Оригинал взят у
abkhaz_project в
КОГДА В АБХАЗИИ ПОЯВИТСЯ КАДАСТР ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Материал с нашего сайта "Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции"
Вопросы , связанные с приобретением недвижимости в Абхазии по прежнему являются самыми популярными у клиентов нашего
Центра поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара». Жилую недвижимость в Абхазии иностранцам покупать нельзя. И мы всегда
рекомендуем россиянам не ввязываться в сомнительные сделки и не становится дойной коровой для всяких жуликов и аферистов.
А вот коммерческую недвижимость приобретать можно. Никаких ограничений на покупку коммерческой недвижимости в Абхазии нет. Коммерческую недвижимость россияне вправе приобретать или строить на тех же основаниях, что и абхазские граждане. То есть гражданин РФ (или же зарегистрированное в Абхазии юридическое лицо с участниками-россиянами), желающий открыть в Абхазии любой бизнес, включая строительство мини-гостиниц, создание производственных, цехов, ферм и так далее, может спокойно это сделать в рамках абхазского законодательства. Разумеется, надо опять же не забывать про назначение земельных участков. Точно не стоит строить гостиницу на участке, предназначенном для индивидуального жилого строительства. И обязательно надо пройти все согласования, необходимые для строительства и для осуществления деятельности. Кроме того, напоминаем, что официально использовать такие объекты для проживания с регистрацией в них, не получится. Как правильно приобрести коммерческую недвижимость в Абхазии, желающих проконсультируют специалисты нашего
Центра. Так же мы поможем подобрать подходящий земельный участок или объект недвижимости.
Но развитию рынка недвижимости мешает отсутствие соответствующих кадастров. Работа над ними ведется уже много лет с переменным успехом. Поэтому очень часто инвестор не в состоянии получить информацию о заинтересовавшей его недвижимости в полном объеме. Тем интереснее информация о текущем положении дел с кадастром объектов недвижимости, которой поделился с корреспондентом портала «Sputnik» директор государственного учреждения «Государственная кадастровая палата» Давид Ирадян. Несогласные могут, конечно поспорить, но выводы, наверное, можно сделать следующие. В ближайшие годы кадастра в Абхазии не будет. Судя по всему, в первые годы велась больше имитация деятельности по созданию кадастра (примерно тоже самое было и по многим другим вопросам). На сегодняшний день есть картографическая основа, но к самой тяжелой части, нанесению на карты конкретной информации, судя по всему еще не приступали. А в этой информации еще и разобраться надо. И до сих пор нет финансирования. В общем, можно будет очень сильно удивиться, если этот злосчастный кадастр будет презентован до 2020 года. Приводим выдержки из интервью.
- Что такое кадастр и зачем вообще он нужен Абхазии?
- Начнем с того, что сегодня мы не можем сказать точно, какая у нас протяженность дорог, какая площадь жилищного фонда, странно, но мы даже не знаем границы административно-территориальных единиц, мы не знаем, где между собой граничат районы, не знаем границ городов, населенных пунктов. У нас не сопоставлена адресная информация с данными технической инвентаризации недвижимости. Фактически, у нас тут голое поле, и это огромный пласт работы, который необходимо выполнить, для того чтобы получить то, что во всех цивилизованных странах считается нормой, - кадастр.
Мы не ограничиваемся только кадастром. Будет единый ресурс, в котором будут все здания, квартиры, все земельные участки, будет расписана их история изменения, кто кому продал. Эта информация, которая записывается в систему, никаким образом не может быть удалена. Поэтому тот, кто покупает недвижимость, тот, кто инвестирует в объекты, тот, кто продает, - все они могут быть уверены, что их права будут защищены.
- Вы сказали, что информация в кадастре будет актуальной и полной, какая еще информация будет представлена в кадастре?
- Мы все-таки создаем многоцелевую систему, мы не ограничиваемся только данными о недвижимости, то есть классическим кадастром. Так как мы все делаем с нуля, мы можем сделать полноценную систему. Любая информация о недвижимости, о земельных участках, она не актуальна без градостроительной информации. Та система, которую мы хотим выстроить, позволит сразу увидеть возможное функциональное использование этого земельного участка, правила застройки на той территории, на которой находится этот земельный участок, какой этажности можно строить здание и так далее. То есть это будет единый ресурс, который позволит полностью управлять территорией. Там же будут в перспективе все данные об инженерных коммуникациях. У нас не будет таких проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас. Это очень удобно, государство не может без такого информационного ресурса развиваться.
Вся эта информация будет сопоставима. Информация по объектам недвижимости, объектам историко-культурного наследия, по зонам особого регулирования застройки, по зонам санитарной защиты, особо охраняемым природным территориям и так далее. Все это будет в одном месте и позволит нам совершенно по-другому выстраивать политику землепользования и управления территориями в целом.
- Когда были начаты работы по созданию кадастра?
