(Продолжение, начало цикла см.:
1,
2,
3,
4)
«Караул устал!» Историческая фраза, принадлежащая матросу-балтийцу Анатолию Железнякову, бывшему в период первого (оно же последнее и единственное) заседания Учредительного собрания начальником караула, охранявшего Таврический дворец
(
Read more... )
Что же это за мирная демонстрация, которую должны сопровождать броневики и два полка солдат? Ответ на этот вопрос дают опубликованные позднее воспоминания правых эсеров. Особо интересны воспоминания члена Военной Комиссии ПСР Б.Соколова: «…Задачей Военной Комиссии было выделить из петроградского гарнизона те части, которые были наиболее боеспособны и в то же время наиболее антибольшевистски настроены… Это были полки Семеновский и Преображенский и броневой дивизион, расположенный в ротах Измайловского полка… Мы решили именно эти три части избрать как центр боевого антибольшевизма». Т.е. происходит активная подготовка вооруженного выступления. Распропогандируются полки, в город стягиваются фронтовые офицеры, создаются боевые летучие отряды.
Готовилось так же убийство или хотя бы арест (“изъятие из употребления в качестве заложников”) Ленина и Троцкого. Участник военной организации ПСР устроивается дворником в дом, где жила М.И. Ульянова, и где часто бывал Ленин. Вскоре за примерную службу его переводят работать шофёром на автомобиль, в котором ездил Ленин. Однако ЦК ПСР, после колебаний, отменяет приготовления «Арест или убийство Ленина вызовет такое возмущение среди рабочих и солдат, что это может окончиться всеобщим погромом интеллигенции. Ведь для многих и многих Ленин и Троцкий популярные вожди. Ведь за ними идут народные массы..».
Итак, что мы видим? А видим мы то, что эсерами изначально был взят курс на восстание. Использование же (точнее попытка) броневиков и солдат уж никак не позволяет говорить о мирном характере данного курса.
Что же касается роспуска Учредительного собрания, то никакого особого резонанса в обществе это не вызвало, порою даже наоборот: "Я считал, что если у большевиков и мало положительных сторон, то разгон этого Учредительного собрания является их заслугой, что это надо поставить им в плюс" - из Стенограммы допроса Колчака от 27.01.1920 г., - и вот уж он-то с теми депутатами из Учредилки совершенно не церемонился, - сперва (3 декабря 1918 г.) Каппель, выполняя личный приказ Колчака, арестовал в Уфе группу бывших членов Учредительного собрания и в кандалах доставил их в Омскую тюрьму, а 23 декабря того же года эти самые депйтаты были расстреляны на берегу Иртыша, раненых добили штыками, - вот так вот финальную точку в короткой истории российской “учредиловки” поставили отнюдь не большевики, но ставленник англо-американских демократов Колчак.
Reply
Leave a comment