произойдёт так быстро.

По поводу минского переговорного процесса сломано немало информационных копий. Вне зависимости от симпатий переговоры вызвали бурю эмоций и военно-аналитических статей. Между тем объективным содержанием подобных переговоров является невозможность одной из сторон вести войну. Под Иловайском закончился план военного подчинения Донбасса. По линии соприкосновения сторон решено провести новую границу, отделяющую защитников демократии и европейских ценностей от варваров и сепаратистов. Очередное невыносимое поражение в этом году. Нежелание признавать объективную реальность так велико, что в Минск отправили представлять Киев государственного пенсионера Кучму. Сам переговорный процесс предельно затянут и непрозрачен. Сделано это в надежде на счастливый случай, который внезапно изменит проклятие обстоятельств. Здесь наблюдается прежний рефлекс украинских элит по переносу внутренних проблем вовне. Ах, если бы не Путен. Продолжается бегство от критического самоанализа, что только способствует появлению новых ошибок в рамках стратегии «бесконечного ужаса».

Дорога в Минск была невероятно быстрой. Спровоцированное крымским отделением и внутренними комплексами правительство решило повоевать за Донбасс. Показать, что есть ещё порох в пороховницах. Развёртывание военной операции затянулось. Никто не хотел умирать, а немногие хотевшие долго не достигали боеготовности. Медленное развертывание использовал противник, консолидирующий свои силы в ключевых позициях. Война на Донбассе стала войной вокруг узлов. Главным критическим фактором было время. Правительство имело подавляющее преимущество в численности, огневой мощи и организации. Но как всем этим распорядились? Сначала долго блокировали Славянск. Потом границу с Россией. Отступление одних из самых боеспособных частей повстанцев из Славянска обернулся провалом блокады вдоль границы. После решили смыть неприятность первых окружений решительным овладением Донецком и Луганском в операциях на окружение. Продвижение методом поиска слабо защищенных позиций привело к провисанию флангов и потере времени на решающем направлении. Ситуация борьбы за границу повторилась, но куда в большем масштабе. Замечу, что стиль военных действий оставался неизменным, что во время блокирования границы, что во время окружения Донецка и Луганска. Вновь можно наблюдать характерную почему-то для украинской элиты прямолинейность. Это распространяется не только на войну, но и на экономику. За всё время после свержения Януковича власти не предприняли ни одного шага выходящего за рамки логики правительства Януковича-Азарова. Всё те же валютные ограничения, повышение налогов, стокгольмский арбитраж вокруг газового контракта, строительство очередного терминала СПГ, биоотпливо…. То есть предпринимаются очевидные еще год, два назад шаги. Но если они привели к краху Януковича, почему у вас будет иной результат? Складывается впечатление о фатальном характере украинского управления.

Прямолинейная трактовка войны привела к закономерному результату. И опять же никакой работы над ошибками не наблюдается. Дайте танков побольше, душите санкциями сильнее.
Фиксируемая в Минске позиция сторон не является стабильной. Обе стороны будут стремиться нарушить её всеми силами. Только объективные обстоятельства, сложившиеся на этот момент удерживают перемирие. Украина исчерпала ресурс войны, повстанцы не имеют возможности, прежде всего организационной для ведения масштабных операций. Перерезанный линией фронта Донбасс потерял свою экономическую эффективность, так как он работал как единый комплекс. Для Украины это означает утрату одного из важнейших источников валютной выручки. Повстанцы оказываются перед необходимостью смены экономической модели. Прежнего Донбасса уже больше нет. Поэтому являются неубедительными рассуждения о ахметовской империи на основе донецкого правительства. Коммерческая структура Ахметов сгладывалась в рамках единой Украины. Несостоятельными оказываются и надежды остальных олигархов на подчинение донбасских предприятий. Элитная конкуренция усиливается. В этом смысле минские договорённости не снимают проблему системного политического кризиса, а только его усиливают, одинаково ослабляя олигархические команды.

Хорошей иллюстрацией подобного ослабления являются предстоящие выборы в парламент. На фоне отказа от участия в выборах представителей элит, бывших на подъеме при Януковиче, правительство соблазнилось созданием наконец-то «патриотического парламента» состоящего исключительно из своих. Украина получит такой парламент впервые. Полагаю, что питающие надежды на успех сего мероприятия глубоко ошибаются. Оставленные без представительства элиты будут всё быстрее консолидироваться в контрэлиту, стимулируя антиправительственный процесс. Такой одномерный парламент есть продолжение одномерной экономической и военной политики. Мы вновь сталкиваемся всё с той же «логикой», что привела Киев к военному поражению на Донбассе. Замечу, что немалую роль в этом играет тотальный контроль над информационным пространством, к которому прибегли по мере усиления кризиса. Информационная повестка дня лишена каких бы то ни было альтернатив. Регулярные атаки на «Вести» тому характерный пример. В таком режиме создаются благоприятные условия для самообмана не только обывателей, но властвующих элит. Чревато это всё большей потерей адекватности.

Украинская элита оказалась перед лицом углубления политического кризиса, но вместо поиска путей его преодоления она занимается продлением текущего состояния. Поэтому никакая «заморозка» в Минске невозможна в принципе. Это лишь очередной неизбежный этап падения. А любителям устойчивых линий я советую обратиться к историческому опыту, он даёт немало примеров для размышлений.

Украина

Previous post Next post
Up