- Работы были начаты в 2012 году. Тема эта достаточно на слуху. Еще в прошлом году кадастр был одним из популярных слов в Абхазии. В том числе связывали его с продажей недвижимости иностранцам и так далее. По-моему, даже не понимая, что такое кадастр.
- С чего началась работа по созданию кадастра?
- В любой нормальной стране кадастр начинают делать с геодезии. Мы тоже занялись именно этим. В 2012-2013 году делалась государственная геодезическая сеть. В мире ни одно цивилизованное государство не существует без государственной геодезической сети. У нас, к сожалению, ее не было. Во-первых, у нас отсутствовали каталоги координат пунктов, во-вторых, большинство этих пунктов было просто разрушено. Поэтому мы делали систему геодезического обеспечения страны с нуля.
Мы сделали ее такой, чтобы она отвечала задачам не только кадастра. То есть условно для кадастра нам точность такая не важна. Достаточно определения местоположения и границы участков. Но поскольку у нас не будет второго шанса сделать эту геодезию, было бы неправильно делать сначала простую сеть, а потом делать ее еще раз. Мы сразу сделали многоцелевую сеть, которая удовлетворяет всем требованиям развития страны: для строительства, для военных целей, для любых инженерных задач, для задач планирования, территориального развития и так далее. Мы сделали спутниковую сеть, которая позволяет очень точно и быстро определить местоположение любых точек на территории Абхазии.
Мы не делали и не будем делать одну и ту же работу два раза, исправлять или же корректировать то, что уже сделано. Проделана качественная работа, все выполнено на современном уровне, современными решениями, которые не нужно пересматривать.
- Создание кадастра делится на три этапа, второй этап был осуществлен в 2014 году. Какие работы были проведены по второму этапу?
- В 2014 году на основании решения Межправительственной комиссии между Россией и Абхазией мы добились того, чтобы нам выделили дополнительное финансирование, за счет чего мы смогли осуществить аэрофотосъемку.
Мы сделали ортофотоплан на всю застроенную часть территории республики Абхазия, это 3300 квадратных километров, у нас получилось 3300 ортофотопланов. То есть это картографическая основа. Именно на этой основе с помощью геодезической сети будут определяться координаты всех участков.
На этих ортофотопланах поверх будут наноситься слои информации по границам земельных участков, по градостроительной документации, по объектам капитального строительства, по инженерным сетям. То есть это будет геоинформационная система, в которую будет наслаиваться вся информация.
- Какую работу предстоит выполнить на третьем этапе?
- Сейчас предстоит третий этап - кадастровая надстройка. Это автоматизированная система кадастра, которая делается на основе геоинформационных технологий. Это разработка нормативной базы, выполнение различных полевых и камеральных работ связанных с необходимостью установления всех границ, определение точных координат.
На сегодняшний день мы не знаем даже, где какая категория земель - где земли лесного фонда, где земли сельскохозяйственного назначения, где земли промышленности, где земли населенных пунктов. Мы не можем принимать решения о переводе земель из одной категории в другую. У нас нет элементарно информации о составе нашего земельного фонда. К 2016 году такой информацией нужно было обладать но, к сожалению, она отсутствует.
После всех этих работ мы уже будем заносить все данные всех объектов недвижимости.
- Почему на сегодняшний день не ведутся работы по созданию кадастра?
- В инвестиционной программе 2015-2017 года еще с 2014 года были заложены эти мероприятия, но нет финансирования, и работа сейчас не ведется. На это есть масса причин, организационного характера в том числе. Было создано государственное учреждение «Государственная кадастровая палата», которая является исполнителем этих работ и той организацией, которая в дальнейшем будет осуществлять кадастровый учет.
Учреждение начало работу только в июне 2015 года. Те работы, которые мы выполняли, проверяла счетная палата в 2015 году, у них не было никаких претензий к уже выполненной работе, но в своем акте они написали, что на следующий этап нужно обоснование, то есть программа проведения работ. Это разумное замечание, такое же замечание было у Парламента.
Мы эту программу подготовили, после этого согласовывали ее довольно долго и, наконец, приняли в декабре 2015 года. Сейчас, по условиям работы Межправкомисси, по новым корректировкам в инвестпрограмму, мы согласовываем с российскими коллегами, с Минкавказом техническое задание на разработку концепции создания кадастра объектов недвижимого имущества.
Я надеюсь, что мы в скором времени согласуем техническое задание и продолжим работу. На эту работу нужно порядка двух лет с того момента, когда начнется финансирование.
На те работы, которые были выполнены - это государственная геодезическая сеть, приобретение для нее спутникового оборудования и аэрофотосъемка - было потрачено 63 миллиона рублей. Третий этап стоит 200 миллионов рублей. На самом деле пугаться этой цифры не стоит, аналоги, которые существуют в мире, стоят многие миллионы долларов. Если подойти к этому рационально, можно уложиться в 200 миллионов. Вся эта сумма расписана по направлениям. Мы готовы продолжить работу, ждем начала финансирования.
Полный текст:
http://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20160325/1017674327.html#ixzz43uvADWAu