Археологам на просторах Евразии давно известен такой интересный вид памятников, как курганы с «усами» (КСУ)
Долгое время исследователи спорили, к какой именно эпохе можно отнести их создание, и склонялись к выводу, что в основном эта традиция существовала еще до новой эры, в раннем железном веке.
Однако челябинский археолог и исследователь кочевнических древностей доктор исторических наук Сергей Боталов предложил свой взгляд на решение этой проблемы. Об этом наш сегодняшний разговор.
Сразу заметим, что под руководством Боталова только за последние годы на Южном Урале были раскопаны сразу два интереснейших кургана с «усами» - под Уелгами («МК-Урал» уже рассказывал об этих раскопках) и курган у поселка Рымникский в Брединском районе. Пожалуй, есть смысл подробнее остановиться на последнем комплексе.
Усатый, полосатый
- Сергей Геннадьевич, что дали исследования Рымникского кургана?
- Прежде всего, мы столкнулись с необычной технологией его строительства. Из всех известных и раскопанных на сегодняшний день курганов с «усами» этот не похож ни на что. Насыпь в нем грунтовая с добавлением камня, а на местности, когда мы осматривали памятник, отлично читаются «усы». Растительный покров на них отличается. Мы долго не могли понять, что такое и почему так. И когда начали раскапывать, увидели в стратиграфии памятника одну особенность: эти самые «усы» не насыпались землей или складывались из камней, а наливались из глины. Жидкой глины. За прошедшие века какой-то почвенный слой на них образовался, но растительность все равно на них отличается от общей обстановки. Именно из-за этого «усы» так хорошо и читаются на местности.
- Странная технология…
- Не то слово! Глина растеклась и застыла, изменился почвенный слой, но, думаю, сразу после того, как древние строители закончили объект, смотрелось все это в степи эффектно. И все-таки, на мой взгляд, можно говорить о некоторой деградации, упадке, может быть, нехватке сил и ресурсов у кочевников той эпохи для возведения полноценного кургана с «усами», каким должен быть.
- Кстати, вот вы когда говорите о создателях этого памятника, неплохо бы знать вашу точку зрения на время строительства…
- Ты знаешь, что я давно говорю и повторяю это снова: моя точка зрения не изменилась за эти годы. На сегодня челябинскими археологами исследовано около десяти курганов с «усами» на Южном Урале, и все они приблизительно дают одну и ту же дату. Это время существования Западно-тюркского каганата, дата варьируется от конца V до VIII века нашей эры. В том же Рымникском при раскопках «усов» были найдены обожженные кости, думаю, была некая поминальная тризна. Возможно, был и сосуд, в котором они первоначально лежали, но посуда была деревянной, так что от нее ничего не осталось.
- А кости каких животных были найдены?
- Баран, лошадь.
- Радиоуглеродный анализ будет делаться?
- А он и был сделан, датировка подтверждается. Кстати, еще были найдены костяные накладки, пока непонятного функционала. Возможно, накладки были на седло или колчан, сохранность неважная. Но все равно это редкость для КСУ. Обычно ведь такие курганы вовсе пустые, ладно, если есть обожженные кости.
- А почему вы увязываете раскопки на Уелгах и раскопки Рымникского комплекса?
- Да потому что, похоже, это одна традиция или, может быть, продолжение одной и той же традиции. На Уелгах в центральном кургане мы зафиксировали трупосожжение человека, затем прах захоронили, рядом - обычный для таких случаев колчан. Время и того и того захоронений примерно одинаковое, ну, понятно, плюс-минус. А ведь Уелги и Брединский район - это больше четырехсот километров, разные ландшафтные зоны даже. То есть мы видим постепенное отступление когда-то единой группы племен в более северные части под натиском противника. И понятно, что в такой ситуации, фактически при бегстве, кочевники уже не могли на должном уровне поддерживать «высокие технологии» строительства КСУ. Не было ни времени, ни ресурсов.
- Понятно, что говорить об этнической принадлежности создателей этих памятников можно лишь с большой осторожностью. Но все-таки вы что думаете?
