Вокруг ролевой игры "БлокАда" сломано уже много копий.
Кощунство или нет? Можно ли в такое играть? Зачем это вообще нужно? И так далее.
Мы - я и Арди - ездили на эту игру. И у нас назрела потребность рассказать, почему мы смеем, зачем играем и откуда у нас уверенность, что такие игры - игры на актуальные, сложные, значимые темы - должны быть.
Это наше общее мнение, поэтому далее используется местоимение "мы".
Сперва о термине "игра". Многие участники и создатели игры будто стесняются этого слова. Многие враждебно настроенные товарищи используют его как повод для обвинения. Но нам кажется это довольно странным. Игра - очень широкое понятие. Да, часть значений относится к описанию некоего развлекательного процесса. Но разве актерская игра - это развлечение? Развлекаемся ли мы, когда актерская игра в фильме "Жила-была девочка" заставляет нас плакать?
Мы уважаем термин "игра". И придерживаемся, например, следующего определения.
"Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры", - Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо.
Методы ролевых игр, на наш взгляд, сейчас уже можно считать социально закрепленными. К тому же ролевые игры, являясь частным случаем игр в целом, сами по себе бывают весьма разнообразными по своим задачам, стилю и наполнению. Поэтому утверждать, что любая ролевая игра является развлечением, также некорректно, как утверждать, что развлечением является любая театральная постановка, фильм или книга.
Но вернемся к основному предмету.
Почему такие игры как "БлокАда" необходимы?
Память
Мы с большим почтением относимся к истории. Историю изучать нужно во всей полноте и разнообразии. Это память человечества. Память дана человеку, чтобы делать выводы из полученного опыта и учиться. Человечеству она нужна для той же цели.
Сегодня, к сожалению, все чаще звучат лозунги, схожие с высказыванием активиста против деятельности общества "Мемориал": ".
..в истории должно быть только героическое, ее не надо разбирать!" Такой путь всегда ведет к катастрофе. История, хранящая лишь подвиги, подобна человеку, помнящему только об удачах. Он никогда не унывает, несомненно, но всегда наступает на одни и те же грабли. Поэтому необходимо изучать все. В том числе и боль, и поражения, и падения. Стоимость подвига тем выше, чем больше мы знаем о том, какой ценой он дался.
Игры на исторические темы помогают нам глубже и подробнее изучать выбранный период. Тема Великой Отечественной Войны сейчас подвержена активно героизации и сакрализации со стороны государственных СМИ. Поэтому для нас так важно стараться идти глубже и узнавать больше об этой еще такой свежей и актуальной для всех нас теме.
Выбирая такие темы, как Блокада Ленинграда, мы отдаем дань памяти тем, кто прошел через этот ужас. Мы стараемся запечатлеть их в своем сознании как можно полнее. Живыми людьми, а не картинками с агитплакатов.
Сопереживание
Идея возможности сопереживания, на наш взгляд, является одной из ключевых в ролевых играх. И эта игра не исключение. Почитать о разных аспектах сопереживания в контексте данной игры можно, например, у
Лео и
Лоты.
Касательно этого момента мы видели много возмущенных высказываний. Общая их идея такова: как мы можем даже посметь предположить, что наши игрушечки приближают нас к великому подвигу жителей блокадного Ленинграда? Если так хочется экстрима, голода и холода, отправляйтесь в поход без еды, зачем хвататься за святое?
Дело в том, что никто не ехал на эту игру за голодом и холодом. Очевидно, что пережить в полной мере те муки, что переносили люди в тех условиях, невозможно. Но задача игры не в том, чтобы поставить игрока в точно такие же условия. Любое сюжетное эмоциональное произведение искусства стремится вызвать в нас максимальное сочувствие персонажам истории. Ролевая игра не исключение. Модели и правила в такого рода играх нужны в первую очередь не для равенства возможностей игроков (как в спортивном, геймистском подходе), а для создания искомой атмосферы (как в симуляционистском подходе). Благодаря правильно созданной атмосфере игры, мы учимся лучше и глубже понимать своих персонажей. За нашими персонажами стоят истории и судьбы близкие к тем, что переживали настоящие участники событий. И мы стараемся врасти в их оболочку подобно актерам. Но если актер в первую очередь старается вызвать сочувствие зрителя, то мы ищем сочувствие и понимание в себе самих. Сочувствие к живым, страдающим, несовершенным и таким разным людям.
