Радио полковника Куртца. Передача пятнадцатая. Манипулируемые сознания

Aug 11, 2014 16:39

Радио полковника Куртца. Передача пятнадцатая.

Манипулируемые сознания.

Мне часто попадаются тексты о манипулировании сознанием, реже попадаются люди уверенные, что мир находится под управлением «мирового правительства». Тексты о манипуляции сознанием такие люди рассматривают в качестве безусловного подтверждения своего представления о масштабе манипуляций.

Манипулирование сознанием масс, безусловно, присутствует. Рассматривающие феномен манипулирования наблюдатели делают основной акцент на технической стороне вопроса, обращая своё основное внимание на манипулятор. Совершенство манипулятора имеет большое значение, но его тень затмевает, то без чего манипулятор не может эффективно обходится - манипулируемую массу. Между тем между манипулятором и массой присутствует взимная связь.

Касаясь типологии мышления, Переслегин в книге «Опасная бритва Оккама» после характеристики типов пишет:

«Все перечисленные выше типы мышления и соответствующие образы жизни (трудящиеся, мыслящие, развивающиеся, свободные) составляют, наверное, около 10% населения, причем этот показатель неуклонно падает. А что же все остальные?
Все остальные - это люди, неспособные ни поддерживать определенный тип мышления, ни тем более управлять переходами между типами. Их мышление случайно по своему содержанию, эклектично по форме, не обладает предсказательной силой, не способно к развитию. Собственно, оно и мышлением не является: в современных социальных моделях такие люди названы немыслящим большинством. Люди с пятью «не»: не трудящиеся, не понимающие, не развивающиеся, не «прикалывающиеся», даже не живущие. Средний класс по-европейски, менеджеры (в том значении слова, которое используется как ругательство), офисный планктон.»

Еще раньше об этом феномене общества потребления писал Маркузе в «Одномерном человеке».

Развитие индустриального общества привело к такой плотности информации, что её регулярная обработка необходимая для создания адекватной картины мира требует постоянной и затратной работы. Вместо этого легко можно воспользоваться услугами массы трактователей, экспертов, знающих людей создающих легко усваиваемые смысловые конструкции - информационный фастфуд. Информационный фастфуд имеет подавляющее преимущество, так как легко усваивается нетребовательными пользователями и легко создаётся. Для его воссоздания достаточно таких же нетребовательных потребителей под контролем небольшого числа старших товарищей, определяющих повестку дня. Поэтому нет ничего удивительного в падении профессионализма деятелей СМИ. Потребителю частности совершенно неинтересны, главное, чтобы картина мира оставалась устойчивой. Совмещение технических возможностей по доступу к информации, по упрощению форм восприятия, создало условия для стремительного распространения - недумающего большинства. Наблюдя этот феномен у студентов, преподаватели назвали его тягой к безмыслию.

Определить представителя недумающего большинства легко - во время диалога он воспроизводит исключительно мемы (устойчивые информационные конструкции). Беседа представителей большинства сводится к обмену мемами. Они не могут вести разговоры на абстрактные темы, а попытки ведения подобных разговоров превращается в генерирование бессвязной речи («такое впечатление, что вы бредите»). Попытка вопросом вывести беседу за пределы мемов заканчивается агрессией чаще в виде еще более простых мемов на уровне лозунгов. Практикующие самостоятельное мышление даже, имея отличные взгляды на жизнь, могут легко найти общий язык, так как не связаны мем-ограничением. Большинство же общается исключительно в пространстве мемов.

Подавляющая часть деятелей информационного пространства занята созданием мемов. Чем более удачные, с точки зрения потребителей, мемы тем популярнее их источник. Наиболее успешные мемоделы (Резун-Суворов, Кучеренко-Калашников) создают целые вселенные и становятся объектами культа. Скатывание в меминдустрию - одна из самых распространенных проблем успешной публицистики.

Немыслящее большинство создаёт постоянный запрос на мемы. Его едва удаётся удовлетворять. При этом действительность в последнее время начала претерпевать неожиданные изменения. От чего мем индустрия периодически теряет свою тотальную монополию на истину, что к общей радости большинства не производит критического изменения, так как немышление в привычных образах заменяется пусть и противоположными по содержанию, но такими же мемами, сохраняя подавляющее господство мем индустрии в информационном пространстве.
Плотность и разнообразие мемов таково, что они охватывают подавляющее большинство пользовательских запросов, распространяя практику немышения на все возрастные группы, классы и профессии.

Одной из разновидностей мемов является доктринёрство - поддержание носителем какой-либо доктрины выдаваемой за универсальное учение. Доктринёрство проникло в научные круги и позволяет там успешно конкурировать представителям немыслящего большинства. Подобная эволюция постигла большинство политических СМИ, которые ранее претендовали на «независимую позицию». Вместо доктринёрства они стали жертвами идеологической пропаганды. Проблема пропаганды для них вовсе не в том, что она искажает действительность, а в эффекте привыкания к простому как у пользователей, так и у создателя информации.

Помимо прямых заинтересованных участников манипуляций есть масса добровольных помощников, которые, представляя типичных потребителей, снимают защитные барьеры некоторых недоверчивых потребителей. Зачатую, перед той или иной масштабной информационной акцией эти добрвольцы занимаются массовой предустановкой информационных конструкций призванных бороться с альтернативными необходимой картинами мира. Мне всякий раз забавно наблюдать, как эти закладки начинаю работать, искажая пользователя до противоестественной позиции. При этом уровень развития предустановщика может быть отличным от объекта предустановки.

Манипулируемые массы есть результат развития индустриального общества потребления, когда с одной стороны усовершенствовались способы воздействия на массовое сознание и инструменты воздействия, а с другой появился всё возрастающий запрос масс на информационный фастфуд позволяющий пребывать в комфортном состоянии немышления. В результате такой экономии усилий общество становится индивидуально несвободным, склонным к массовым фобиям и критическим упрощениям. При этом надеется на создание и быстрое распространение альтернатив не приходится. В лучшем случае они станут добычей доктринёров. Постепенно информационное пространство исчерпает свою сложность на столько, что не сможет удовлетворять запрос на объяснение. И мы столкнёмся с резким запросом на новые идентичности, пророков и философов. Кто-то из них окажется героями.

индустриальный кризис, цивилизация, информационная война, индустриальная цивилизация, Радио полковника Куртца

Previous post Next post
Up