Sep 13, 2011 18:19
поглядел тут еще два фильма
Monsters (гарет эдвардс, великобритания, 2010) и Trolljegeren (андре овредал, норвегия, 2010)
формально они оба такие сарвайвал-хорроры, снятые в не потерявшей своей актуальности еще со времен "ведьмы из блэр" (или например "монстро") псевдо-документальной манере
хотя там дело происходит натурально на разных концах земного шара, да и фабулы различаются, но интонационно, по настроению, какими-то очень близкими показались, прям перекликаются
две "роуд стори", в которых собственно фантстически-хорроровый элемент вовсе не обязателен, такие человеческие простые истории:
одна про двух запутавшихся людей под 30, которые оказались не в том месте и не в то время и вроде уже поняли это и решили домой возвращаться, но билеты на паром потеряли неудачно
вторая про такого хемингвеевского мощного старика, который по поручению норвежского правительства некотурую опасную и не особо чистую работу выполняет, рабочий день не нормированный, платят копейки, а тут съемочная группа молодежи привязалась, и вот решил показать им специфику профессии но все пошло наперекосяк в какой-то момент
какой-то новый тип хорроров прямо, что-то в этом этнографически-туристическое, как будто канал "моя планета" смотришь (к слову сказать, мне очень нравится он)
эти проплывающие за окном поезда/машины живописные виды, дикость природы, причудливая избыточность, красочность форм - будь то шумно испускающий ветры пятиметровый тролль-рогалифант, или мерцающие наросты инопланетных яиц на деревьях, замшелые камни на поле забытой битвы гримтурсов с йотунами, и замшелая ацтекская пирамида в джунглях с видом на новое чудо света - американо-мексиканскую пограничную стену и т.д. и т.п.
когда финальные титры начинаются, как-то даже жаль, что все закончилось уже
и хочется загуглить маршруты и поглядеть фотки, тем более там очень четкая топографическая привязка в обоих фильмах
при том, что по сути обе концепции трэшевые достаточно: в первом американские военные бомбят химией гигантских суопутных осмьминогов, которые хотят нелегально пересекать границы сша
во втором - норвежское правительство втайне от налогоплательщиков вбухивает горы бабла на содержание фальшивых ЛЭП, которые на самом деле забор не пускающий троллей из заповедных зон
тут и типично сталкеровская эстетика респираторов и болотных сапог, изжеванных покрышек и ржавых танков в болоте
и во всем этом медитативное спокойствие, дремотная неспешность (изредка только съедают кого-нибудь в кадре и начинаются крики, суета, мельтешение камеры -- но это быстро проходит)
и эта извечная потерянность-восторг-испуг городских жителей, оказавшихся на природе
и глубокая поэтика во всем этом
кажется, вот убери фантэлемент (который в обоих фильмах на границе кадра изредка появляется, и именно этой "несфокусированностью" добавляет плюс сто очков реализму) - и получился бы такой неспешный артхаус про разговоры о жизни и путешествие из точки А в точку Б на фоне красивых пейзажей
но наличие этого фантэлемента, оно только добавляет прелести
тут невольно задумываешься о том, что вот в самых любимых литературных произведениях - взять хоть бунина хоть тургенева, или там апдайка со стейнбеком, ну любого из серьезных - вот в них все-таки для полного счастья совсем чуть-чуть не хватает
ну хоть мало-мальски прорисованной линии инопланетного размножения гигантских осьминогов грибами или мельком упомянутого лесного тролля, швыряющегося машинами и отрывающего людям головы
хоррор,
архетипы,
пракено,
культурные коды,
гостмодернизм