Искусство
Являются ли ролевые игры предметом искусства? Тут два фильтра. Первый фильтр - цель создателей ролевой игры. Этот фильтр очевидный. Многие игры создаются без каких-либо мыслей об искусстве, они преследуют другие цели. Но часть игр, несомненно, ставятся с художественными целями. Дать игроку новый эмоциональный опыт, новое духовное переживание. Создать красивое полотно историй. Выразить внутреннюю идею. И тут уже включается второй фильтр - признание общественности. Это уже поле чистого субъективизма. Признавать или не признавать какой-то арт-объект произведением искусства личное дело каждого (хотя существуют еще и худкритики, но о них здесь не будем). Независимо от того, признан арт-объект произведением искусства или нет в общественном сознании, он стремится им быть. Такова цель его создания. Ролевые игры, созданные как арт-объекты, не исключение. Несомненно, ролевая игра "БлокАда" является арт-объектом по степени проработки атмосферы и сюжета.
Искусство всегда выходило за рамки ограничений. И всегда подвергалось гонениям. Подвергается и сейчас. Или нет. Раз на раз не приходится. Взять, например, религиозную тему. Судили режиссера "Тангейзера" в Новосибирске. А "Иисус Христос - суперзвезда" показывают в театре им.Моссовета. Горячая полемика разразилась вокруг "Страстей Христовых" Мэла Гибсона, а "Исход: Цари и Боги" запретели к показу в Египте. Искусство всегда будет вызывать полемику. Искусство всегда будет брать острые и важные темы, чтобы не оставить равнодушных.
Снимается и снималось множество фильмов про Великую Отечественную Войну вцелом и про Блакаду в частности. Писались книги. Ставились спектакли. В том числе и любительские. Для искусства не может быть запретных тем или ограничений по уровню мастерства. Творчество - это естественная потребность человека. И здесь мы повторим ту фразу, что говорила Милена перед игрой и Лота в своем тексте:
"Мы не пишем стихи, мы не рисуем картины, мы не снимаем фильмы. Мы делаем игры, и мы играем." Так мы ставим целью нашего игротворчества создание предмета искусства.
Десакрализация
Это слово несет негативный оттенок. Считается, что общество, потерявшее свои сакральные символы, становится бездуховным, функциональным и быстро самоколлапсируется. Несомненно людям необходима вера. И мы очень ценим значение мифа в человеческой культуре. Но развиите цивилизации, науки, культуры невозможно без десакрализации устойчивых мифов. Только убрав ореол святости с какого-либо явления, можно его изучать. Почему-то считается, что десакрализация обязательно сводится к попиранию ногами того, что недавно было свято. Но нет, она может подразумевать любое человеческое отношение к явлению. Любовь, уважение, интерес - все эти чувства можно испытывать к десакрализованным явлениям.
Такие игры как “БлокАда” помогают нам бороться с мифотворчеством хотя бы в собственном информационном поле. Отказываясь от сакрального мифа о войне, мы получаем возможность изучить это явление. И сформировать свое отношение к людям, которые тогда жили, трудились и воевали.
Свобода слова
"…свобода философствования не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но что она может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствием государства и самим благочестием."- выписал подзаголовком к своему "Богословско-политическому трактату" Бенедикт Спиноза.
Что тут добавить? Все сказал великий борец и изгнанник. Размышлять о событиях нашего прошлого, стараться их истолковать, высказывать свое мнение и толкование - все это и есть свобода слова. За это благо люди борются уже много сотен лет. Оскорблять религиозные и патриотические чувства верующих нехорошо. Вообще людей оскорблять нехорошо. Но сейчас очень малое количество ролевых игр освещается в СМИ. Ни одна из них не выносится на общественные площадки. И общественный резонанс от них в тысячу раз меньше, чем от фильмов и спектаклей.
А огромные "красные флаги" вывешиваются задолго до старта игры, чтобы те, кого что-то может оскорбить туда не заходили. С этой точки зрения, все на этой игре было сделано так как надо. К сожалению, пользуясь собственной свободой слова, люди часто забывают, что это неотъемлемое и конституционно закрепленное право каждого из нас. И обрушиваются с обвинениями на тех, кто говорит.
Но нельзя бояться говорить. И такие игры помогают нам перестать бояться.
В сухом остатке можно сказать следующее.
Ролевая игра "БлокАда" и родственные ей по целям и замыслу необходимы в современном культурном пространстве, потому что
1. Они помогают нам сохранять память о собственном прошлом
2. Они учат нас сопереживать живым людям - нашим предшественникам
3. Они являются объектами искусства
4. Они помогают осмыслять реальные события с разных сторон и бороться с мифотворчеством
5. Они утверждают нашу свободу слова и учат нас не бояться говорить о наших мыслях и чувствах
За сим заканчиваем. Рассматриваемый вопрос обширен и многое мы, наверняка, упустили. И мы будем долго еще осмысливать полученный опыт.
Но точно можно сказать одно.
Мы глубоко благодарны создателям этой игры.
Мы ездили на эту игру.
И вернулись гораздо богаче, чем были.