"Русалка" (реж. Анна Меликян)

Nov 22, 2008 02:09

Кто бы что ни говорил, а мне нравится новое русское кино. Особенно не документальное.
Вот "Русалка", например. Со всех сторон приятный, мелодичный какой-то фильм.
Всего две вещи, которые в фильме не понравились - резковатый монтаж и слишком "в лоб" подаваемые лозунги на рекламных плакатах (это что-то из серии закадрового смеха - "смеяться здесь", только наоборот). Всё остальное - вполне на уровне. Начинающаяся комедийно (но! атеншн! с артхаусными банками и домиком у моря), картина вдруг превращается в трагедию - в момент поджига Алисой матери с любовником. А потом - рраз! - ещё переворот, и мы смотрим драму про школу для детей с отклонениями и волшебными способностями. Честно, если бы мне нужно было определить жанр фильма, я бы назвала "Русалку" с большей вероятностью трагикомедией, чем комедией. Чего стоит чертов финал (так и быть, раскрывать не буду, а то вдруг испорчу кому удовольствие)!
Очень понравилась героиня Шалаевой, собственно, Русалка. Безо всяких выкрутасов и лишних наворотов, будто лишенная защитного слоя, уязвимая, и поэтому, чтобы защититься, закрытая, вся в себе. Чистой воды интроверт. Ребенок. Малое дитя с мечтой о балете и ананасах, подталкивающее пальцем кораблик на горизонте и собственную жизнь на пешеходном переходе.
Менее интересен, но все ж достоин внимания герой Цыганова - Саша. Кажется, таких называют яппи? Впрочем, яппи он имел бы право называться, не будь таким тюфяком (коим в финале он и останется). Постоянно в очках - будто в стремлении спрятаться, и от себя самого в том числе, постоянно агрессивный и пьяный, будто в стремлении уйти от проблем, постоянно нежелающий что-то менять - даже дом для любимой рыбки. Немногочисленные проявления чувств здесь уже кажутся странными и "не отсюда". И ведь игра "рассмеши мертвеца", в которую играют они с Алисой во вторую совместно проведенную ночь - фактически ролевая модель их взаимоотношений. Саша - мертвец. Безэмоциональный, сухой, во всем доведший себя до автоматизма - будильник, кофе, дежурный вопрос "Ты кто?"; даже адресованная девушке во время ссоры фраза "Не порти мне настроение" произнесена по инерции, по привычке, что ли - настроения-то давно нет. Никакого. И Алиса, в компании живого трупа Саши становящаяся разговорчивой, улыбчивой, деятельной. Её задача в этой игре - рассмешить мертвеца Сашу, разбудить, разворошить в нем человеческое. И ей это удаётся - пусть на пару минут, на время поиска ананасов и поездки в карете скорой помощи ("Вот сука!..") - но удается! Он не автомат, он человек. "То, что не принадлежит никому, можно забрать себе"- говорит он. И говорит не о чем-то абстрактном, и даже не о Лунным участках. Он говорит о себе. Он - ничей, его можно прибрать к рукам, забрать, увезти, оживить. И Алиса могла бы, и Алиса хотела, но... такое случается в мегаполисе. Такое случается.

п.с.: Персонажи второго плана и даже эпизодники все достойны восхищения. Хабалка-мамаша, аморфная бабуля, склизкий какой-то босс, гееподобный мальчик-абитуриент... мальчик-даун (кстати, его я видела во многих картинах, и даже какую-то передачу про него смотрела, мол, он - самый известный в мире человек с этой болезнью, играет в театре для детей с синдромом Дауна и чувствует себя вполне себе хорошо.) А актеры - как на подбор. Какие лица!..

п.п.с.: Научите меня обращать внимание на актерское мастерство.
...точнее, научите отличать хорошую игру от плохой.

я киновед и все такое

Previous post Next post
Up