Пейзажи светлого прошлого. Ленинград в живописи 1950-80-х годов

Nov 10, 2024 16:58

Пейзажи светлого прошлого. Ленинград в живописи 1950-80-х годов



Эта фотография и все остальные в статье сделаны автором блога А.Успенским.

В выставочном зале Петропавловской крепости открыта выставка "Ленинградский пейзаж. Живопись 1950 - 1980-х годов" из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.



Вид части экспозиции выставки, которая и объемна, и хороша.

Я редко любуюсь искусством, поскольку с ним работаю. Когда такое любование случается, мой искусствоведческий механизм отдыхает и обновляется, снижает амортизацию. Бывает такое, к сожалению, довольно редко, но вот - произошло. Я ждал от этой выставки многого, но дождался еще большего, так что даже решил сделать этот репортаж.

Здесь покажу только выборочные пейзажи, которых на всей экспозиции примерно в десять раз больше. То, что на выставку стоит сходить - это не сомневайтесь, я и сам еще схожу.



Зубехин Е.Т. (1910-1977) Невский проспект после реконструкции. 1955

Один из самых бережных пейзажей на выставке, художник дорожит документальной точностью и восстановленного Невского, и передачей реального освещения, и не проявляет никакого художнического своеволия. В результате картина становится трогательным окном в прошлое, которое тогда было обновленным настоящим, т.е. отреставрированным позапрошлым. В общем, как и всегда в Питере, для которого лучше, чтобы было "как при бабушке".



Канеев М.А. (1923-1983). У Исаакиевского собора. 1967.

Канеев тоже не позволяет себе вольностей, но рука его тверда и точна, композицию не растрясти, хоть переворачивай этот холст. Зато в цвете и деталях высвечивается темперамент - розовые отражения в мокром асфальте превосходно оживляют темные тона и задают общую цветовую мелодию.



Чеснокова А.С. (1908-1988) Праздничный Невский. 1958

У Чесноковой экспрессия праздничного движения размазывает автомобили и покушается на нижние этажи зданий Невского проспекта. Рисунок страдает не просто так, но ради эмоционального строя, который преображает Ленинград в беспечный европейский городок под голубым небом.



Крестовский Я.И. (1925-2004) Белая тревожная ночь. 1977-1978

Эта белая ночь если и тревожна в небесах, то внизу уже катастрофична - вода набухла горбом и падает, будто прорвало дамбу. Экспрессия тянет автора в наигранность и ему перестаешь верить, ведь картина - не про наводнение. Кстати, наводнениям и их изображениям на выставке посвящен отдельный зал.



Моисеенко Е.Е. (1916-1988). Тульский переулок. 1963

Один из главных "левых" художников советского времени - Моисеенко - не интересуется ни памятниками, ни эффектами, оставляет в кадре одну рядовую застройку. Он слегка заваливает горизонт, что усиливает динамику, возникает почти чувство полета на городом, и этот прием передаёт привет оптике картин Петрова-Водкина.



Семенов А.Н. (1911-1992) Ленинград праздничный. У Пионерского моста. 1967

Если Моисеенко пишет в авторском стиле, то Семенов в стиле времени, осваивая "оттепельную" легкость подачи. Оживленный наглядной агитацией, Ленинград наполняется желанным цветом, и графичный принцип изображения удачно увязывает всю эту пестроту в одну веселую композицию. Никакой усталости от идеологии за этими кумачами и плакатами не видно, но "оттепель" вот-вот закончится.



Семенов А.Н. (1911-1992) Ленинград. Охтинский мост. 1963.

Еще один пейзаж Семенова, четко закрепленный во времени - сразу считывается романтика хрущевской эпохи. Никаких открыточных и знаковых видов, наоборот - здесь Ленинград почти можно перепутать с любым городом, где есть пристань и мост.



Подляский Ю.С. (1923-1987) Мойка. 1965

Прозрачный этюдный стиль в пейзаже Подляского напоминает прекрасные послевоенные работы Вячеслава Пакулина. В ленинградском пейзаже есть одна из постоянных сложностей: художнику нужно в своей живописной работе обобщать всё то архитектурное великолепие, которое составляет этот город. Иначе получится сухой чертеж. Но и сильно разгуливаться невозможно - утратишь доверие зрителя, потерявшего узнаваемые виды. Баланс каждый живописец ищет сам.



Овчинников Л.А. (1926-2003). Вид Петровских ворот Петропавловской крепости. 1956

У Овчинникова на редкость гармонично соединилась природа и архитектура, причем в самой сердцевине города, и неожиданно эта картина приобрела нехарактерные провинциальные приметы: неспешность, спокойствие, даже негу.



Януш Л.Б. (1897-1978). Музей Октябрьской революции (бывший особняк Кшесинской) Балкон В.И. Ленина. 1974.

Работа Януша - камерная, название - длинное, и в ней есть характерное лукавство тех времен. Впрочем, совершенно простительное: многие художники брали заказы на такие тематически актуальные пейзажи, исполняя их не "в лоб", а оживляя всякими случайностями и подробностями. Например: балкон Ленина затерялся среди осенних деревьев, и художнику есть что покорить своим живописным мастерством, и закупочная комиссиия не придерётся - особняк узнаваем, тема взята. Да, подпустил автор не партийной красоты в казенную историю, так оно и к лучшему.



