Анна Васильевна Тимирёва

Oct 23, 2009 23:42



 
Почему ж ты мне не встретилась - юная, нежная
В те года мои далекие, в те года вешние?
Голова стала белою, что с нею я поделаю?
Почему же ты мне встретилась лишь сейчас.

Я забыл в кругу ровесников, сколько лет пройдено,
Ты об этом мне напомнила, юная, стройная.
Об одном только думаю - мне жаль ту весну мою,
Что прошла неповторимая без тебя.

Как боится седина моя твоего локона,
Ты еще моложе кажешься, если я около.
Видно нам встреч не праздновать, у нас судьбы разные.
Ты любовь моя последняя, боль моя.  "Романс Рощина"

После просмотра фильма и сериала "Адмирал" захотелось понять, что же случилось с этими двумя?
Я не упрекаю создателей фильма. Я знаю, как давлеют над ними продюсера, подгоняя сюжет под мелодраму. Посмотрите, что в кино делается с историями Эдит Пиаф, Коко Шанель и т.д. Сложные драмы, живые истории впихиваются в мелодраматические схемы.
Но прикоснутся к истории этой любви - за счастье!
Боже, сколько на них вылилось всякой гадости! И "как он мог?" и "как она могла"?

что же случилось?

Летом 1918 года вдруг, среди неопределенности и тревоги, среди тоскливой, сонной одури,  как разряд грома, сбылось то, о чем Александр Васильевич не смел и мечтать - к нему приехала Анна. Просто она, с некоторых пор потерявшая след Колчака, ехала с мужем в поезде к месту его нового назначения, и в Благовещенске случайно услышала от знакомых, что Колчак в Харбине. Продав жемчужное ожерелье, Тимирева купила билет до Харбина, наспех простилась с мужем и…

Пока ехала, невольно очаровала попутчика, молодого офицера по фамилии Баумгартен. В Харбине он явился к Колчаку и заявил: “Адмирал, я пришел предупредить: как только Анна Васильевна вернется во Владивосток, я поеду за ней. Я не могу жить без нее”. Александр Васильевич усмехнулся: “Я вам вполне сочувствую. Я и сам в таком же положении!”…

Что за тайна была в этой женщине? 


отрывок из воспоминаний Анны Васильевны Тимирёвой (А.В. Книпер. Фрагменты воспоминаний), повествующие, кроме прочего, и о первом знакомстве с Александром Васильевичем  Колчаком.

И хоть она пишет, что «это не имеет отношения к истории»,  история в самых отчетливых, человеческих чертах явлена на этих страницах.  Предлагаем отрывок из воспоминаний, публиковавшихся в нескольких изданиях, В том числе - в составе книги «Волшебный сад души. История последней любви  А.В.Колчака» М., 2007. - С. 369 - 393. (с) Было бы очень интересно сравнить ее воспоминания,ее видение с тем, что показано на экране.

прекрасные, очень эмоциональные воспоминания. Впервые они были опубликованы в альманахе "Минувшее" № 1 за 1990 год и в то время произвели фурор

Oстается так мало времени: мне 74 года. Если я не буду писать сейчас  - вероятно, не напишу  никогда. Это не имеет отношения к истории - это просто рассказ о том, как я  встретилась с человеком,  которого я  знала в течение пяти лет, с судьбой которого я связала свою судьбу навсегда.

Восемнадцати  лет  я  вышла замуж  за  своего  троюродного  брата  С.Н.Тимирева.   Еще  ребенком  я  видела   его,  когда  проездом  в Порт-Артур  -  шла война с Японией  -  он  был у нас в Москве. Был он много старше  меня, красив, герой  Порт-Артура. Мне казалось, что люблю, - что мы знаем  в  восемнадцать лет! В  начале  войны с Германией у меня  родился сын,  а  муж  получил  назначение в  штаб  командующего  флотом адмирала  Эссена. Мы жили в Петрограде, ему  пришлось  ехать  в Гельсингфорс. Когда я провожала его на вокзале, мимо нас стремительно прошел невысокий, широкоплечий офицер.

Муж сказал мне:  "Ты знаешь, кто это? Это  Колчак-Полярный. Он недавно вернулся из северной экспедиции".У меня осталось только впечатление стремительной  походки, энергичного шага.

Познакомились мы  в  Гельсингфорсе, куда я приехала  на три дня к мужу осмотреться и подготовить свой переезд с ребенком.