- Мы говорили с тобой об Уелгах, что, вероятнее всего, это были мадьяры. Видимо, те, кто не пошел в Венгрию, а решил остаться и отбиваться здесь. По крайней мере, археологический материал - сабли, серебряные ременные накладки и все остальное - говорит в пользу этой версии. А вообще, если смотреть широко, то мы имеем дело с материальной культурой племен, когда-то входивших в Западно-тюркский каганат времен его падения. Именно падения, потому что происходит, как я уже сказал, определенное упрощение, деградация, если хотите, традиций. Вот с чем мы имеем дело. Когда-то племена, составившие ядро каганата, громили и персов в Иране, и Византия с ними должна была считаться, и понятно, что строили тогда они свои памятники на века. Будучи в зените славы и могущества. Редко ведь кто задумывается об упадке. Но время идет, ситуация меняется, и на смену одним господствующим племенам приходят другие. Скажу, что тюрки даже погибали великолепно - вспомни, на развалинах их каганата возникли мощные союзы, такие как Хазарский каганат, Волжская Булгария и т.д. У хазар, которых разгромил киевский князь Святослав, к слову говоря, правящая династия была из великого тюркского рода Ашина.
Перекрестки Евразии
- До недавнего времени, то есть еще во второй половине прошлого века, в исторической науке было принято считать степи Южного Урала этаким белым пятном на карте. Где не было ничего и ничего не происходило веками, только с появлением русских здесь началась история, - размышляет вслух Боталов.
- Я сам, будучи молодым специалистом, столкнулся еще с такими взглядами, что история творилась где-то там далеко, у Средиземного моря в Риме, на берегах Босфорского пролива в Византии, в Европе или на другой стороне Евразии - в Китае. А на великом пространстве евразийских степей были известны лишь кочевники, да и то потому, что о них упоминали «цивилизованные» народы.
По его словам, ситуация начала меняться, когда он и его поколение пришли в историческую науку. Ошеломляющим открытием стала Синташта - укрепленное городище бронзового века все в том же Брединском районе Челябинской области.
«Сначала все подумали - ну, вроде бы как это случайность, вроде как это исключение, лишь подтверждающее точку зрения на то, что здесь никогда и ничего не было», - вспоминает Боталов.
Но после Синташты был Аркаим, а потом еще с десяток подобных памятников. Впрочем, Сергей Геннадьевич всегда занимался средневековыми кочевниками, был археологом-курганщиком.
- А то, что Великий Тюркский каганат был супердержавой своего времени, империей, которая превосходила размерами Монгольскую, мало кто задумывался, - продолжает мой собеседник. - И наши урало-казахстанские степи входили в ареал влияния древних тюрков, племена, обитавшие здесь с раннего средневековья, были включены в орбиту каганата. И значит, также жили в самой большой империи своего времени. Что подтверждается археологическими находками - это могут быть и артефакты, изготовленные где-нибудь в Римской империи, и, скажем, полированные зеркала родом из Средней Азии или Китая.
Сергей Боталов говорит, что сама по себе эпоха, конечно же, существовала, но вот ее материальность долгое время ускользала от исследователей. Отсюда и такое впечатление о наших землях как о периферии тогдашнего мира.
- Никакой периферией мы не были. Наоборот, здесь, я имею в виду Южный Урал в очень широких границах Оренбуржья, северного Казахстана и прилегающих территорий, сходились караванные пути, по этому коридору между лесом и степью на запад и восток двигались товары, идеи, племена. Двигались и завоеватели в сторону запада, где громили и покоряли тот самый «цивилизованный мир»…
Я утверждаю, что где-то на этих землях поздние сарматы, которые в свое время смели с лица земли скифов, смешались с другими племенами и стали ранними гуннами. Затем они ушли в Европу, где имя Аттилы стало нарицательным. Но была и другая ветвь гуннов, которая двинулась в Индию и сокрушила мощнейшую империю гуптов. Южный Урал - не путать с Челябинской областью! - стал настоящей колыбелью для становления многих народов, - подытоживает исследователь.
- Можно сказать, что наша земля со средневековья была неким центром формирования кочевых сообществ?
- Не только со средневековья, а с бронзового века, я же сказал про Синташту, а возможно, и ранее. Здесь рождались, становились и гибли великие исторические общества, после которых нам остались такие памятники, как те же курганы с «усами».
