Валдайская речь Путина и проблема русской идентичности в России.
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!Слушая речь Путина на заседании клуба «Валдай», я был немало удивлён двумя моментами. Первый, Путин много говорил об идентичности и её значении. Второй, говоря о России, он использовал формулировку государства-цивилизации. Обычно публичные политики избегают применять такие нетрадиционные формулировки. Их очень трудно «продать» обывателю. Достаточно произнести словосочетание цивилизационная идентичность, чтобы понять его низкий политический потенциал. Это словосочетание могут взять на вооружение строгие жены, периодически проверяющие степень опьянения задержавшегося на работе супруга. Нормальным местом применения подобных формулировок являются всевозможные аналитические, политологические и философские ресурсы. Но в последние годы, примерно со времени начала мирового кризиса, подобные темы перестали их занимать. Кризисная повестка дня стала подавляюще однообразной и сводится к обсуждению текущей политической обстановки и провозглашению очередного «конца света (падения режима, краха экономики, распада России…)». Мне трудно понять это изменение, ведь кризис привычного мироздания даёт прекрасный повод для реализации альтернативных концепций. Тем более удивительно, обращения первого лица государства к таким темам как идентичность и цивилизация. Иногда, правда бывает, что речеписцы включают подобные слова для придания речи оригинальности и некой изысканности. Но в нашем случае, Путин подробно останавливается на значении идентичности и её особенностях, связывая актуальную на этот момент русскую идентичность с историческим опытом, с уникальной цивилизацией. Такое публичное внимание к непростым понятиям демонстрирует высокую степень озабоченности проблемой русской цивилизационной идентичности.
Идентичность необходимый элемент позиционирования индивида в обществе. Она позволяет связывать индивидуальность с обществом, обосновывает общественно-полезную деятельность. Идентичность связывает человека с общественным опытом (историей), тем самым придавая его деятельности направление в будущее. При этом следует отметить, что более высокие уровни идентичности, выходящие за рамки локальных социальных систем (семья, трудовой коллектив) позволяют расширять социальный ресурс человека. Это делает наиболее эффективными цивилизационные идентичности. Поэтому в рамках исторического прогресса уникальные цивилизации становятся его вершиной. Цивилизационная идентичность выходит за рамки этнической, религиозной, географической, политической. Замечу, что национальная идентичность тоже преодолевает эти рамки, но она прямо связана с индустриальным способом производства. А так как он сейчас переживает системный кризис правильнее обратиться именно к цивилизационной идентичности не связанной экономическими ограничениями. Именно о цивилизационной идентичности говорит Путин, настаивая на преодолении политико-идеологических барьеров:
Нам всем: и так называемым неословянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам - всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития. Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать, а пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов и, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно еще любого другого национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя. Фундаментом цивилизационной идентичности является исторический опыт, который может восприниматься только в виде непрерывной истории, ибо настоящее не может появиться из иного прошлого. Река времени беспрерывна. Существование и пропаганда в обществе альтернативных прошлому идентичностей, лишает его будущего и отравляет настоящее. Переживания о «России которую потеряли», об украденной Родине СССР и тд. представляют собой фатальную социальную практику. Они ставят последователей в исключительно конфликтное по отношению к настоящему положение, лишая позитивного будущего носителей, снижая общественный потенциал за счет регулярной внутренней борьбы с несостоявшимся настоящим. Такая позиция опаснее деятельности внешних врагов, так как мешает адекватному пониманию настоящего, лишает позитивного будущего, порождая общественный пессимизм. Понимание непрерывности истории определяющий элемент цивилизационной идентичности:
У нас практически нет такой семьи, которую бы обошли стороной беды прошлого века. Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычеркивая неприглядные или идеологически не удобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Проблемы идентичности в России связаны с поражением СССР в Холодной войне. Это событие породило две базовые постсоветские идентичности. Первая из них глобалистская, эта идентичность обычно ассоциируется с либерализмом, хотя к ней относится и большинство националистов. Базовыми принципом этой идентичности является переустройство России наподобие западноевропейских государств или США. Обычно носители этой идентичности заявляют о недостатке в России общецивилизационных ценностей. Под цивилизацией они все понимают исключительно Западноевропейскую. Евроцентризм - главное идеологическое направление постсоветских глобалистов. Он определяет любой идеологический и политический контекст оценки нынешней России носителями глобалистской идентичности. Поэтому ничего нет удивительного, что они могут назвать себя патриотами России и требовать отделения от неё территорий мешающих построению цивилизованного будущего. Что интересно, глобалисты игнорируют опыт распада СССР, который так и не привёл к построению счастливого европейского еастоящего.
Второй, постсоветской идентичностью является просоветская. Нужно заметить, что чаще всего термин постсоветский применяют именно к носителям просоветской идентичности, но они обе получили своё распространение в обществе именно после падения СССР. Просоветская идентичность базируется на представлении СССР как вершины исторического развития России. Поэтому носители просоветской идентичности находятся в критическом по отношению к настоящей России позиции. Согласно их пониманию настоящее есть сплошное предательство, отрицание великого прошлого и, в конце концов, оно плохо уж тем, что несоветское.
Глобалисты и носители просоветской идентичности при всём своём антагонизме объединены неприятием современной России. Для одних в ней слишком мало европейской цивилизованности и сплошной «совок», других в ней всё меньше советского и сплошные либералы. Поддержанию числа носителей обеих идентичностей способствует распространение бинарного (черно-белого) мировосприятия в обществе.
Пока глобализация обеспечивала относительно безоблачное будущее, российские глобалисты лелеяли мысль, что, в конце концов, международные институты и контакты с «цивилизованным человечеством» отмоют ненавистный «совок», но кризис глобализма поставил крест на этих ожиданиях, оставив глобалистам лишь защиту интересов глобализации в России от скатывания в окончательный ужас и дикость. Просоветски ориентированные индивиды, предвкушая снижение эффективности экономической системы, ожидают восстания масс, которые после свержения «либералов и олигархов» вернут советскую власть.
Не подумайте, что я слишком критично отношусь к постсоветским идентичностям. Просто их базовые принципы не могут предложить иную картину.
Распространение двух этих постсоветских идентичностей и есть главное препятствие для массового развития новой русской цивилизационной идентичности, а с ней и для понимания позитивного будущего России.
Помимо идентичности Путин обратился к идее уникальной Русской цивилизации. Идея, эта не новая, но весьма необычная русских руководителей. Еще с Российской империи и до Советского Союза включительно, Россия в понимании политического руководства позиционировала себя как европейское государство. Прямая связь с европейской культурой и идеологией присутствовала всегда. Евроцентризм безусловно доминировал и в постсоветский период. Регулярно озвучивалась идея вступления в круг европейских народов (ЕС). Обозначая русскую цивилизационную уникальность Путин, фактически отвергает догмат евроцентризма. И, мне представляется, что дело тут не в поражении европейской традиции в самой Европе, а в том, что непрерывный путь русской истории приводит к осознанию цивилизационной уникальности. В ином случае, вам придётся кромсать прошлое, отбрасывая в сторону неугодные куски. Понимание цивилизационной уникальности, есть важнейшее условие принятия цивилизационной идентичности. Оно снимает вечное проклятие исторических комплексов, транслируемое евроцентризмом, ликвидирует прививаемое им чувство вины за «порабощенные народы», «гулаги», Ивана Грозного. Цивилизационная уникальность есть базовое понятие русской идентичности.
Мне легко говорить о важности упоминаемых в речи Путина идентичности и цивилизационной уникальности, так как опыт Украины в этом смысле показателен. За годы независимости Украина не смогла обрести адекватной настоящему идентичности. В украинском обществе господствует стремление к обретению европейской идентичности, которое помимо разрыва с русской историей, прививает массовый комплекс неполноценности (всё у нас как не в Европе), приводит к тотальному доминированию пессимизма безотносительно политических пристрастий. Так называемая фашистизация Украины связанная с распространением этнократической идеологии (Украина для украинцев), а значит и исключительно этнической идентичности, есть прямой результат такого положения. Поддержанию и распространению русской идентичности в первую очередь мешает не отсутствие средств на финансирование пророссийских политически партий, а ситуация с русской идентичностью в самой России. Странно при этом удивляться нынешней апатии по отношению к последствиям ассоциации Украины с ЕС. В украинском обществе все еще массово распространено позитивное восприятие европейской идентичности, никакая информация о кризисе этой идентичности в Европе и кризисе самого ЕС, не может изменить этого отношения. Людям свойственно верить в светлые идеалы. До тех пор пока русская цивилизационная идентичность не будет понятной и монолитной, она не может привлекать даже исторически близкие народы. С развитием русской идентичности в соответствии с уникальностью русской цивилизации она обретёт привлекательность и вернёт русский мир в его естественные границы.
Я здесь говорю о вещах, которые ни за какие деньги нельзя купить, но которые позволяют пережить любой экономический кризис. И мне непонятно, почему профессионалы и специалисты, не обращают пристального внимания поднятому Путиным вопросу, обслуживая политическую повестку дня. На этом общественный капитал не заработаешь, мёртвый КС оппозиции тому яркий пример. Дело не в отсутствии доступа к СМИ или в разрешении уличного протеста, а в решении насущной общественной задачи - понимания и развития русской идентичности, в преодолении постсоветских комплексов. Путины приходят и уходят, а Россия остаётся.