Колчак

Oct 23, 2009 22:38


 
В конце 80-х мой бывший супруг, учившийся на актёра, обнаружил тогда очень редкую и почти запрещённую книжку "Допросы Колчака". Я помню его потрясённого и доказававшего всем: какой замечательный герой был Колчак! И ни какие доводы о том, что "его армия творила жестокость", "что вина его в его поражении есть" на мужа не действовали. Он "аки лев" бросался на защиту Колчака. Повторяю - это ещё были 80ые! И это была не художественная литература, а изданные в 20х годах в советской россии документы!

Я думаю, создатели фильма тоже увлеклись этой личностью.
Но наверное, его образу в гражданской больше подходил генерал Хлудов из "Бега".
Страсти в те времена и с той и с другой стороны были шекспировские.
Почему-то я верю, что к Колчаку могли относится уважительно, даже допрашивавшие и арестовавшие его. Он не был ставленником американцев. Он не был человеком, которого могли "завербовать". Он действительно был патриотом России (почитайте его допросы. Человек, прошедший испытания арктической экспедицией, где выявляется любая слабинка, любая фальшь. Боевой офицер на корабле, где сразу видно, кто чего стоит. Ну не мог он быть завербованным предателем. Его действия в японскую войну, его восстановление с "нуля" российского флота к первой мировой, его командование на Чёрном море..) Он был замечательным морским офицером. Но совершенно оказался не готов к руководству сухопутными войсками. Со своей бурлящей армией он не справился. И особенно ярко отрицательно проявили себя в его армии казачьи войска. А уж как проявились белочехи….. В той обстановке, он должен был искать союзников в борьбе с большевиками и, понятно, что и за рубежом. А разговоры о "ставленничестве" из той же серии, что и "большевики продались немцам". И те и другие искали союзников.

О пересмотре истории: пусть Зоя Космедемьянская просто поджигательница, её подвиг -в мужестве при допросах (у Ларисы Шепитько есть фильм "Восхождение", где ловкий опытный боец при допросах ломается и, наоборот, "тюфяк", "неумеха" достойно принимает смерть.) Мне совершенно не важно, кто совершил подвиг Матросова - мне важно, что такие подвиги были! Мне не важно, что именно строил Павка Корчагин - мне важно, что были такие люди, что не тлели, а горели. Жили, пусть ошибаясь, но принимая испытания прямо, в лоб, не отворачиваясь.

Вот что бы я "пересмотрела" это - идеализацию казачества. Это концентрация худшего, что было в русском народе!
Да - храбрость, отвага. Да - замечательные песни. Но - звериная жестокость. Узость и при этом анархичность мышления.
Что такое - казачьи войска? Это беглые люди, живущие на границах империи и промышлявшие, зачатую, разбоем. Они выполняли функцию пограничных войск, которые сами себя содержали. Как-то мне попались записки иностранцев (кажется, провославных греков) о казачих войсках времен Тараса Бульбы. Те описывают, какие замечательные это были православные верующие и при этом даются описания о зверствах ( другого слова не подберу) казачьих войск над еврейским населением, когда беременным вспарывались животы, тысячами рубились сжигались за просто так. А вспомним Пушкина, изучавшего бунты Пугачева (где тоже, одними из главных действующих лиц были казаки), и воскликнувшего об "ужасе русского бунта - бессмысленного и беспощадного"

Именно, казачеству, мы обязаны той жестокости, которая смешала с грязью имя Колчака и погубила белое движение. "На Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке России в жестокости были замечены войска, подконтрольные разным казачьим атаманам: Б.В.Анненкову, А.И.Дутову, Г.М.Семёнову, И.П.Калмыкову, И.Н.Красильникову и другим. В следственном деле против атамана Анненкова, начатом в мае 1926 года, сохранились несколько тысяч показаний подвергшихся грабежам крестьян, родственников убитых его отрядом под девизом: «Нам нет никаких запрещений! С нами бог и атаман Анненков, руби направо и налево!»[25]. (см. в "викпендии") На территориях, контролируемых П.Н.Красновым общий счёт жертв достиг в 1918 году более 30 тысяч человек[15]. «Рабочих арестовывать запрещаю, а приказываю расстреливать или вешать; Приказываю всех арестованных рабочих повесить на главной улице и не снимать три дня» - эти бесчеловечные слова из приказов красновского есаула коменданта Макеевского района от 10 ноября 1918 г.[3] ну и так далее.

Надо сказать, что сам Колчак прекрасно осознавал факт отчаянного кадрового голода, приведшего, в конечном итоге, к трагедии его армии в 1919 году. В частности, в разговоре с генералом Иностранцевым Колчак открыто констатировал это печальное обстоятельство:
"Вы скоро сами убедитесь, как мы бедны людьми, почему нам и приходится терпеть даже на высоких постах, не исключая и постов министров, людей, далеко не соответствующих занимаемым ими местам, но - это потому, что их заменить некем...[5]

Когда мы сегодня обвиняем Сталина, Колчака, Ленина, царя в жестокости - мы забываем, что жестокость часть нас самих. И русский народ не "белый и пушистый" - в нас намешано много чего разного

Колчак

Previous post Next post
Up