Здесь по просьбе нескольких друзей я привожу моё выступления на ежегодном семинаре общества (амуты) клинической психологии, киббуц Сдот-Ям, 6-го января 2006 года.1
( Read more... )
По-моему, очень близко к гештальт подходу. Начиная с изначальной неопределенности (и непереводимости в силу этого) базового понятия "гештальта" - так же, как и "ци". Но в гештальте, как и в любой терапевтической практике, меньше пафоса. Миссия ограничена лишь практикой терапевтической коммуникации.
Это не философия. Это, возможно, самое далёкое от философии занятие. Это своего рода ощупывание мира, но не руками, не пальцами, а так, будто у вас выросли щупальца, и каждое обладает собственным качеством восприятия. То есть, тайцзи - это сугубо эмпирическое, окончательный опыт себя. При этом мышление тут играет вспомогательную роль, а иногда и просто отсутствует.
"сугубо эмпирическое, окончательный опыт себя" - это то, что внутри; опыт гештальта так же точно непередаваем. Но как только Вы об этом опыте что-либо скажете, Вы создадите его описание, которое и окажется в большей или меньшей мере пафосным - в зависимости от претензии на масштаб по сравнению со всем миром в целом. Об этом я и говорю. С другой стороны, в противовес внутренней, психической реальности, можно говорить о внешней - коммуникативной, социальной. Я вообще полагаю, что реальностей много - по количеству типов систем, которые мы можем различить - например, социальная, психическая, органическая, физическая. Мир построен на различении и парадоксе, а не на единстве и гармонии. Хотя, конечно, последнее присутствует в нем - локально.
Виртуально не получится. Если будете в Москве. Семинар проходит по пятницам вечером. + может, появится вариант участия, если будем готовить какие-либо тексты.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment