Средневековые указатели будущего.
АвторВажным моментом предстоящего фазового перехода от индустриального типа цивилизации к послеиндустриальному является промежуточное положение. Есть мнение, что это промежуточное положение будет в форме «нового Средневековья». Это мнение основывается на проявлении в нынешнее позднеиндустриальное время средневековых элементов (знаков). Постепенная деградация индустриализма приведёт к господству этих элементов складывающихся в последствии в новую социально-экономическую систему - Новое Средневековье со всеми выходящими последствими. Это представление базируется на опыте крушения Римской империи и принципе первичного упрощения.
Но как раз опыт римской деструкции не годится для обоснования послеиндустриального средневековья. Распад Рима не сопровождался переходом к предыдущей стадии, хотя его разрушали общества с родоплеменными отношениями. Через короткий промежуток времени новую варварскую государственность регулярно посещал призрак Римской империи, римское право распространилось на ранее недоступные территории. Универсальность римского мира сменил христианский космос.
Постримский мир обрел разнообразие, пребывая в общем идеологическом поле Римской католической церкви. Нет ни единого момента указывающего на откат к предыдущей донеолитической стадии. Экономическая база осталась прежней - крестьянское хозяйство. Первичное упрощение коснулось не принципов хозяйствования, а принципов организации и коммуникации. Сама хозяйственная база оказалась достаточной устойчивой пусть и в упрощенном виде. Фазовый кризис затронул форму организации мира - Рискую империю, но не его базовые основы. Естественно, что при этом сильно пострадал материальный мир, образованный в рамках имперской структуры. К тому же в ценностном плане римский мир выступал антагонистом христианства, принятие христианства римскими императорами не решало этой проблемы. Христианство изнутри подрывало юридические основы империи, через «нет ни эллина, ни иудея». В восточной части империи (Византии) проблема была решена через придания христианству статуса огосударственной религии. Что позже привело к расколу христианского мира и постепенной утрате могущества Византией. Само разделение империи на западную и восточную части было первым актом упадка, ключевым проявлением действия первичного упрощения, свидетельством непреодолимого структурного кризиса. Постримский мир не приобрел черты предыдущей фазы социально-экономических отношений.
Первичное упрощение в фазовом кризисе касается избыточных для выработки социальной энергии фазового перехода структур связанного с ними материального мира. Естественно, что поддерживающая эти структуры культура, тоже оказывается избыточной.
Для нашего фазового перехода следует отличать параллельные процессы - самого фазового перехода от индустриального к послеиндустриальному обществу и первичное упрощение избыточных индустриальных структур. Нынешние средневековые знаки сопровождают и обеспечивают первичное упрощение, являясь инструментов ликвидирующим индустриальное настоящее, зачищая пространство для неиндустриального будущего. Средневековые знаки это орудие отнюдь не средневекового будущего. Сродни охватившему средневековую Европу мистицизму, растопившему лёд католического мира накануне Реформации. Но отнюдь не мистика, а холодный протестантский рационализм повел средневековый мир к индустриальной фазе. При этом новая экономическая система не сразу охватила весь мир. Для этого она еще была слишком хилой, слаба была ещё её положительная связь. На определенном этапе она даже использовала примитивные формы предыдущей стадии (рабский труд), но при всех кажущихся преимуществах они были не более чем питательной средой индустриализма. Потребитель может быть только свободным. Неудивительно, что первыми до этого додумались американцы, жившие на земле лишенной истории, а значит и предрассудков.
Современному наблюдателю, рассматривающему контуры будущего опасно ограничивать свой горизонт средневековыми элементами первичного упрощения. За этой ширмой он не заметит наступления послеиндустриализма.