Династия Шибанидов. Балакан б. Шибан

Jan 13, 2019 16:04

Балакан считается четвертым сыном Шибана [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74; Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.37, 347; Абулгази, 1906, с.160; Муизз ал-ансаб, 2006, с.42].
В отличие от ряда своих братьев, Балакан неоднократно «засветился» на страницах источников благодаря участию в завоевательных походах Хулагу-хана. Одним из первых о нем упоминает Джувейни.
Под 651 г.х. (1251-1252 гг.) Балакан числится среди царевичей, приданных к Хулагу-хану для «завоевания западных областей» по поручению Менгу-каана [Ата-Мелик Джувейни, 2004, с.441]. В последующем царевич фигурирует в составе войска Хулагу-хана: во время похода 1253 г. «царь продвигался очень медленно, впереди шли Балагай и Тутар, остальные поспешали справа и слева» [Ата-Мелик Джувейни, 2004, с.443].
Во время нового похода, начавшегося осенью 1256 г. «для захвата крепостей еретиков» «царевичи Балагай и Тутар с иракскими войсками выступили из Аламута….» [Ата-Мелик Джувейни, 2004, с.448]. Об их прибытии Джувейни сообщил чуть ниже [Ата-Мелик Джувейни, 2004, с.454].
Впоследствии глава Аламута взбунтовался, и на усмирение беспорядков Хулагу отправил Балакана с войском: «Он заколебался, не решаясь подчиниться немедленно, и тогда туда был послан Балагай с большим войском, которому было приказано осадить крепость. Балагай привел свое войско к подножию Аламута и окружил его со всех сторон. Защитники крепости, рассмотрев последствия этого дела и зная о причудах судьбы, послали гонца с просьбой о пощаде и умоляли его о снисхождении». В итоге «через три дня войско поднялось в крепость и захватило то, что не смогли унести те люди» [Ата-Мелик Джувейни, 2004, с.462, 522]. Более о судьбе царевича Джувейни не сообщает. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что Балакан был хорошим военачальником и находился у ильхана на хорошем счету, хотя последующие упоминания о нем несколько корректируют этот вывод.
Царевич неоднократно упоминается Рашид-ад-Дином. Его деятельность связана с отправкой Менгу-кааном Хулагу-хана в Иран для его дальнейшего завоевания: «…Бату послал через Дербенд Кипчакский Балакана сына Шейбана, и Тутара, сына Мингкадара сына Бквала седьмого сына Джучи, чтобы он, прибыв, стали подкреплением войску Хулагу-хана, служили ему» [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с. 81]. Событие не датируется, но следующее сообщение посвящено смерти Бату-хана в 650 г.х. (14 марта 1252 - 2 марта 1253 гг.). Можно предположить, что отправка царевичей произошла в самом начале 50-х гг. XIII в.
Затем деятельность Балакана получила новое освещение: «В 654 г.х. (30 января - 20 декабря 1255 г.) Балакан, который был в этом государстве, задумал против Хулагу-хана измену и предательство и прибегнул к колдовству. Случайно [это] вышло наружу. Учинили о том допрос, он тоже признался. Для того чтобы не зародилась обида, Хулагу-хан отослал [Балакана] с эмиром Сунджаком к Берке. Когда они туда прибыли, была установлена с несомненностью его вина. Берке отослал его [обратно] к Хулагу-хану: «Он виновен, ты ведаешь этим». Хулагу-хан казнил его» [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с. 81-82].
Вероятно, царевич под именем «Балаха» в армянских источниках упомянут среди прочих джучидов в составе свиты при Хулагу-хане во время начавшейся войны с Берке [Патканов, 1874, вып. 2, с. 105].
В сочинении Киракоса Гандзакеци личность Балакана обрастает новыми подробностями. Он упомянут в числе «знатных людей, стоявших во главе государства» в числе «некоторых родственников из улуса Батыя и Сартаха», которые «пройдя через Дербентские ворота, пришли сюда» [Киракос Гандзакеци, 1976, с.227]. Далее армянский историк высказался о царевичах менее лестно: «…. Это были внуки Чингис-хана, и их называли сыновьями бога. Они расчистили и облегчили все ходы на пути, по которому прошли, ибо передвигались они на телегах. Много бедствий причиняли они всем странам своими податями и грабежом, нескончаемыми требованиями пищи и питья и довели все народы до порога смерти» [Киракос Гандзакеци, 1976, с.227].
В дальнейшем Балакан упомянут в качестве одного из военачальников в походе на Багдад: «Пошли на этот город и главные начальники улуса батыева: Гул, Балахай, Тутхар и Гатахан, ибо все они почитали Хулагу как хана, подчинялись ему и боялись его» [Киракос Гандзакеци, 1976, с.228]. Гибель царевича описана во время начавшейся междоусобицы между Хулагу и Берке [Киракос Гандзакеци, 1976, с.236].
Схожую картину демонстрирует Григор Акнерци: «… в 706 г. пришли с востока…. Семь ханских сыновей, каждый с туманом всадников, а туман значит 10 000. Вот имена их: первый и старший из них Гулаву, брат Мангу-хана, второй, Хули, который не стыдился называть себя братом Бога; третий, Балаха…» [История монголов инока Магакии, 1871, с.24]. Однако в дальнейшем армянский историк отмечает сепаратизм царевича к Хулагу: «После того уже аргучи (судьи - прим) через великих послов пригласили ханских сыновей - Балаху, Бора-хана, Такудара, Мигана, сына Хулиева. Когда все собрались аргучи сообщили им повеление Мангу-хана. Как только ханские сыновья узнали о том, что Гулаву намерен возсесть на ханский престол, то четверо из них пришли в ярость и не захотели повиноваться Гулаву. Такудар и Бора-хан подчинились, а Балаха, Тутар, Гатаган и Миган не согласились признать его ханом. Когда аргучи Мангу-хана убедились в том, что эти четверо не тольуо не желают повиноваться, но еще намерены сопротивляться Гулаву, то приказали: подвергнуть их ясаку, т.е. задушить тетивой лука: по их обыкновению, только этим способом можно было предавать смерти лиц ханского происхождения» [История монголов инока Магакии, 1871, с.31-32]/
Вероятно царевич упомянут также в «Истории Шайх Увайса»: «Между ильханом и Берке-ханом проявилась вражда из-за Кули, Татара и Кулгана» [История Казахстана в персидских источниках. Том IV, 2006, с.197]. Здесь неизвестный автор, скорее всего, придерживается версии событий, описанной Рашид ад-Дином.
У Балакана имелось также трое сыновей: Тури, Тукан и Токдай [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74].

Золотая Орда, Шибаниды

Previous post Next post
Up