Нас пригласил товарищ мужа Николай Константинович Подгурский, тоже портартурец. И Александр Васильевич Колчак был там. Война  на море не  похожа на  сухопутную: моряки или  гибнут  вместе  с кораблем,  или возвращаются  из  похода в  привычную обстановку  приморского города. И тогда  для них это праздник. А я  приехала из Петрограда 1914-1915 годов, где не было ни одного знакомого дома не в трауре - в первые же месяцы уложили гвардию.  Почти  все мальчики, с  которыми мы встречались  в  ранней юности, погибли. В каждой семье кто-нибудь был на фронте, от  кого-нибудь не было вестей, кто-нибудь ранен. И все это камнем лежало на сердце.

А тут люди  были другие - они умели радоваться,  а я уже с начала войны об этом забыла. Мне был 21 год, с меня будто сняли мрак  и тяжесть последних месяцев, мне стало легко и весело.

Не заметить Александра Васильевича  было нельзя - где бы он ни был,  он всегда был центром. Он прекрасно рассказывал, и, о чем бы ни говорил - даже о прочитанной  книге, - оставалось впечатление,  что все это  им пережито.

Как-то  так вышло,  что весь вечер мы провели рядом.  Долгое  время спустя я спросила его, что он обо мне подумал тогда, и он ответил:  "Я подумал  о Вас то же самое, что думаю и сейчас".

Он входил - и все кругом делалось как праздник; как он любил это слово!

А встречались мы нечасто - он был флаг-офицером по оперативной части в штабе Эссена и лично принимал участие в операциях на море, потом, когда командовал Минной  дивизией,  тем более.  Он  писал  мне  потом: "Когда  я подходил к Гельсингфорсу  и  знал,  что увижу Вас, - он  казался  мне лучшим городом в мире".

К весне я  с  маленьким  сыном  совсем  переехала  в  Гельсингфорс  и поселилась в той же квартире Подгурского, где мы с ним встретились в  первый раз.  После  Петрограда все мне  там  нравилось -  красивый,  очень удобный, легкий  какой-то  город. И  близость  моря,  и  белые  ночи  -  просто  дух захватывало. Иногда, идя по улице, я  ловила себя на том, что начинаю бежать бегом.

Тогда  же в  Гельсингфорс  перебралась и семья Александра Васильевича - жена и  пятилетний  сын Славушка. Они остановились пока  в гостинице, и так как Александр Васильевич бывал у нас в доме, то  он вместе с женой сделал нам визит. Нас они не застали, оставили карточки, и мы с мужем должны  были ответить  тем же. Мы застали там еще нескольких  людей, знакомых им и нам.

Софья Федоровна  Колчак рассказывала  о  том, как  они  выбирались  из Либавы, обстрелянной немцами, очень  хорошо рассказывала. Это была высокая и стройная  женщина,  лет  38, наверно.  Она  очень  отличалась от  других жен морских  офицеров,  была  более  интеллектуальна,  что  ли.  Мне  она  сразу понравилась, может быть, потому, что и сама я выросла  в  другой  среде: мой отец  был музыкантом  - дирижером и  пианистом,  семья была  большая, другие интересы, другая атмосфера. Вдруг отворилась дверь, и  вошел Колчак - только маленький, но до чего похож, что я прямо удивилась, когда раздался тоненький голосок: "Мама!" Чудесный был мальчик.

Летом мы  жили на даче  на острове Бренде  под  Гельсингфорсом,  там же снимали  дачу  и  Колчаки. На лето все моряки  уходили в море, и виделись мы часто, и всегда это было интересно. Я очень любила Славушку, и он меня тоже.

Помню,  я  как-то пришла  к  ним,  и  он  меня  попросил:  "Анна Васильевна, нарисуйте мне,  пожалуйста, котика, чтоб на  нем был красный фрак, а  из-под фрака  чтоб был виден  хвостик",  а  Софья  Федоровна вздохнула  и  сказала: "Вылитый отец!"

Осенью как-то  устроились  на  квартирах и продолжали часто  видеться с Софьей  Федоровной и редко  с  Александром  Васильевичем, который тогда  уже командовал  Минной дивизией,  базировался в Ревеле (Таллин теперь) и бывал в Гельсингфорсе только наездами. Я была молодая и веселая тогда, знакомых было много, были  люди,  которые  за  мной ухаживали, и  поведение  Александра Васильевича  не  давало мне повода думать,  что отношение  его  ко мне более глубоко, чем у других.

