и закрывая тему "твин пикса"

Apr 13, 2015 02:55



«Pines», Blake Crouch (2012)
Итан Бёрк, ветеран Ирака, сотрудник Секретной Службы США, оставив в родном Сиэттле жену и сына, едет в командировку в крошечный городок, затерянный в штате Айдахо. Воспетая фильмами «Телохранитель» и «Последний бойскаут» госструктура, в которой работает герой, наиболее известна, как гарант безопасности президента, но занимается так же и расследованиями финансовых преступлений. Один из таких случаев и побудил чуть ранее отправиться в Уэйуорд Пайнс пару федеральных агентов (с одним, вернее одной из которых, главного героя связывает очень личная история). Агенты бесследно исчезли, задача Берка - разыскать их, но едва приехав в городок, он попадает в автокатастрофу, в которой теряет напарника и, частично, память.
Городок на первый взгляд выглядит идиллически: оживший набор репродукций Нормана Роквелла, вековые сосны и живописные утесы, лужайки и барбекю, старомодная вежливость и общая солнечная атмосфера, воплощенный рай из игры Симс.
Но чем дальше, тем сильнее давит на героя ощущение какой-то всеобщей и глубокой _Неправильности_ окружающего мира. Разумеется, тревожные предчувствия, круто замешанные на посттравматическом стрессе и пробудившихся в памяти нехороших иракских флешбеках, героя не обманут. Сперва Бёрк всерьез собирается разобраться в том, что тут, черт побери, происходит. Затем уже просто просто-напросто хочет вырваться из этого симсовского рая живым.
В послесловии к роману автор признается в любви к сериалу Девида Линча «Твин Пикс», фанатом которого стал в 12 лет. И хотя Уэйуорд Пайнс, штат Айдахо, имеет совершенно другую внутреннюю мифологию и внешнюю структуру, чем городок Твин Пикс, штат Вашингтон, без второго не было бы первого. Еще подростком начав с фанфиков по «Т.П.», которые писал в стол, к 34 годам Крауч пришел с довольно увесистым литературным багажом (8 детективных романов), чтобы наконец оплатить главный мистический счет своей писательской биографии. И попытаться уже не просто скопировать стиль и приемы кумира, но воссоздать памятное линчевское настроение и особый эффект воздействия произведения на зрителя-читателя.
В послесловии автор поминает и другие столпы сериальной фантастики девяностых-нулевых - Икс-файлы и Лост, но постмодернистская подкладка его романа оказывается гораздо глубже. Начинаясь знаменитой цитатой из Джозефа Хеллера насчет обоснованной паранойи, роман периодически заходит куда-то на территорию Кафки, заставляя протагониста примерить на себя роли Землемера из «Замка», а затем и К. из «Процесса». Приходит на ум и «Тайное свидание» Кобо Абэ, и Брэдбери с его Гринтауном. Много приятного найдут для себя и любители таких непохожих произведений как, например, фильм «Остров проклятых», или вот даже взять душераздирающий отечественный «Юрьев день»… Я даже углядел отсылку к чеховской «Палате №6», хотя не уверен, что она умышленна. Но финальный твист выведет читателя за пределы социального хоррора про Очень-лишнего-человека и Зло-обосновавшееся-в-маленьком-городке на такую терру инкогниту, что аж закачаешься.
Через два года после выхода роман стал бестселлером Амазона, было объявлено о его грядущей сериальной экранизации. Воссоздавать безумную атмосферу Уэйуорд Пайнс призван М. Найт Шьямалан, режиссер талантливый, но весьма непредсказуемый и  непоследовательный. Проблески истинной гениальности он чередует с уходами в какую-то невероятную претенциозность, и судьба экранизации весьма неоднозначна.
Но что касается самого Блейка Крауча, можно с уверенностью констатировать, что он сполна оплатил свой мистический долг перед Д. Линчем, С. Фростом, чудесным пирогом, неоднозначными совами и агентом ФБР Дейлом Бартоломью Купером.

федеральные агенты, самые прекрасные книжки на свете, постмодернизм, страшно, диалог культур

Previous post Next post
Up