"Короткое замыкание", 2009

Nov 30, 2009 03:25

"Короткое замыкание" - это пять новелл от пяти молодых русских режиссеров: Петра Буслова, Ивана Вырыпаева, Кирилла Серебренникова, Алексея Германа младшего и Бориса Хлебникова. Новелл, как было заявлено продюсерами, о любви. Что ж, получилось, да не у всех. Фактически любовь я заметила только у Буслова, какой-то намек на неё, а, точнее, на секс или что-то вроде - у Серебренникова, странное увлечение - у Вырыпаева; оставшиеся двое рассказали истории о чем угодно, но не о любви.
Забавный аттракцион - титры каждой новеллы идут после финала, чтобы зритель мог в своё удовольствие (или неудовольствие, кому как) погадать, кто снял историю. Надо сказать, это сделать довольно просто. Бросается в глаза Герман - его фильм продолжает линию "Бумажного солдата" - много ветра, много синего, много пустоты и грязи, мало слов, никакой динамики; он, как и прежде, упивается безысходностью и серостью будней. Сразу виден Хлебников, хотя бы из-за нарочитой "русскости" истории, как будто её снимал иностранец, случайно заехавший в типичиный российский двор, ужаснувшийся пацанами в трениках, неприличными надписями на стенах и увидевший, что все русские угрюмые и не улыбаются. В принципе предсказуем Вырыпаев со своей трясущейся камерой и как всегда скрытой от посторонних глаз под музыкой и густой подводкой героини моралью, характерна для него и некая вырванность сюжета из жизни, сырая кусковатость текста, "недоделанность". В лучших традициях "Изображая жертву" снял свой "Поцелуй креветки" Серебренников: тот же кривляка Чурсин, та же сумасшедшая, на разрыв головы, музыка, тот же (и даже лучше, потому что куда ярче) ядовитый скептицизм и острый юмор. Что неожиданно, так это Петр Буслов со "Срочным заказом" - после "Бумера" ждешь чего угодно - насилия, трэша, отвязных баб, Владимира Вдовиченкова, грязных ботинок и тонированных девяток - но никак не романтической сказки а-ля Амели по-русски о любви глухонемого обувщика к девушке в белых туфельках. Его новелла проста, как пять копеек и бесхитростна, как лицо главного героя, чем и подкупает - в своей простоте она до неприличия изысканна и красива. Самая стилистически четкая и жанрово выдержанная, новелла Буслова должна бы задавать тон всему сборнику, но она (к сожалению ли?) стоит особняком и всего лишь является одним ярким пятном на в общем-то серо-синем, состиранном полотне. Хорошо, что под конец зрителю дают кислотную конфету серебренниковского произодства, иначе, закончись всё на Германе, впечатление было бы сильно подпорчено гнильцой сумасшешего дома из его новеллы.

я киновед и все такое, Вырыпаев Иван

Previous post Next post
Up