Но запомнилась  одна встреча. В Гельсингфорсе было затемнение  - война. Город еле освещался синими лампочками.  Шел дождь,  и  я шла по улице одна и думала о том, как тяжело все-таки на  всех  нас лежит война, что сын мой еще такой  маленький  и  как  страшно  иметь  еще  ребенка, -  и  вдруг  увидела Александра  Васильевича, шедшего мне навстречу. Мы поговорили минуты две, не больше; договорились, что вечером встретимся в компании друзей, и разошлись.

И вдруг я отчетливо  подумала: а вот с этим я ничего бы не  боялась -  и тут же:

какие глупости могут прийти в голову! И все.
Но где бы мы ни встречались, всегда выходило так, что мы были рядом, не могли наговориться, и всегда  он говорил: "Не надо, знаете ли, расходиться - кто  знает, будет  ли еще  когда-нибудь так хорошо, как  сегодня".  Все  уже устали, а нам - и ему и мне - все было мало, нас несло, как на гребне волны. Так хорошо, что ничего другого и не надо было. "

По описанию многих, знавших Тимирёву, она была редкой красоты и обаяния, умной, разносторонне образованной. Её отец, В. И. Сафонов, был известным пианистом, дирижёром и педагогом. Она впитала в себя музыку и светлую радость южного города, где родилась - Кисловодска.

Любовь вспыхнула почти сразу, и, как водится, из совершенных пустяков. Как-то раз Анна шла по городу и встретила Колчака, они немного поболтали и разошлись, а вечером снова увиделись у общих знакомых, и он пел романс: “Гори, гори, моя звезда” (это был любимый романс Колчака, поговаривали даже, что он сам его написал). С тех пор, где бы эти двое не встречались, они смотрели только друг на друга, а, если была возможность, уединялсь где-нибудь в уголочке и разговаривали, разговаривали…

Однажды на костюмированный бал пригласили фотографа, и Анна снялась в “русском костюме”. Портрет вышел удачным, и она раздаривала карточки своим знакомым. И вот один офицер сказал ей, что видел ее фото в каюте Колчака. “Что ж такого, - ответила Анна, - этот портрет не только у него”. “Да, но в каюте Колчака - только ваш портрет, и никакого другого”.

Первой правду угадала Софья Федоровна. Однажды они с Анной катались вместе по заливу. Тимирева замерзла, и Софья накинула ей на плечи собственную чернобурку. Анна задумчиво произнесла: “Я не знала, что мех такой теплый и мягкий!”. Подруга посмотрела на нее с пренебрежением: “Вы еще многое не знаете, прелестное молодое существо”… В этот день Софья Федоровна написала письмо в Москву, близкой подруге: “Вот увидите, Александр Васильевич разойдется со мной и женится на Анне Васильевне”. В обществе Колчака с Тимиревой давно считали любовниками, а они … переписывались, разве что изредка позволяя себе полупризнания, вроде: “Когда я подхожу к Гельсингфорсу, зная, что увижу Вас - он казался мне лучшим городом в мире”.

Когда Александр Васильевич получил назначение в Севастополь, Анна не выдержала: “Я всегда хочу видеть Вас, всегда о Вас думать, для меня такая радость видеть Вас, вот и выходит, что я Вас люблю. Говорю, потому что знаю: эта наша встреча - последняя”. Колчак ответил с мукой: “Я вас больше, чем люблю. Только о Вас, Анна Васильевна, мое божество, мое счастье, моя бесконечно дорогая и любимая, я хочу думать о Вас, как это делал каждую минуту своего командования”. И уехал, обещав писать. И, действительно, слал из Севастополя через три дня на четвертый по два письма: тоненькое, в две странички жене, и толстенное - Анне Тимиревой. Например, такое: “Прошло 2 месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, и так жива передо мной картина нашей встречи, так же мучительно и больно, как будто это было вчера, на душе. Столько бессонных ночей провел я у себя в каюте, шагая из угла в угол, столько дум, горьких, безотрадных. Я не знаю, что случилось, но всем своим существом чувствую, что Вы ушли из моей жизни, ушли так, что не знаю, есть ли у меня столько сил и умения чтобы вернуть Вас. А без Вас моя жизнь не имеет того смысла, ни той цели, ни той радости. Я писал Вам, что думаю сократить переписку, но понял, что не писать Вам, не делиться своими думами, выше моих сил. Буду снова писать - к чему бы это ни привело”.