- Их раскопки будут продолжаться? И сколько вообще на сегодняшний день таких комплексов известно?
- Конечно, будем раскапывать. Вообще, известно сейчас до ста курганов, при этом они все разные по конструкции, с земляными валами, с каменными выкладками, в общем, в древности, как я говорил, это была на каком-то этапе мощная и распространенная традиция. Но всюду курганы отличаются, в этом смысле ни один не похож на другой. Надо продолжать исследования, думаю, нас ждет еще не одно удивительное открытие.
- Сергей Геннадьевич, подытоживая все сказанное, ответьте: кто же мы все-таки?
- Мы как территория, как географическая область?
- Ну да, пусть так…
- Южный Урал был и во многом остается великим коммуникационным пограничьем на огромном острове Евразия. И, как на любом пограничье, здесь всегда происходило множество культурных контактов между различными человеческими сообществами, шел активный обмен идеями, технологиями, знаниями. Не надо забывать об этом факте.
- Спасибо за беседу.
* * *
Великий Тюркский каганат образовался в середине VI века н.э., первым правителем в нем стал Бумын, принявший титул кагана. По легенде, прародителями тюрок (тюркютов) стали хуннский царевич и волчица, правящая династия носила фамилию Ашина. В течение нескольких последующих десятилетий тюрки под водительством каганов из рода Ашина подчинили себе огромные территории - все степи на восток от Алтая и до земли до Волги на западе.
Кочевая империя просуществовала недолго - уже в 603 году каганат был разделен на восточную и западные части. Правители Западно-тюркского каганата в течение буквально нескольких десятилетий раздвинули его границы до западной Индии на юге, а в 626 году войска каганата овладели Тифлисом на Кавказе. Это был пик могущества, после чего начался постепенный упадок. При расцвете каганата в его политическую, экономическую и культурную орбиту оказались втянуты десятки евразийских народов, военные и дипломатические контакты велись со всеми крупнейшими государствами того времени.
* * *
Саки, тюрки… или?
По данным известного археолога из Казахстана А.Бейсенова, первые курганы с «усами» были обнаружены еще в 1920 - 1930 гг. в Казахстане и в Нижнем Поволжье. Систематическое же изучение их в Казахстане началось со второй половины 1940-х гг. - с организацией Центрально-Казахстанской экспедиции.
Впервые их предварительный ареал на территории Казахстана обозначил А.Маргулан, а основные проблемы были изучены М.Кадырбаевым, который и сделал первую типологию этих памятников в 1966 году.
По современным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников (по данным С.Боталова, сегодня уже до 400, включая южноуральские), относящихся к категории курганов с «усами», и эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал таких памятников охватывает Центральный и Северный Казахстан - территорию, относящуюся главным образом к Казахскому мелкосопочнику. Здесь сосредоточено свыше 80 процентов от указанного числа памятников.
География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом бытования тасмолинской археологической культуры. Остальная часть сооружений находится на территории периферийных по отношению к Центральному Казахстану районов республики: Восточного, Западного, Южного Казахстана, Семиречья. Среди этих регионов больше всего их на территории Восточного Казахстана. За пределами Казахстана памятники известны на Южном Урале, в Нижнем Поволжье, на юго-западе степного Алтая, более всего их открыто в степях Южного Зауралья.
Также немногочисленные памятники зафиксированы далеко западнее - на юге Восточной Европы. Распространение курганов с «усами» за пределами современной территории Казахстана связано с этнокультурными влияниями, а также прямыми передвижками групп тасмолинского происхождения в сакское время и последующие периоды.
По поводу семантики памятников исследователи отмечали связь с солярным культом и обрядом жертвоприношения лошади, указывали на поминальный характер сооружений. Центральным элементом в комплексе является простое и небольшое cooружение в виде округлой (овальной, прямоугольной) курганообразной насыпи, реже аналогичной ограды или выкладки. Ограда или выкладка, как правило, содержит на древнем горизонте кости лошади и глиняные сосуды, а также следы разведения огня.
Каменные выкладки-гряды («усы») длиной от нескольких десятков до 200 и более метров отходят в восточном направлении, имея на концах округлые курганообразные сооружения.
