Сеунч

Feb 11, 2018 03:32

 Термин «сеунч» в сибирском летописании упоминается, прежде всего, в связи с официальным посольством по случаю присоединения ряда сибирских территорий ермаковыми казаками. Например, об этом пишет Титовский вид Есиповской летописи
О послании к великому государю царю к Москве соунчем, о поведании взятья царства Сибирского. Глава 16.

…..того же лета Ермак с товарищи послаша к Москве сеунчом атамана и казаков….

Головинский список Есиповской летописи добавляет: «Царь же Иоанн Васильевич тех сеунчиков пожаловал, а с ними послал в Сибирь воевод своих Семена Болховского да Ивана Глухова…»

Примечательно, что термин в Строгановской летописи отсутствует. Сообщается, что Ермак «з дружиною своею, из  Сибири писаше к Москве государю царю…»

В Бузуновском списке Есиповской летописи прямо говорится об отправке посла с пятью казаками «о взятии Сибири вестовую отписку».

Упоминается термин и в посольской документации. Например, о «сеунчнике» упоминалось в грамоте от апреля 1481 года: «А учнет царь посылати сеунчника к великому князю, ино на поезде, как прочь едучи, говорити царю о том, что пожаловал царь, братство и дружбу учинил с великим князем, а пошлины все отставил; и царь бы пожаловал сеуньчника не посылал».

В исследовательской литературе сеунчниками называют гонцов, принесших «добрую весть». Ф.П. Сорокалетов, уделивший специальное внимание термину, на основе широких летописных аналогий, утверждает, что термин вошел в русский язык не ранее XIV века, также связывая «сеунч» с известием о радостном событии/победе, соответственно, сеунчник - гонец, принесший эту победу. В документах Разрядного приказа за первую четверть XVII века существовала даже специальная книга сеунчей.



Царю Ивану IV сеунчник вручает трофеи, взятые у Девлет-Гирея князем Воротынским после сражения при Молодях

Сам факт использования термина именно в Есиповской летописи Сорокалетовым связывается с полной ассимиляцией термина к середине XVII века: из сугубо военного языка он переходит в область неопределенную: в нашем случае сеунчник входит в официальное посольство, которое доставляет грамоту Ивану Грозному. Однако же, указание на «сеунчом атамана и казаков», может свидетельствовать, что Ермак стремился представить к дарам и жалованью все посольство. По крайней мере, из военной области термин переходит в дипломатическую, о чем также свидетельствуют материалы московско-крымской переписки первой четверти XVI века, где сеунчи фигурируют в официальных посольствах достаточно часто.

летописи, источниковедение

Previous post Next post
Up