Очередной фрагмент "Андрейцевских хроник" На этот раз о еде. Этот материал, что нашла моя матушка, относится к временам совсем уж для нас давним. Но и я еще по малолетству застал пироги из русской печи, кадки с огурцами, солеными груздями и рыжиками, домашние пиво и квас. Потому и осталась у меня, скорее всего, страсть к грибной охоте и заготовке добычи. Гены. Сейчас в наших краях такого хозяйствования, наверное, и вовсе не осталось. А жаль...
Я думаю, интересно поговорить о том, что же ели наши предки. И об этом массу любопытнейших сведений приводит в своей книге Л.В.Милов. Традиционно крестьянская пища отличалась простотой. Быстрота в приготовлении пищи - решающее звено, ибо женщина, готовящая пищу, занята обычно еще огромным количеством дел. Здесь снова можно вспомнить слова И. Георги о том, что русские крестьянки "сверх своих работ во весь почти год отправляют по дому и в поле те же работы, что и мужчины, выключая немногих". По выражению А.Т. Болотова, женщина в семье работала "беспрестанно до пота". Где уж тут заниматься разносолами, когда женщина сидела за работой нередко далеко за полночь, а вставала в 4-м часу утра.
Основу основ в пище русского крестьянина составляет ржаной хлеб, культура выпечки которого складывалась веками. Она включала в себя множество условий и правил. Тот, кто захочет окунуться в этот увлекательный мир, используйте ссылку http://vadim-blin.narod.ru/milov/1-11och.htmhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php Наряду с хлебом в крестьянском питании очень популярны были быстро изготовляемые блины и оладьи из овсяной, яшной, а в южных районах и из гречневой муки. Наблюдатель по Корчевскому, Тверскому и другим уездам Тверской губернии отметил, что крестьяне обычно "завтракают блинами и оладьями м, а также лепешками из ржаной муки, иногда и простыми пирогами с кашей, морковью, капустой, творогом и т.д. Видимо, это же ели и по зимам, когда вставали задолго до рассвета ("сие называется перехватка").
\
[Читаем дальше!]Самой основной едой, кроме хлеба, были у крестьянина щи из рубленой кислой (или свежей) капусты. «Главная и всеобщая крестьянская пища, - читаем мы в описании Краснохолмского уезда Тверской губернии, - состоит во щах, которые варят в скоромные дни с салом, забеливая сметаною, изредка клали говядину или свинину (обычно после забоя), а в постные дни с овсяными крупами, заливая соком" (то есть конопляным маслом). В постные дни в щи добавляли грибы, соленую рыбу, иногда снетки, сушеную плотву. В щи добавляли также соленые огурцы, обязательно заправляли их сеяной ржаной, или овсяной, или ячневой, или гречневой крупой, мукой и т.п. Готовились также так называемые ленивые щи, когда капусту клали, не шинковав, а лишь разрезав кочан на четыре крупных куска (добавляя говядину, свежую муку и сметану). Помимо капусты в XVIII веке засаливали в кадках также редьку, свеклу и хрен; так же как капусту, их шинковали ("шитковали"), клали "довольно соли", посыпали сеяною ржаной мукой и квасили в течение 7 дней в теплой избе. Свеклу не только солили, но и на самом деле квасили, т.е. заливали квасом. В постные дни крестьяне Тверского уезда ели с квасом не только кислую капусту, но и грибы (грузди и рыжики). В Черноземье "осенью или зимою, убив скотину, едят мясо сплошь, пока его не станет; после того хлебают пустыя щи". В пищу мясо шло обычно спустя 2 дня после битья скотины (говядина и свинина) и ее хранения на льду (баранина и телятина - спустя одни лишь сутки). Зимою убойное мясо лежало не менее пяти суток (а баранина и телятина - не менее 3-х суток). В летнее время мясо клали, чтоб не испортилось до готовки, в воду, или в уксус, или в пиво, или в кислое молоко. Телятину или молодую свинину, баранину и т.д. варить клали сразу в кипяток". В другое время в еду изредка шли мясные соления. Как правило, мясо берегли до так называемой "свальной работы". Хорошая хозяйка берегла молоко на "молочные скопы" (то есть творог, масло), которые продавала, а взамен "покупала... мясо, а особливо в те времена, когда была тяжелая работа". В Краснохолмском у. Тверской губ. "лучший их (крестьян, - Л. М.) стол бывает во время сенокосов и тогда употребляют они по большей части мясо, а особливо ветчину, которую и берегут к тому времени Праздничные "яствы" были довольно редким явлением крестьянской жизни, и в будние дни они были лишь желанной мечтой. Помимо личных, семейных празднеств, крестьяне отмечали большие церковные праздники и храмовые праздники своего погоста.
Большие церковные праздники отмечают визитом в церковь к обедне, после чего следует домашний праздничный обед. "В праздники после обеда выходят на улицы, и тамо старики, в кружках стоя или сидя, разговаривают, а молодые забавляются разными играми и песнями". "К храмовому же празднику приуготовляются заранее, варят пива и зовут сродников и приятелей, которые обыкновенно съезжаются в самый день праздника к вечеру. Гости привозят с собой пироги. Пиршество зачинается с того времени, когда священник отпоет у хозяина в доме молебен. Пируют по два и по три дни, препровождая время в питье, в непрестанной почти еде, пении песен и плясок". Так характеризует наблюдатель обычный праздник крестьян Тверской губернии: "Работающий до пота крестьянин и семья его задолго наперед радуется таким праздникам и ожидает с нетерпеливостью лучших еств, соделывающих им отменное удовольствие". ***** Несомненно, все, о чем рассказано в книге, относится к гораздо более ранним временам - XVIII-XIX векам, но традиции сохраняются долго, вбирая в себя то новое, что приносит время. Однако я застала в начале 60-х гг. празднование 4 августа - местного церковного праздника Серьгова дня, когда в Андрейцево съезжались гости, конечно, ели-пили и - пели и танцевали под гармошку, собираясь на лужайках перед домами. И веселились!