Очевидно, что по своему назначению курганы с «усами» связаны с практикой проведения поминальных ритуалов, в содержание которых входили солярный культ, жертвоприношение лошади и другие религиозно-мировоззренческие аспекты древности.
* * *
Башкирские венгры
Мажары (мадьяры) племени аргын являются потомками мадьяр, ранее кочевавших на территории Северного Казахстана. Их предки мадьяры (или венгры) откочевали на запад в начале I тысячелетия н.э.
Оставшись на территории Казахстана, мадьяры ассимилировались с кипчаками и другими племенами, позже составившими казахский народ. Память людей сохранила некоторые древние традиции венгерского народа, а в лексиконе племени есть слова финно-угорского происхождения.
Венгерские ученые пришли к выводу, что мажары являются прямыми потомками их общих с древними венграми предков. Например, в работе Андраша Биро были собраны и проанализированы гаплотипы (совокупность аллелей на локусах одной человеческой хромосомы) 45 представителей мажар, 39 из которых были носителями гаплогруппы G, и, соответственно, был сделан вывод о вероятных генетических контактах с венграми в прошлом. В 2009 году венгерские генетики пришли к выводу, что мажары являются потомками общего с венграми древнего уральского этноса - мадьяр.
Издревле представители рода мажар проживают в Тургайской области нынешнего Казахстана. Нехватка доступных письменных данных дополняется исторической памятью народа. Так, стало известно, что 300 - 400 лет назад потомки древних мадьяр поселились вокруг озера Сарыкопа.
Вероятно, они прибыли из юго-восточного региона Каратау, что расположен в южном Казахстане, который в настоящее время входит в состав Джамбульской области.
Мажар как этническую группу в XVI - XVII веках упоминают хроники Арало-Каспийского региона - как воинов, приближенных к хану Абулхаиру. Исследователь Майкл Бенко отмечает, что, по данным одного исследования, в 1847 году они являются третьим по величине племенем мадьяр, жившим близ озера Сарыкопа.
К 1866 году их численность сократилась до 260 юрт, а в период Первой мировой войны тургайские мадьяры даже были рекрутированы правительством России на тыловые работы, что привело к еще большему сокращению численности представителей этого рода. Кстати, в период коллективизации в Казахстане число представителей племени уменьшилось в несколько раз. В настоящее время мажары, как правило, живут вдали от городов, в относительной изоляции.
Внимание научного сообщества к родству племени мажар и венгров в первый раз в 1964 году привлек казахский лингвист Сейтбек Нурханов и венгерский ученый Тибор Тот.
Как предполагают эти ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической родине, предположительно на территории Башкирии, или исторической Великой Венгрии.
Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. Интересно, что до сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр.
Венгры, проживающие в современной географической области, переселились сюда путем завоевания около 1000 лет назад, это переселение хорошо изучено этнографами, лингвистами и археологами
Заметим сразу: венгерский язык принципиально отличается от большей части Европы, говорящей на индоевропейских языках. Антропологического анализ останков костей Х века (период завоевания венграми Восточной Европы) также показал характер их среднеазиатского происхождения.
Венгерские археологи и этнографы обнаруживают связь между венграми и различными древними сибирскими и среднеазиатскими народами (скифами, иранцами, тюрками и т.д.). Единство было разрушено в XIII столетии.
Когда мощное монгольское войско появилось в степях между Дунаем и Волгой, сорок тысяч семей кипчаков под началом Котан-хана ушли в Венгрию. Оставшиеся покорились. Сейчас на территории Венгрии существует область Кунзаг (Кипчакия), делящаяся на два округа - Кишкунзаг (Малая Кипчакия), занимающая часть междуречья Дуная и Тисы, и Надькунзаг (Большая Кипчакия), расположенная на правобережье Тисы в районе ее среднего течения.
В справочниках отмечается, что живущие здесь кипчаки сохраняли свою автономию и свой язык до конца XVIII века и только потом были ассимилированы. Многие венгерские исследователи до сих пор уверяют, что в стране по-прежнему можно встретить потомков древних венгров-кипчаков-половцев, переселившихся сюда как во времена легендарного Арпада, так и перед самым нашествием Бату-хану.
http://chel.mk.ru/interview/2012/10/10/759140-usatyie-grobnitsyi.html