Встреча произошла в Харбине.

Её письмо нашло его. В нём были такие строки: "Милый Александр Васильевич, далёкая любовь моя... чего бы я дала, чтобы побывать с Вами, взглянуть в Ваши милые тёмные глаза..."

Вскоре приходит ответ: "Передо мной лежит Ваше письмо, и я не знаю - действительность это или я сам до него додумался".

В Харбине состоялся между ними серьёзный разговор о совместной жизни. Вернувшись во Владивосток, Тимирёва сказала мужу, что уходит к Колчаку. Конечно, он отговаривал её от этого. Но чувства...

Потом в своих воспоминаниях Анна Васильевна писала: "А. В. приходил измученный... Мы сидели поодаль и разговаривали. Я протянула руку и коснулась его лица - и в то же мгновение он уснул. А я сидела, боясь шевелиться, чтобы не разбудить его. Рука у меня затекла, а я всё смотрела на дорогое и измученное лицо спящего. И тут я поняла, что никогда не уеду от него, что, кроме этого человека, нет у меня ничего, и моё место - с ним".

Для Колчака она была бесценным подарком судьбы, который он оберегал всю жизнь. Долгое время он даже не решался к ней прикоснуться

Уже в глубокой старости Анна Васильевна написала строки:

Полвека не могу принять -
ничем нельзя помочь -
и все уходишь ты опять
в ту роковую ночь…
Но если я еще жива
наперекор судьбе,
то только как любовь твоя
и память о тебе.

Представитель французской военной миссии в Сибири еще при жизни Колчака писал о ней:

«Редко в жизни мне приходилось встречать такое сочетание красоты, обаяния и достоинства. В ней сказывается выработанная поколениями аристократическая порода, даже если, как поговаривают, она из простого казачества.

Я убежден, что аристократизм - понятие не социальное, а в первую очередь духовное. Сколько на своем пути встречал я титулованных кретинов с замашками провинциальных кабатчиков и сколько кабатчиков с душой прирожденных грандов!..

Я убежденный холостяк, но, если бы когда-нибудь меня привлекла семейная жизнь, я хотел бы встретить женщину, подобную этой. Как мне стало известно, она близка с Адмиралом еще со времени своего замужества, но даже теперь, когда сама жизнь освободила ее от прежних обязательств и свела их вместе, связь их никому не бросается в глаза, с таким тактом и деликатностью они оберегают эту связь от посторонних взглядов.

Увидеть их вдвоем большая редкость. Она старается держаться в стороне от его дел. Чаще ее можно встретить в швейных мастерских, где шьют обмундирование для армии, или в американском госпитале, выполняющей самые непрезентабельные работы по уходу за ранеными. Но даже в этих обстоятельствах свойственная ей изящная царственность не покидает ее…».

Эту изящную царственность Анна Васильевна сохранила до старости, несмотря на то, что 37 лет провела в заключении. Писатель Г.В.Егоров, посетивший ее в начале 70-х годов в московской коммуналке на Плющихе, был немало удивлен, увидев перед собой элегантную, бодрую восьмидесятилетнюю женщину, весьма острую на язык.

«Полжизни она провела в советских лагерях, в том числе и среди уголовников. И тем не менее за 37 лет к ней не пристало ни одного лагерного слова - речь ее интеллигентна, во всех манерах чувствуется блестящее дворянское воспитание."

От нищеты ее спас… Ван Клиберн. Американский пианист, звезда мировой величины, заявил журналистам, что его «музыкальным дедушкой» был не кто иной, как Василий Сафонов, директор сначала Московской, а затем Нью-Йоркской консерватории. Только тогда вспомнили про дочь Сафонова и назначили ей по ходатайству Д. Шостаковича, Н. Обуховой, И. Козловского пенсию в 45 рублей «за заслуги отца перед русской и мировой музыкальной культурой».

На первом балу Наташи Ростовой в фильме «Война и мир» княгиню с лорнетом изображает Анна Тимирева…


 Анна Васильевна в молодые годы


  при аресте


 
 в последние годы жизни

Колчак, Адмирал, Анна Тимирёва

Previous post Next post
Up