Зубов Е.А. (род. 1955) Апрельский снег. 1982

Композиция - не банальная, деревья в полформата, они и создают главное настроение, внушают утраченный нынче "трепет". Сырая романтика Ленинграда: снег весной всегда вытаскивает тебя из расписания и режима, времени года и дня, и оказываешься в недолгом безвременьи. Пока вся эта нелепая апрельская снежность не растает.



Фомин Н.П. (род. 1949) Гостиница Советская. 1982

"Не все же город-музей изображать, есть и современное строительство в Ленинграде" - примерно так оформлялась идея заказать художникам пейзажи с новой архитектурой. Вот и написал потомственный живописец вид на гостиницу "Советскую", построенную на излете "оттепели" и бывшую до конца 60-х чуть ли не единственным высотным зданием города. На таких фасадах особого цвета не найти, почему и прикрыл их автор деревьями как вуалькой, добавил мелодраматическую парочку у "Жигуленка" - теперь и самому интересно стало, почти жанровая сценка сложилась.



Уралов И.Г. (род.1948) Дворец спорта "Юбилейный". 1982.

В том же 1967, что и гостиницу, построили Дворец спорта "Юбилейный", также в стиле "советского хай-тека" - из стекла и бетона. Бесцветность здания художник спрятал среди заиндевевшего пейзажа, прикрыл острыми линиями веточек, оживил цветными прохожими и получилось вполне себе празднично и цельно.



Малыш Г.Л. (1907-1998). Атомный ледокол "Ленин". 1960.

Просто "похоже нарисовать" ледокол, даже атомный "Ленин", для художника не имеет смысла - он же не чертежник-конструктор, на другое учился. А ведь судно исключительное - первое в мире с ядерной энергетической установкой, для 1958-го - мировой технологический и научный прорыв. Но для живописца оно прежде всего - не цветное, оно черно-белое (так в натуре и есть), потому ему надо искать и придумывать образ. Вот и появились туманы, дымки, пары и клубы из всего, что может быть с трубою на воде. Так ведь через это и образ появился: среди устаревших, чуть не при царе сделанных плавсредств, торжественно громоздится чудо современной научно-технической мысли. И теперь атмосферу цветную и пространство разноплановое можно вволю пописать автору.



Подляский Ю.С. (1923-1987) Морозное утро. 1962-1964

В картинах Подляский также выглядит как отличный живописец, причем пейзаж этот, можно сказать, - наполовину жанр, фигуры здесь не ради оживления, а вполне самостоятельно рассказывают историю про утро рабочего города Ленинграда. Крепкий рисунок, динамичная композиция, смелый цвет - даже не боюсь перехвалить удачную вещь. И здесь дымы не ради компромисса между "неудобным" мотивом и одаренным живописцем, которому позарез надо писать цветное и оттеночное, а вьются совершенно по делу и по сюжету.



Подляский Ю.С. (1923-1987) Морозное утро. 1962-1964. Фрагмент.

Специально сфотографировал фрагмент, чтобы показать - как уверенно и точно движется мысль, а за ней и кисть художника. И получается (извините, коллеги, меня за это слово) - красиво.



Шустров В.В. Семенцы. 1980

Вот это, можно сказать, классика питерско-ленинградского пейзажа, такое каждый местный житель видел из домашнего окна или будучи в гостях. То есть, мотив - распространенный и его надо оживить, чтобы задержать внимание ленинградца, удивить его чем-то, кроме пойманного сходства с натурой.



Шустров В.В. (род. 1949) Семенцы. 1980. Фрагмент

И вот появляется деталь, добавляющая динамики и точности - поземка сдувает снежную пыль, размывает зрительно жесткий край старой крыши, добавляет нам "кинестетики", вытаскивает наши воспоминания о схожих "видеофайлах" из нашей памяти. Пейзаж, кстати, подарен в собрание автором в 2000-м году, за что автору - моя личная благодарность за бескорыстность и любовь к музеям.



Николаев Б.П. (1925-2017) Мост. 1958

Этюд, но какой замечательный: общее атмосферное состояние, сложное освещение, когда фонари зажгли, а небо еще не погасло, оригинальная композиция, и даже неузнаваемость местности - всё "к лицу" этому небольшому пейзажу.



Мудренов Г.В. (род. 1948) Декабрьский денек. 1978

Этот пейзаж перекидывает, что называется, мостки поближе к современности, напоминает живопись 80-х и немного 90-х, здесь автор очарован стилем самодеятельных художников, за детали не цепляется, документальностью не дорожит, но выше всего этого ценит поэтический настрой и личную интонацию.

Вот на этом я и закончу выборочный авторский обзор выставки ленинградских пейзажей 1950 - 1980-х, которую рекомендую посетить и удивиться: "Почему в блоге этот искусствовед Успенский мне не показал вот эту прекрасную работу? И вот эту чудесную? И вот ту тоже?!".

Подписывайтесь, комментируйте, поддерживайте мой канал, а я продолжу свое искусствоведческое дело. А если мне попадется такое замечательное искусство, как на этой выставке, я вам про него расскажу, не удержусь.
Источник: dzen.ru

санкт-петербург, живопись

Previous post Next post
Up